Сможет ли накопительно-ипотечная система решить
жилищную проблему военнослужащих?
"Закон превыше всего, но как быть,
когда милосердие оказывается выше закона.".
Б. Тосья
Вопрос обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями в настоящее время является одним из наиболее важных и актуальных. Его нерешенность стала причиной ряда негативных социальных явлений в жизнедеятельности общества и армии. Большинство военнослужащих, не получивших жилье от Министерства обороны РФ, несут серьезные материальные издержки в связи с явно недостаточным размером компенсации за поднаем жилья*(1).
Социально-бытовая неустроенность влияет к тому же на демографическую ситуацию среди офицеров (по данным Общероссийского профессионального союза военнослужащих, половина семей молодых военных не имеет детей, распадается до 40% браков, число офицеров-холостяков за последние пять лет увеличилось в 2,5 раза). Растет финансовая нагрузка на бюджет Министерства обороны, поскольку отслуживший положенный срок офицер не может быть уволен без предоставления жилья и остается в распоряжении командира части, продолжает получать положенное денежное довольствие. Кроме всего прочего, наблюдается довольно высокий процент оттока военных специалистов из Вооруженных Сил РФ. Так, Счетная палата Российской Федерации оценивает потери от досрочного увольнения лейтенантов с военной службы в 16 млрд. руб. Для сравнения: в 2002-2003 гг. по разделу федерального бюджета "Военная реформа" на сертификаты для покупки жилья для военнослужащих выделено 15,98 млрд руб.*(2) Безусловно, обеспечение жилыми помещениями защитников Отечества должно считаться первостепенной задачей нашего государства, ибо перечисленные выше явления негативным образом оказывают воздействие на военную организацию и обороноспособность Вооруженных Сил, являющихся гарантом обеспечения целостности и неприкосновенности государства.
Итак, прошло уже более трех лет с тех пор, как был принят Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (НИС), ставший основой создания принципиально новой системы обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Действие Закона направлено прежде всего на молодых офицеров, прапорщиков, старшин, сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, на тех, кто только начинает служить*(3). Следует отметить, что в настоящее время НИС существует только на бумаге, так как нет практического опыта ее реализации. Только в 2008 г. первые добровольные участники НИС из числа офицеров получат право, используя накопленные средства, взять ипотечный кредит и приобрести жилье, в 2011-2012 гг. офицеры - первые обязательные участники НИС - также получат это право. Какое влияние окажет созданная этим Законом накопительно-ипотечная система на жилищное обеспечение военнослужащих? Что ожидает военнослужащих, ставших участниками накопительно-ипотечной системы?
Для ответа на эти вопросы для начала попробуем разобраться в том, как же планируется организовать реализацию права на жилище участников накопительно-ипотечной системы.
Законом предусмотрена обязанность государства для каждого военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, организовать накопление в течение всего периода его службы определенной суммы, которую этот военнослужащий затем может использовать на приобретение жилья в свою собственность. Для этих целей из федерального бюджета специальному уполномоченному федеральному органу должны ежеквартально перечисляться накопительные взносы (из расчета на каждого участника НИС), которые учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы. Далее этот орган передает указанные средства управляющим компаниям, которые он отбирает по конкурсу для управления этими средствами. Управляющие компании, получив эти средства, инвестируют их под контролем специализированного депозитария (также определяемого уполномоченным федеральным органом на конкурсной основе). Полученные от инвестирования доходы (за вычетом расходов управляющих компаний) вместе с накопительными взносами образуют накопления для жилищного обеспечения и учитываются на именных накопительных счетах участников НИС. Вот эти-то накопления для жилищного обеспечения и должен получить военнослужащий, отслужив положенный ему срок, в результате реализации данного Закона.
Законом предусматривается решить задачи новой системы обеспечения жильем военнослужащих, которые были определены при разработке НИС:
"- переход от обеспечения военнослужащих за счет государства отдельными квартирами к накоплению денежных средств для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства;
- возможность приобретения жилья через три года нахождения в накопительно-ипотечной системе за счет ипотеки;
- стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицерского корпуса, на основе стимулирования заинтересованности военнослужащих в продолжении военной службы"*(4).
Размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее накопительного взноса, полученного путем индексации фактически начисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
Так, размер накопительного взноса в 2005 г. составил 37 000 руб., в 2006 г. - 40 600, в 2007 г. - 82 800 руб. Предполагаемые размеры накопительного взноса в 2008 г. - 89 900 руб., в 2009 г. - 96 300, в 2010 г. - 102 800 руб. На цели жилищного обеспечения из федерального бюджета в 2005 г. было выделено 1,031 млрд руб., в 2006 г. - 3,279 млрд, в 2007 г. - 5,529 млрд руб. Запланировано выделить в 2008 г. - 8,269 млрд руб., в 2009 г. - 11,747 млрд, в 2010 г. - 14,2 млрд руб.*(5) Во исполнение поручения Правительства РФ Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти были разработаны Концепция и План проведения в 2007 г. эксперимента по ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы, которые одобрены поручением Правительства РФ от 21 июня 2006 г. N СИ-П4-2820. На финансирование проведения эксперимента Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" были предусмотрены средства в объеме 100 млн руб.*(6)
Предлагаемая система имеет целый ряд весьма существенных преимуществ.
К примеру, военнослужащие получают возможность по своему усмотрению распорядиться финансовыми средствами, предоставляемыми государством, в целях решения своих жилищных проблем. При этом они могут сами принимать решения по качеству, размеру и местоположению приобретаемого жилья, исходя из установленных законом ограничений по размерам предоставляемой государством финансовой помощи, а также возможностей и желаний военнослужащих по привлечению собственных финансовых средств и заемных средств кредитных учреждений.
Военнослужащие могут самостоятельно определить время приобретения жилья. Право на это у них появляется уже через три года военной службы по контракту*(7), и возможность реализовать его сохраняется на протяжении всего периода прохождения военной службы до ее окончания. Кроме того, приобретаемое жилое помещение сразу же после приобретения становится собственностью военнослужащих.
В случае отсутствия необходимости в приобретении жилья военнослужащие имеют право при увольнении с военной службы накопленные на именных накопительных счетах средства использовать на любые другие цели по своему усмотрению.
На первый взгляд НИС позволит полностью решить поставленные перед ней задачи, а также сможет вывести из застоя жилищную проблему военнослужащих. Вместе с тем, системный анализ закрепленных в Законе норм заставляет в этом усомниться.
Прежде всего серьезную обеспокоенность вызывает то, что в Законе не прописаны конкретные нормы, защищающие право участников НИС на получение причитающихся им средств в случае утраты этих средств одной или несколькими управляющими компаниями. Часть 3 ст. 11 Закона, устанавливающая, что использование участником денежных средств в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете, "является исполнением государством своих обязанностей по жилищному обеспечению военнослужащего", в отсутствие четкого механизма получения таких средств в случае утраты жилищных накоплений управляющими компаниями скорее только подчеркивает, что государство ограничивает свои обязательства по жилищному обеспечению военнослужащего исключительно теми, которые перечислены в ч. 1 ст. 11 Закона. То, что "накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию" (ч. 8 ст. 5 Закона), не защищает указанные средства от угрозы их утраты в результате инвестирования. Тем более что перечень разрешенных активов инвестирования указанных средств (ст. 16 Закона) включает в себя исключительно ценные бумаги, денежные средства на счетах в кредитных организациях, а также паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иностранных эмитентов. Размещение накоплений для жилищного обеспечения в иные объекты инвестирования (в том числе в объекты недвижимости) Законом прямо запрещено (ч. 2 ст. 16 Закона). Таким образом, получение военнослужащим указанных средств фактически ставится в зависимость от состояния фондовых рынков и устойчивости банков, а также от успешности деятельности уполномоченных компаний, избранных специальным уполномоченным федеральным органом. Иными словами, дай-то бог, чтобы все сотрудники этих компаний оказались честными, добросовестными людьми, чтобы им в их нелегком деле всегда сопутствовала удача, чтобы их контрагенты всегда исполняли свои обязательства, чтобы фондовые и страховые рынки, банковские системы успешно развивались и чтобы не было никаких дефолтов и прочих неприятных вещей все 20 лет (которые военнослужащий должен прослужить, чтобы "отработать право на квартиру"). Иначе, прослужив добросовестно эти самые 20 лет, военнослужащий (а с ним и члены его семьи) может с удивлением узнать, что купить квартиру, на которую он рассчитывал все эти годы, ему не удастся. Интересное получается "стимулирование заинтересованности военнослужащих в продолжении военной службы". В этом отношении вполне обоснованно выглядит предложение детально проанализировать предусмотренные Законом механизмы обеспечения сохранности указанных средств и, при необходимости, предусмотреть дополнительные меры по снижению рисков, установив обязательства государства по своевременному восполнению из федерального бюджета утраченных финансовых средств*(8).
Следует отметить, что в ходе работы над законопроектом в Государственной Думе Комитет по обороне обращал внимание разработчиков на необходимость решения данной проблемы. Кроме того, проведя по поручению руководства одного из комитетов Государственной Думы анализ данного законопроекта, группа экспертов (в состав которой входили, в частности, В. Бараненков, Ю. Берладир, Е. Григорьев) подготовила проекты ряда поправок, включавших в том числе предложение закрепить в Законе субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам уполномоченного органа перед военнослужащим или признание этих обязательств государственным внутренним долгом (по аналогии со вкладами граждан в Сбербанк). Но разработчиками такой подход был отвергнут под предлогом его несоответствия принципам рыночной экономики. В результате получилось, что военнослужащий фактически становится "заложником" НИС, даже не имея права выбрать (в отличие от пенсионеров) управляющую компанию*(9).
Наряду с указанным недостатком специалистами отмечается и целый ряд других.
Так, А.В. Кудашкин отмечает несогласованность Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ)*(10).
Наибольшее, пожалуй, количество недостатков Закона выявлено в работе Р.Н. Афанасьева и А.Н. Афанасьева. В частности, по их мнению:
- размер жилищных накоплений не учитывает состав семьи военнослужащего;
- военнослужащим не гарантируется возможность приобретения жилья по расчетным нормам, использовавшимся при подготовке Закона;
- существенно сокращаются возможности приобретения жилья в крупных административных центрах без привлечения собственных или заемных средств;
- не предусматривается возможность размещения средств жилищных накоплений непосредственно в программы, связанные со строительством жилья для военнослужащих;
- необоснованно ограничено использование жилищных накоплений (не допускается приобретение строящегося жилья, а также использование указанных средств для приобретения жилья через жилищно-строительные и иные кооперативы);
- необоснованно лишены права на использование жилищных накоплений военнослужащие, увольняющиеся по таким "некомпрометирующим основаниям", как истечение срока контракта или существенные и (или) систематические нарушения в отношении военнослужащего условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти;
- указание на то, что предусмотренные частью 2 ст. 4 Закона дополнительные выплаты военнослужащим, прослужившим от 10 до 20 лет, производятся "по решению федерального органа исполнительной власти", является предпосылкой для развития коррупции в этой сфере, так как обусловливает зависимость такого решения от субъективного отношения должностных лиц*(11).
На это же указывает и А.Ю. Стешин, отмечая, что выделение средств военнослужащим в отдельных случаях в зависимости от решения федерального органа исполнительной власти способствует возникновению и распространению среди высших военных чинов взяточничества и "торговли влиянием"*(12).
Также А.Ю. Стешин относит к недостаткам накопительно-ипотечной системы незаинтересованность военнослужащих, которые приобрели жилье в собственность, в переезде на новое место службы и то, что размер жилищных накоплений не учитывает разницу рыночных цен на жилые помещения в различных регионах России*(13).
Весьма критически относится к НИС и А.И. Землин, отмечающий, что она "рассчитана на долгосрочную перспективу, предполагает наличие оператора, осуществляющего накопление и эффективное использование средств, что заведомо исключает возможность решения проблемы обеспечения жилой площадью военнослужащих в ближайшей перспективе и вызывает серьезные сомнения в ее реализации, поскольку весьма напоминает в основных своих положениях программу пенсионной реформы, результаты которой более чем очевидны"*(14).
О.А. Овчаров, высказывая "сомнение в эффективности функционирования этого порядка жилищного обеспечения", в качестве недостатка указывает также, что НИС "предусматривает возможность размещения средств военного бюджета в иностранных ценных бумагах" (вместо размещения "исключительно в стратегически важных для обороны страны и перспективных секторах экономики"), что, по его мнению, как правовое средство "по своей сущности противоречит интересам государства, его обороны: подрывает экономическую и военную мощь нашей страны, в связи с чем должно быть в кратчайшие сроки отменено или, в крайнем случае, скорректировано не на интересы иностранной экономики, а на интересы России и ее Вооруженных Сил"*(15).
Системный анализ положений Закона, определяющих организационно-правовые основы реализации права участника НИС на жилище, выявляет еще несколько существенных проблем.
Так, согласно ч. 4 ст. 5 Закона, учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Таким образом, ФСБ России, СВР России, ФСО России и иные федеральные органы обязаны предоставлять в этот самый уполномоченный федеральный орган информацию обо всех своих сотрудниках, являющихся военнослужащими. Аккумулирование такой информации (даже при минимальном наборе параметров, например: фамилия, имя, отчество и личный номер) в одном федеральном органе представляется крайне опасным, так как в случае утечки такой информации национальной безопасности Российской Федерации может быть нанесен непоправимый ущерб. Таким образом, представляется крайне важным принятие адекватных организационно-правовых мер защиты информации об участниках НИС, в том числе в рамках правил функционирования НИС, утверждаемых постановлением Правительства РФ (ч. 3 и 9 ст. 5 Закона).
Сопоставление норм, определяющих порядок получения и использования накоплений для жилищного обеспечения, заставляет усомниться в том, что Закон позволит решить такую важную задачу, поставленную перед его разработчиками, как "стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицерского корпуса, на основе стимулирования заинтересованности военнослужащих в продолжении военной службы"*(16). В частности, участник НИС получает право приобрести жилое помещение в свою собственность за счет средств, накопленных на его именном накопительном счете:
1) через 20 лет военной службы (в календарном исчислении) - в полном объеме (п. 1 ст. 10 и п. 3 ст. 4 Закона);
2) после 10 лет военной службы (только при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста или по состоянию здоровья или в связи с проведением организационно-штатных мероприятий или по семейным обстоятельствам, предусмотренным законом) - в объеме накопленных к тому времени средств (п. 2 ст. 10 Закона);
3) после 3 лет участия в накопительно-ипотечной системе - путем получения целевого жилищного займа на сумму не более накопленной на день предоставления такого займа (ст. 14 Закона).
Считается, что размер ежегодного накопительного взноса индексируется с учетом уровня инфляции. Однако значительный рост цен на жилье в последние годы заставляет усомниться, что накопленных средств будет достаточно военнослужащему, добросовестно отслужившего 20 лет, для приобретения в собственность жилья повышенной комфортности в престижном районе крупного административного центра. Да и кто даст гарантию, что за 20 лет к власти не придут новые политические силы и не начнут снова переделывать систему жилищного обеспечения военнослужащих, в результате чего все предыдущее накопление денег потеряет смысл?
Прослужив 10 лет, военнослужащий получает право приобрести жилое помещение в свою собственность за счет средств, накопленных на его именном накопительном счете, только в случае увольнении с военной службы по достижении предельного возраста, или по состоянию здоровья, или в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, или по семейным обстоятельствам, предусмотренным законом, - в объеме накопленных к тому времени средств. Здесь можно вспомнить древнеримское изречение "Закон суров, но это закон!", хотя неясно, почему закон действительно так суров к тем, кому, возможно, просто не удастся дослужить установленные разработчиками 10 лет, к примеру вследствие ранения в бою. Непонятно, почему лишаются права на получение жилищных накоплений те, кто будет вынужден уволиться (на законном основании!) вследствие невыполнения контракта со стороны федерального органа исполнительной власти или просто по окончании контракта, даже добросовестно прослужив более 10 лет? Чем же заранее так "провинились" эти военнослужащие перед разработчиками Закона? Насколько такой подход сможет побудить военнослужащих служить в течение 10 лет с учетом риска вообще ничего не получить, судить трудно.
Теоретически выходом для военнослужащего из создающейся ситуации могло бы быть получение по истечении 3 лет участия в НИС целевого жилищного займа "на сумму не более накопленной на день предоставления такого займа". Таким образом, через 3 года участия в НИС и с учетом законодательно утвержденных накопительных взносов за 2005-2007 гг. эта сумма будет составлять 37 000 + 40 600 + 82 800 = 160 400 (руб.). Этот заем, согласно ч. 1 ст. 14 Закона, носит строго целевой характер и может быть использован исключительно для приобретения жилья под ипотечный залог или для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу). Следует отметить, что таким образом военнослужащий может получить "финансовую поддержку" от государства не свыше "причитающихся ему" жилищных накоплений и только при условии продолжения службы. Но при этом надо учитывать и то, что получить ипотечный кредит в банке не так-то просто (тем более что, по мнению специалистов, у наших банков нет достаточного количества "длинных денег" (т.е. кредитных ресурсов), которые они могли бы предоставить на длительные сроки (в нашем случае на 10-15 лет). Кроме того, банк не благотворительная организация и если все-таки выдаст кредит, то не менее чем под 12-15% годовых, что достаточно обременительно даже для весьма обеспеченных людей. Такой вариант трудно назвать приемлемым для военнослужащего, получающего денежное содержание, которого ему с трудом хватает на выживание. Если же в нашем случае военнослужащему все-таки удастся получить кредит, например на 7 лет, то перечисляемых государством средств будет хватать лишь на погашение "тела кредита", а проценты по нему будет погашать сам военнослужащий*(17). Самый неприятный "сюрприз" ожидает получившего целевой жилищный заем военнослужащего при его "досрочном" увольнении, если у него не возникли основания, предусмотренные п. 1 и 2 ст. 10 Закона*(18), так как в этом случае, помимо обязанности вернуть полученный целевой заем, "начиная со дня увольнения по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении такого займа" (ч. 2 ст. 15 Закона). Иначе говоря, получив ипотечный кредит, военнослужащий "влезает в долги" перед банком (12-15% годовых), а в случае "досрочного" (по мнению разработчиков Закона) увольнения - становится еще и должником государства (размер процентной ставки пока неизвестен).
Следует, видимо, согласиться с утверждением специалистов о том, что "Закон носит ярко выраженную одностороннюю "ипотечную" направленность. Так, статья 12 явно "подталкивает" участников к получению ипотечного кредита. Это связано с тем, что в случае гибели участника члены семьи получат только то, что он успел накопить, так как из содержания ч. 1 и 2 ст. 4 Закона следует, что дополнительные выплаты производятся "по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба", только нуждающимся в улучшении жилищных условий"*(19). Иными словами, если военнослужащий погиб, его семья имеет право получить то, что за время его службы было накоплено на его счету. Дополнительную выплату члены его семьи смогут получить только при одновременном наличии следующих условий:
- если они будут признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- "по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба";
- при наличии у этого федерального органа соответствующих средств (которые, со слов разработчиков, федеральный орган будет выделять за счет собственного бюджетного финансирования и выделение которых ни в данном Законе, ни в Законе о федеральном бюджете прямо не предусмотрено).
Совсем иной подход предусмотрен в Законе для тех участников НИС, кто понял его "стимулирующую ипотечную направленность" и успел до своей гибели воспользоваться целевым жилищным займом и использовать его на ипотечное кредитование. Согласно ч. 3 ст. 12 Закона, члены семьи такого участника могут принять на себя его обязательства по указанному ипотечному кредиту (займу) и получают право на продолжение погашения ипотечного кредита (займа) за счет начислений на именной накопительный счет участника до даты, указанной в договоре предоставления целевого жилищного займа на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу). Причем в указанном случае данное право уже не зависит от нуждаемости в улучшении жилищных условий и решения федерального органа исполнительной власти. Учитывая указанные обстоятельства и опасность профессии, вполне логично было бы при таком подходе взять этот самый ипотечный кредит, чтобы не обрекать семью на неопределенность и "обивание порогов". В этом отношении стимулирующее значение Закона вполне очевидно и построено весьма профессионально. Если указанный подход разработчиков Закона вызван не стремлением расширить таким образом клиентскую базу банковского ипотечного кредитования (направляя военнослужащих "строем" в банки за кредитами под немилосердные проценты), то непонятно, почему так ограничены права семей тех военнослужащих, которые все-таки не решатся "взвалить на себя" это самое кредитование на предлагаемых условиях. Почему (в отличие от успевших стать клиентами банков) семьи погибших, которые не смогли стать кредиторами банка в силу недостаточности денежного содержания, могут получить помощь государства только при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и только при наличии положительного решения федерального органа?
После анализа некоторых норм Закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", создается впечатление, что истинной целью его является отнюдь не обеспечение военнослужащих жилыми помещениями, а получение прибыли управляющими компаниями за счет инвестирования денежных средств, предназначенных военнослужащим. Да и большинство положений Закона посвящено именно экономическим процессам (ст. 16-35). В связи с этим вспоминаются многочисленные популистские лозунги принятого в спешке Закона. Среди них: "НИС полностью позволит обеспечить жильем военнослужащих без собственных вложений!", "Пока вы молоды и полны сил - идите служить по контракту. Служба по контракту - шаг в будущее!". Однако в реальности дело обстоит вовсе не так благополучно и безоблачно.
В целом офицеры пессимистично оценивают способность НИС сократить количество увольняемых военнослужащих, не выслуживших установленный срок службы по контракту. Так, в ходе опросов общественного мнения выяснилось: каждый четвертый (25,3%) считает, что реализация НИС никак не повлияет на офицеров, увольняющихся до истечения срока контракта. Почти половина (48%) офицеров посчитали, что введение накопительной системы окажет незначительное (слабое) влияние на процесс стабилизации кадров, и, соответственно, только 17% респондентов думают, что НИС будет активно способствовать сохранению офицерских кадров*(20).
Конечно же, ссылаясь на эпиграф данной статьи, хочется верить, что "милосердие окажется выше закона" и государство "повернется лицом" к людям в погонах, обеспечивающим состояние защищенности в обществе. Устранение явных негативных очертаний НИС возможно только на высшем законодательном уровне, путем создавания системы непротиворечивых и внутренне согласованных норм. Первый шаг к достижению этой цели был сделан 11 октября 2007 г., когда в первом чтении был рассмотрен и принят законопроект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы РФ 20 сентября 2007 г. (А.М. Макаров, А.Б. Коган, В.М. Заварзин, А.М. Головатюк)*(21).
Целью предстоящих изменений, по словам авторов законопроекта, является устранение на законодательном уровне недостатков правового регулирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, содержащихся в федеральных законах "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и в Налоговом кодексе Российской Федерации, препятствующих эффективному функционированию накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Законопроект предусматривает увеличение количества категорий военнослужащих, на которых распространяется накопительно-ипотечная система. Предполагается расширение оснований для использования накоплений для жилищного обеспечения участниками накопительно-ипотечной системы; в частности, предусмотрена возможность использования накоплений лицами, продолжительность военной службы которых составила 20 лет в льготном исчислении, а также гражданами, уволенными с военной службы по состоянию здоровья и признанными не годными к военной службе - вне зависимости от продолжительности службы. Законопроектом предусмотрено расширение возможностей использования средств целевых жилищных займов участниками накопительно-ипотечной системы - для участия в долевом строительстве и для оплаты расходов при оформлении сделки по приобретению жилого помещения (жилых помещений) и страхования рисков в соответствии с условиями соответствующих договоров или закладной.
По словам Председателя Комитета Госдумы по обороне В. Заварзина, принятие данного закона приведет к повышению привлекательности накопительно-ипотечной системы.
Д.Ю. Мананников
"Гражданин и право", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно Постановлению Правительства РФ "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 г. N 909, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается в размере, не превышающем:
- в Москве и Санкт-Петербурге - 1500 руб.;
- в других городах и районных центрах - 1200 руб.;
- в прочих населенных пунктах - 900 руб.
*(2) См.: Таранов А.П. Современные проблемы военного образования // Материалы к межвузовской научно-практической конференции "Актуальные проблемы правового регулирования деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения военной реформы". М., 2004. С. 88
*(3) В отношении военнослужащих, заключивших контракты до 1 января 2005 г., сохраняется ранее действовавший порядок жилищного обеспечения
*(4) Акчурин З.Х. Проблемы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации: накопительно-ипотечная система / Материалы к межвузовской научно-практической конференции "Актуальные проблемы правового регулирования деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации..." М., 2004. С. 10.
*(5) См.: Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. // Материалы к заседанию Правительства РФ 22 марта 2007 г.
*(6) См.: http://www.pif.bn.ru/forum 736.html.
*(7) См. п. 1 ст. 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
*(8) См.: Афанасьев Р.Н., Афанасьев А.Н. О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих // Российский военно-правовой сборник. 2006. N 4. С. 78.
*(9) См.: Бараненков В.В. Анализ положений Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 7.
*(10) Кудашкин А.В. Конституционное право на жилище в контексте проблем реализации жилищных прав военнослужащих // Там же. С. 21.
*(11) См.: Афанасьев Р.Н., Афанасьев А.Н. Указ. изд. С. 76-78.
*(12) При рассмотрении законопроекта "ко второму чтению" соответствующие поправки к законопроекту (направленные на устранение неопределенности и возможной "коррупционности" указанной нормы), подготовленные экспертной группой по поручению депутатов Государственной Думы, были частично учтены разработчиками. В частности, после слов "по решению" было исключено слово "руководителя", что позволит лишь несколько упростить процедуру получения соответствующего разрешения.
*(13) См.: Стешин А.Ю. Жилье - мое! Или еще раз о проекте федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 8.
*(14) Землин А.И. Социально-правовые аспекты финансирования программ по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями // Российский военно-правовой сборник. М., 2006. С. 246-247.
*(15) Актуальные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". М., 2005. Вып. 57.
*(16) Акчурин З.Х. Указ. изд. С. 10.
*(17) В любом случае размер индексации не может быть выше банковской кредитной ставки, так как она, в свою очередь, не может быть меньше размера инфляции (ставки рефинансирования Банка России) + плата за услуги банка, включая его прибыль. По этим же причинам уменьшение ставки банковского ипотечного кредитования в обозримом будущем вряд ли возможно (если только вдруг не понизится уровень инфляции).
*(18) 20 лет военной службы либо увольнение с военной службы по достижении предельного возраста, или по состоянию здоровья, или в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, или по семейным обстоятельствам, предусмотренным законом.
*(19) Афанасьев Р.Н., Афанасьев А.Н. Указ. изд. С. 78.
*(20) Социологический центр Вооруженных Сил РФ на сайте Министерства обороны РФ http://www.mil.ru/849/11876/16392/index.shtml.
*(21) См.: http://www.er-duma.ru/press/24839.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сможет ли накопительно-ипотечная система решить жилищную проблему военнослужащих?
Автор
Д.Ю. Мананников
"Гражданин и право", 2008, N 3