г. Вологда |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А05-10715/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" Осиповой В.Г. по доверенности от 29.12.2013 N 7-150ЮР, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Забаровской А.Н. по доверенности от 10.01.2014 N 02-10/00019, Медуницина А.Н. по доверенности от 24.09.2013 N 02-11/03647,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 ноября 2013 года по делу N А05-10715/2013 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 10229010030701022901003070; далее - общество, ОАО "Архангельский ЦБК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1072901006463; далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам) от 26.03.2013 N 07-09/01211 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 2.1, 2.5, 2.6 описательно-мотивировочной части решения и пунктов 1, 3, 4 (повторно пронумерован как пункт 3) резолютивной части решения о доначислении налога на имущество организаций (далее - налог на имущество) за 2010 год в сумме 45 082 рублей, начисления пени по данному налогу в размере 9299 рублей 22 копеек, привлечения к налоговой ответственности в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в сумме 9016 рублей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 ноября 2013 года по делу N А05-10715/2013 в удовлетворении требований общества отказано.
ОАО "Архангельский ЦБК" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что спорное имущество - "Сервер R/3" (далее - сервер) на момент его приобретения и в период до 29.10.2010 не использовалось обществом в предпринимательской деятельности, не приносило организации экономической выгоды, в связи с чем не являлось объектом основных средств, а, следовательно, объектом обложения налогом на имущество. Также указывает, что налогоплательщик принимал меры по доведению сервера до состояния готовности и возможности эксплуатации. Полагает, что у ОАО "Архангельский ЦБК" возникнет обязанность по уплате налога на имущество с момента начала готовности и возможности эксплуатации указанного имущества в деятельности предприятия.
Инспекция в отзыве и ее представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджеты) за период с 01.01.2009 по 23.04.2012, по результатам которой составлен акт от 11.02.2013 N 07-09/1.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 11.02.2013 N 07-09/1, заместитель начальника МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам принял решение от 26.03.2013 N 07-09/01211 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату налога на имущество в сумме 84 208 рублей, предложении уплатить недоимки по налогам в общей сумме 122 771 877 рублей, пени по налогу на имущество в размере 62 716 рублей.
В порядке главы 19 Кодекса ОАО "Архангельский ЦБК" обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, которое решением от 05.06.2013 N 07-10/1/06261 утвердило решение инспекции от 26.03.2013 N 07-09/01211.
Общество не согласилось с решением инспекции, поэтому обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В оспариваемом решении налогового органа зафиксировано правонарушение, выразившееся в занижении налоговой базы для расчета налога на имущество за 2010 год по объекту основных средств - серверу на сумму 2 049 173 рублей, неуплата налога составила 45 082 рубля.
На основании договора от 23.03.2010 N 04-00109 ОАО "Архангельский ЦБК" (заказчик) приобрело у закрытого акционерного общества "Бизнес Компьютер Центр" (продавец) компьютерное оборудование.
Сервер стоимостью 9 729 041 рубль 94 копейки выдан со склада по акту о приеме-передаче от 09.07.2010 для монтажа, работы по которому производились собственными силами общества.
Работы по монтажу оборудования стоимостью 62 772 рублей 46 копеек приняты по акту о приемке выполненных работ от 31.07.2010 N 1.
Также в стоимость основного средства включены затраты по содержанию аппарата управления по капитальным вложениям ОАО "Архангельский ЦБК" за июль 2010 года в размере 197 904 рублей 38 копеек.
Первоначальная стоимость основного средства сформирована на 31.07.2010 в размере 9 989 718 рублей 78 копеек.
Однако к бухгалтерскому учету сервер принят обществом 29.10.2010 на основании акта приема-передачи объекта основных средств N 47.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01).
Пунктом 4 ПБУ 6/01 установлено, что основанием для постановки недвижимого имущества на баланс в качестве основного средства является выполнение следующих условий: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
В пункте 8 ПБУ 6/01 установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования; суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; таможенные пошлины и таможенные сборы; невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Таким образом, объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на имущество после того, как он приведен в состояние, пригодное для использования, то есть произведены все затраты, связанные с приобретением (строительством, созданием) и приведением его в состояние готовности к эксплуатации (независимо от ввода его в эксплуатацию).
По утверждению ОАО "Архангельский ЦБК", после подписания акта от 31.07.2010 объект не мог использоваться в производстве, для его подключения необходимо было провести комплекс мероприятий, требующих тщательного планирования и длительной подготовки сложной распределительной системы, которую нельзя останавливать, работы по подключению сервера завершены 29.10.2010, оформлен акт о приемке выполненных работ от 29.10.2010 N 148, после чего объект принят к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.
Однако в рассматриваемом случае обществом не подтверждена надлежащими доказательствами невозможность использования сервера с 01.08.2010.
Суд апелляционной инстанции критически относится к письму общества с ограниченной ответственностью "САП СНГ" от 30.10.2013 N 11281, поскольку отсутствуют сведения о том, что названная организация уполномочена давать разъяснения по спорному вопросу, также в письме не имеется данных, позволяющих идентифицировать объект основных средств, в отношении которого даются эти разъяснения.
Кроме того, в случае проведения работ по вводу сервера в информационную систему ОАО "Архангельский ЦБК", затраты по содержанию (заработная плата) работников, выполнивших указанную работу, подлежали включению в стоимость основного средства, в противном случае ее размер будет недостоверен.
Поскольку формирование первоначальной стоимости основного средства завершено 31.07.2010, необходимость проведения дополнительных пусконаладочных работ не доказана, с 01.08.2010 сервер должен быть учтен обществом в качестве объекта обложения налогом на имущество.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ОАО "Архангельский ЦБК" в удовлетворении требований.
Учитывая вышеизложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Ввиду того, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по государственной пошлине с инспекции в пользу общества взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 ноября 2013 года по делу N А05-10715/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10715/2013
Истец: ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2834/14
30.01.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-12070/13
28.01.2014 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10715/13
20.11.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10715/13