г. Пермь |
|
03 февраля 2014 г. |
Дело N А71-8712/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.
судей Варакса Н. В., Сафоновой С. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Л. П.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Северный" (ОГРН 1081841004629, ИНН 1808209252): Логинов Ю. А., удостоверение, доверенность от 26.10.2013; Широбоков В. В., паспорт, доверенность от 26.10.2013; Кирьянова М. А., паспорт, доверенность от 28.01.2014;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800269928, ИНН 1831099255): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Северный"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 ноября 2013 года
по делу N А71-8712/2013,
принятое судьей Калининым Е. В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северный"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике
о признании незаконным решения от 18.07.2013 N 524-П об отказе в предоставлении лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Северный" (далее - ООО "Северный", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (далее - управление, заинтересованное лицо) N 524-П от 18.07.2013 об отказе в предоставлении ООО "Северный" лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.11.2013 (резолютивная часть объявлена 06.11.2013) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем приведены доводы о незаконности решения управления. Акцентирует внимание на том, что обществом оспорен отказ заинтересованного лица в выдаче лицензии на объект свалки ТБО, тогда как судом сделаны выводы применительно к полигону для твердых бытовых отходов. Ссылаясь на временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 15.07.1994, указывает, что ими предусмотрен такой вид объекта размещения отходов, как санкционированная свалка, которой являются разрешенные органами исполнительной власти территории для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со СНиП 2.01.28-85. Полагает, что поскольку свалка не является объектом недвижимости и на нее не составляется проектная документация, оформление документов, предусмотренных ГрК РФ, таких как, разрешение на строительство, заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, акта ввода в эксплуатацию, не требуется. Кроме того отмечает, положения ГрК РФ, Федерального закона N 174-ФЗ, действующих с 2004, 2011 г.г., не могут распространяться на объекты 1996 года; единственным и достаточным документом, подтверждающим начало эксплуатации свалки, является решение об организации свалки бытовых отходов на земельном участке, принятое местными органами власти.
Представители заявителя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивали.
Управление по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы. До начала рассмотрения настоящего дела управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.04.2013 ООО "Северный" обратилось в управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в части размещения отходов IV класса опасности) по адресу: Удмуртская Республика, 1500 м северо-западнее ул. Нагорная д. Старый Сентег. К заявлению был приложен перечень документов для получения лицензии (л.д. 11-12).
На основании приказа руководителя управления от 04.06.2013 N 377-П с 10.06.2013 по 27.06.2013 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Северный", по результатам которой составлен акт проверки от 28.06.2013 N 52/0 (л.д. 43-47).
На основании приказа и.о. руководителя управления от 17.06.2013 N 409-П в отношении общества в период с 20.06.2013 по 15.07.2013 проведена проверка возможности выполнения соискателя лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности, результаты которой отражены в акте N 13/Л от 15.07.2013 (л.д. 16-35).
По итогам проверки руководителем управления издан приказ от 18.07.2013 N 524-П об отказе в предоставлении обществу лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности в связи с невозможностью выполнения соискателем лицензии лицензионных требований (л.д.14).
Основаниями для отказа в выдаче лицензии явилось то, что объект размещения отходов, принадлежащий соискателю лицензии на основании субаренды земельного участка N 1 от 01.06.2011 не соответствует установленным требованиям (п/п "а" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255): на объект размещения отходов не разработана проектная документация; отсутствует оценка воздействия объекта на окружающую среду; не проведена государственная экспертиза проектной документации; в Проекте рекультивации отсутствует раздел ОВОС. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии 18.07.2013 N 166 лицензирующим органом направлено в адрес заявителя (л.д. 13).
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания решения управления незаконным.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и письменном отзыве доводы, заслушав представителей заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо установить наличие двух условий в совокупности: несоответствие акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования данной деятельности, а также строгость государственного контроля направлены на исключение причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а сама деятельность носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I- IV классов опасности подлежит лицензированию.
В п. 1 ст. 8 Закона о лицензировании указано, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования указанного вида деятельности установлен Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности в области обращения с отходами относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
В п. 5 Положения содержится перечень документов, которые соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о лицензировании с заявлением о предоставлении лицензии.
Согласно пункту 11 Положения представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, выдача дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, а также информационного ресурса и реестра лицензий, предоставление содержащихся в них сведений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии со ст. 14 Закона о лицензировании в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является: 1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Согласно ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Согласно ст. 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решения об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в выдаче лицензии послужило представление заявитель неполного пакета документов (не представлена государственная экспертиза проектной документации) и несоответствие заявителя лицензионным требованиям подпункта "а" пункта 3 Положения (на объект размещения отходов не разработана проектная документация; отсутствует оценка воздействия объекта на окружающую среду, в Проекте рекультивации отсутствует раздел ОВОС).
Установив наличие указанных нарушений, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии спорного объекта размещения отходов установленным требованиям, несоответствия заявителя лицензионным требованиям (подп. "а" п. 3 Положения) и, как следствие, правомерности отказа в выдаче ООО "Северный" соответствующей лицензии.
Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Судом первой инстанции исследованы и обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что на спорный объект не требуется экологическая экспертиза проектной документации; невозможности разработать проектную документацию на объект, деятельность на котором осуществляется с 1996 года, поскольку заявителем не представлены доказательства введения объекта в эксплуатацию или выдачи разрешения на его строительство (постановления главы администрации о предоставлении земельного участка (л.д. 36, 37) таковыми не являются), а доводы о невозможности разработать проектную документацию на объект, деятельность на котором осуществляется с 1996 года, противоречат требованиям ст.ст. 3, 39 Закона N 7-ФЗ.
Апелляционным судом отклоняются доводы апеллятора, акцентирующего внимание на том, что обществом оспорен отказ заинтересованного лица в выдаче лицензии на объект свалки ТБО, являющейся согласно временным правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 15.07.1994, объектом размещения отходов.
Согласно п. 4.16. ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ), под свалкой понимается местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.
В соответствии с пунктом 4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26.01.1993 (зарегистрировано в Минюсте России 24.03.1993 N 190), санкционированные свалки - это разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию" (далее - СниП 2.01.28-85) и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП 2.01.28-85.
СНиП 2.01.28-85 входит в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Вместе с этим, в соответствии с пунктом 4.11. ГОСТ под объектами размещения отходов понимаются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Согласно пункту 1.1. СНиП 2.01.28-85 полигоны являются природоохранными сооружениями и предназначены для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения токсичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений.
Учитывая изложенное, в случае наличия у соискателя лицензии свалки твердых бытовых и промышленных отходов, не являющейся природоохранным сооружением - объектом размещения отходов, не соответствующей установленным требованиям, у лицензирующего органа отсутствуют основания на предоставление лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности в связи с невыполнением соискателем лицензии лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 Положения N 255.
При таких обстоятельствах представление заявителем неполного пакета документов и установленное управлением по итогам проверки несоответствие заявителя лицензионным требованиям подпункта "а" пункта 3 Положения, явилось законным основанием отказа в выдаче обществу лицензии.
Кроме того, суд первой инстанции, приняв во внимание, что в настоящее время ООО "Северный" имеет лицензию N ОТ-46-000883 (18) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выданную Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике 06.05.2009, сроком действия до 06.05.2014, являющуюся в силу положений ч. 4 ст. 22 Закона о лицензировании действительной до окончания срока ее действия, пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемое решение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности в настоящее время не нарушает, какие-либо дополнительные обязанности на общество не возлагает.
На основании изложенного, совокупность оснований, указанных в ст.ст. 198, 201 АПК РФ для признания решения управления незаконным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не установлена.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба ООО "Северный" удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 104 АПК РФ обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению N 292 от 09.12.2013.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 ноября 2013 года по делу N А71-8712/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северный" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Северный" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 292 от 09.12.2013.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8712/2013
Истец: ООО "Северный"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике