г. Самара |
|
03 февраля 2014 г. |
Дело N А65-20453/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Абдулкасымова Л.Л., доверенность от 15.03.2013 г. N 24-0-20/005758,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.11.2013 г. по делу N А65-20435/2013 (судья Воробьев Р.М.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Кама НЧ" (ОГРН 1111650025255), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
третье лицо:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань
о признании незаконным и отмене постановления от 25.07.2013 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экспресс-Кама НЧ" (далее - заявитель, ООО "Экспресс-Кама НЧ", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ответчик, ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.07.2013 г. N 72н о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 12.11.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 20.01.2014 г. объявлялся перерыв в соответствии со ст. 163 АПК РФ до 12 часов 25 минут 27.01.2014 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что сотрудниками налогового органа 03.07.2013 г. в ходе проведения проверки полноты учета выручки ООО "Экспресс-Кама НЧ" установлено незачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц на специальный банковский счет. ООО "Экспресс-Кама НЧ" специальный банковский счет не имеет. Согласно представленным документам 31.05.2013 г.ООО "Экспресс-Кама НЧ" получены платежи от физических лиц на общую сумму 22 877,50 руб.
Наличные денежные средства, полученные от физических лиц по договорам на организацию работы по обеспечению перевозок пассажиров и багажа автобусными маршрутами междугороднего сообщения в пользу поставщика услуг - ЗАО "ПАК- Инвест", подтверждаются кассовой книгой, приходными и расходными кассовыми ордерами.
Тем самым, по мнению инспекции, заявителем нарушены требования п. 14, п. 15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Указанные нарушения отражены в акте проверки (л.д. 38-42).
По результатам проверки налоговым органом в отношении ООО "Экспресс-Кама НЧ" составлен протокол об административном правонарушении от 12.07.2013 г. N 000276, и вынесено постановление от 25.07.2013 г. N72н о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 44-45, 47-48).
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Ответственность по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ установлена за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона N 103-ФЗ установлены, в том числе следующие понятия:
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии со ст. 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14).
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15).
Таким образом, деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платежный агент не оказывает самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается ООО "Экспресс-Кама НЧ" ( и ЗАО "ПАК-Инвест" заключен договор от 12.12.2011 г. N 34, по условиям которого ООО "Экспресс-Кама НЧ" обязан:
- осуществлять предварительную и текущую продажу билетов, бронирование мест на автобусы по согласованным расписаниям и тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, в т. ч. дополнительные рейсы в предпраздничные и праздничные дни, дни повышенного спроса;
- предоставлять пассажирам услуги на автовокзалах (автостанциях), предусмотренные Правилами перевозки пассажиров и багажа;
- информировать пассажиров по вопросам, касающимся перевозок (по правилам перевозки пассажиров и багажа, о расписании движения автобусов по маршрутам, стоимости проезда и провоза багажа, порядке предоставления льгот на проезд и др.);
- обеспечивать место для стоянки автобусов в зоне отстоя и т.д.
Обязательств по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение их денежных обязательств перед поставщиком по оплате услуг, указанный договор не содержит.
Из вышеприведенных положений Закона N 103-ФЗ следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - приему платежей.
В данном случае ООО "Экспресс-Кама НЧ" на основании договора на организацию работы по обеспечению перевозок пассажиров и багажа автобусными маршрутами междугороднего сообщения осуществляет посредническую деятельность по продаже услуги, а не принимает платежи.
Кроме того, ООО "Экспресс-Кама НЧ" в рамках указанной деятельности самостоятельно оказывает услуги автовокзала, которые приобретаются пассажиром вместе с билетом, таким образом, получаемое вознаграждение является также платой пассажиров за услуги автовокзала. Автовокзал предоставляет пассажирам бесплатное право пользования комнатой матери и ребенка, комнатой отдыха, санузлом.
Таким образом, действие Закона N 103-ФЗ не распространяется на отношения по договорам на организацию работы по обеспечению перевозок пассажиров и багажа автобусными маршрутами междугороднего сообщения, возникающие между ООО "Экспресс-Кама НЧ" и контрагентами.
ООО "Экспресс-Кама НЧ" передает покупателю билет, как подтверждение его права на получение услуг от предприятия-перевозчика и автовокзала.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, заявитель не является субъектом вменяемого правонарушения, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Доводы, приведенные ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272-1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.11.2013 г. по делу N А65-20435/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20435/2013
Истец: ООО "Экспресс-Кама НЧ", г. Набережные Челны
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара