Страховая организация имеет товарный знак. В 2007 году срок его действия был продлен. Вправе ли организация учесть расходы, связанные с продлением срока использования товарного знака, для целей налогообложения прибыли и в каком порядке: через амортизацию или как текущие расходы?
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон N 3520-1) в редакции, действующей до 1 января 2008 года*(1), товарный знак представляет собой обозначение, которое служит для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 3520-1 правовая охрана товарного знака в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном данным Законом, или в силу международных договоров РФ. При этом в ст. 3 Закона N 3520-1 определено, что на зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 3520-1 в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности на основании решения о регистрации товарного знака в течение месяца с даты получения документа об уплате пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. В реестр вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. Об этом сказано в ст. 14 Закона N 3520-1.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 3520-1 выдача свидетельства на товарный знак производится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца с даты регистрации товарного знака в реестре.
В пункте 1 ст. 16 Закона N 3520-1 установлено, что регистрация товарного знака действует до истечения 10 лет, считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
На основании п. 2 ст. 16 Закона N 3520-1 срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на 10 лет.
По ходатайству правообладателя для продления срока действия регистрации товарного знака ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины.
Согласно п. 3 ст. 16 Закона N 3520-1 запись о продлении срока действия регистрации товарного знака вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в реестр и свидетельство на товарный знак.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.1993 N 793 утверждено Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров*(2).
В соответствии с пп. "к" и "л" п. 2 Положения за продление срока действия регистрации товарного знака взимается пошлина в размере 15 000 руб., за предоставление 6 месяцев для продления истекшего срока действия регистрации товарного знака взимается дополнительная пошлина в размере 1 500 руб.
На основании п. 3 ст. 257 НК РФ в целях налогообложения прибыли нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности данного актива приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
К нематериальным активам относится, в частности, исключительное право на товарный знак.
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые:
- находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено в гл. 25 НК РФ);
- используются им для извлечения дохода;
- стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.
Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства. Кроме того, срок полезного использования может определяться исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.
По нематериальным активам, срок полезного использования объекта которых невозможно определить, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности налогоплательщика).
Таким образом, амортизация, начисленная по нематериальному активу, используемому в деятельности, приносящей доходы, и рассчитанная исходя из его первоначальной стоимости, учитывается в целях налогообложения прибыли.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты в виде суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
В связи с вышеизложенным страховая организация вправе расходы по уплате пошлин за продление срока действия регистрации товарного знака и за предоставление шестимесячного срока для продления истекшего срока действия регистрации учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Однако при этом товарный знак должен использоваться в деятельности, направленной на получение доходов.
Ю.Г. Кувшинов,
главный редактор журнала "Страховые организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 мая 2008 г.
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон N 3520-1 утратил силу с 1 января 2008 года в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса (Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ).
*(2) Действует в редакции Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 50.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"