г. Хабаровск |
|
03 февраля 2014 г. |
Дело N А73-12767/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска: Боярский Сергей Константинович - представитель по доверенности N 1.1.27-271 от 30.12.2013;
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: Вергулес Анастасия Николаевна - представитель по нотариальной доверенности 27 АА N 0504072 от 17.102013
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 09.12.2013
по делу N А73-12767/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Захаренко Е.Н.
по иску Администрации города Хабаровска
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 38 028 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9; далее - Минфин России) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков 38 020 500 руб., возникших при исполнении государственных полномочий составляющих рыночную стоимость жилых помещений 37 993 000 руб. и расходов на проведение оценки 27 500 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.12.2013 исковые требования удовлетворены частично, взыскано 35 519 00 руб. в остальной части иска отказано в связи с пропуском исковой давности в отношении передачи квартиры N 40 в доме N 2 по ул. Советской.
Не согласившись с решением суда, Минфин России обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Приводит доводы о том, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком, исходя из статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" надлежащими ответчиками по настоящему делу должны выступать Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации, военнослужащим которых предоставили квартиры; истец не понес расходов, связанных с приобретением квартир военнослужащими; на основании определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 N 453-О обеспечение военнослужащих жильем, является, в том числе расходными обязательствами органов местного самоуправления.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Минфина России поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Администрация в заседании суда отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенными в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Спор возник в связи с признанием в судебном порядке за военнослужащими и члена их семей право пользования жилыми помещениями, которые переданы в собственность муниципального образования г. Хабаровска.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 21.06.2012, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 05.09.2012, за Епифановым В.В., Епифановой Д.В. признано право пользования жилым помещением N 63 в доме N 55 квартала ДОС (Большой аэродром) по договору социального найма.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 02.04.2012, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 04.07.2012, за Смирновым А.С., Смирновой А.В., Смирновым В.А. признано право пользования жилым помещением N 52 в доме N 19 квартала ДОС по договору социального найма.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 19.04.2010, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 06.07.2012, за Дмитриевым С.А., Дмитриевой И.Д. признано право пользования жилым помещением N 41 в доме N 56 квартала ДОС по договору социального найма.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 27.03.2012, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 13.06.2012, за Голубевым А.В., Голубевой А.А. признано право пользования квартирой N 21 в доме N 33 квартала ДОС по договору социального найма.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 06.06.2012, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 08.08.2012, за Баниным Д.С., Баниной Ф.Н., Баниным А.Д. признано право пользования жилым помещениемN 88 в доме N 78 квартала ДОС по договору социального найма.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 24.11.2011, оставленным без изменения кассационным определением Хабаровского краевого суда от 01.02.20106.10.2010, за Войнаровской Л.Н. признано право пользованием жилым помещением N 45 в доме N 4 по ул. Гагарина по договору социального найма.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 28.12.2010, оставленным без изменения кассационным определением Хабаровского краевого суда от 02.03.2012, за Грибенник С.В., Грибенник Е.Ю., ГрибенникА.С., Грибенник В.С. признано право пользования жилым помещением N 101 в доме 77 квартала ДОС по договору социального найма.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 05.06.2012, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 29.08.2012, за Жищняк А.П. признано право пользования жилым помещением N 3 в доме N 179 а по ул. Краснореченской по договору социального найма.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 20.05.2011, оставленным без изменения кассационным определением Хабаровского краевого суда от 03.08.2011, за Агафоновым С.П., Агафоновой Е.А., Агафоновым С.С. признано право пользования жилым помещением N 38 в доме 19 а по пер. Отрадному по договору социального найма.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 09.04.2012, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 13.07.2012, за Архиповым А.А., Архиповой А.А., Доренским А.А. признано право пользования жилым помещением N 114 в доме по пер. Инскому по договору социального найма.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 24.03.2010 за Муравской Е.Н. признано право пользования жилым помещением N 40 к доме N 2 по ул. Советской по договору социального найма.
Поскольку помещения переданы по договорам социального найма, граждане приватизировали квартиры, что подтверждается представленным в материалы дела договорам на передачу квартир в собственность военнослужащих и членам их семей.
Полагая, что расходы, связанные с предоставлением квартир военнослужащим и членам их семей, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Размер исковых требований относительно рыночной стоимости квартир определен по отчетам ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества": квартал ДОС, 55 - 63 - 3 996 000 руб., квартал ДОС, 19-52 - 3 116 000 руб.,
квартал ДОС, 56-41 - 3 648 000 руб., квартал ДОС, 33 - 21 - 3 119 000 руб.,
квартал ДОС, 78-88 - 4 626 000 руб., ул. Гагарина, 45-4 - 2 453 000 руб., квартал ДОС, 77 -101 - 4 626 000 руб., ул. Краснореченская, 179 а - 3 - 3 394 000 руб., пер. Отрадный, 19 а - 38 - 2 519 000 руб., пер. Инский, 9 - 114 - 3 997 000 руб., ул. Советская, 2 - 40 - 2 499 000 руб.
Расходы по рыночной оценке квартир 27 500 руб. определены исходя из 2 500 руб. за оценку одной квартиры.
Проверив обоснованность доводов изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ, Закон о статусе военнослужащих) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 названного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
В силу положений статей 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 названного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В подтверждение понесенных истцом убытков, Администрацией представлены отчеты по определению рыночной стоимости квартир, переданных военнослужащим, составленные ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества". Согласно представленным отчетам рыночная стоимость квартир, составила 37 993 000 руб.
Администрацией выполнена обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим и членам их семей, при этом федеральный орган государственной власти встречную обязанность не исполнил, расходы администрации не компенсировал.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.06.2010 N 2280/10, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Поскольку доказательств того, что квартиры приобретались муниципальным образованием за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из федерального бюджета материалы дела не содержат, как и доказательств того, что ответчиком компенсировались понесенные Администрацией расходы, требования истца обоснованно удовлетворены судом первой инстанции за исключением стоимости квартиры по ул. Советской, 2-40 в связи с пропуском исковой давности о которой заявил ответчик (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
Также истцом заявлено требование о взыскании с Минфина России издержек понесенных Администрацией при проведении оценки передаваемых квартир.
В подтверждение понесенных расходов истцом представлены: договор N 208 от 01.10.2013, N 213 от 02.10.2013, акты выполненных работ от 07.10.2013 по оценке на 22 500 руб. и на 12 500 руб., счет на оплату N 146 от 08.10.2013, платежные поручения N 113403 от 25.10.2013 на 12 500 руб., и N 113642 от 20.11.2013 на 22 500 руб., всего на сумму 27 500 руб. из расчета стоимости оценки одной квартиры 2 500 руб. за 11 квартир.
Установив факт оказания услуг и их оплату со стороны Администрации, суд первой инстанции удовлетворил требования истца в данной части в размере 25 000 руб. за исключением расходов на оценку квартиры, в отношении которой заявлено о пропуске исковой давности.
Апелляционная жалоба не содержит возражений в указанной части.
Довод апелляционной жалобы о том, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению указанных выше расходов обусловлена самим фактом предоставления жилого помещения определенным в Законе о статусе военнослужащих и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Доказательств, подтверждающих выделение ассигнований из федерального бюджета на компенсацию расходов муниципальному образованию не представлено.
На основании изложенного, решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.12.2013 по делу N А73-12767/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий судья |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12767/2013
Истец: Администрация города Хабаровска
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю