город Воронеж |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А14-6023/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области: Мещерякова М.В., представитель по доверенности N 68/06 от 15.01.2014, паспорт;
от закрытого акционерного общества "Промтекстиль": Стариков А.А., представитель по доверенности N 161/13 от 09.09.2013, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Промтекстиль" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.11.2013 по делу N А14-6023/2013 (судья В.М. Шишкина) по заявлению закрытого акционерного общества "Промтекстиль" (ОГРН 1023601566010) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области (ОГРН 1043600077762) о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Промтекстиль" (далее - ЗАО "Промтекстиль", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Управления от 29.05.2013 N 141 о привлечении ЗАО "Промтекстиль" к административной ответственности по статье 8.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 11 000 руб. 00 коп.
Решением суда от 12.11.2013 признано незаконным и изменено оспариваемое постановление административного органа в части наложения административного штрафа в размере 11 000 рублей, применена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что Управлением допущены грубые нарушения при проведении проверки, неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В адрес Управления 27.03.2013 поступило письмо ООО "РВК-Воронеж" с приложением акта отбора проб, протокола КХА, исх. N 3375/13 от 27.03.2013 о результатах исследования проб сточных вод предприятий - абонентов, в том числе ЗАО "Промтекстиль" (т.1 л.д.95).
Исходящим от 28.03.2013 N 1815/03 Общество уведомлено о необходимости явки 10.04.2013 для составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.86-88).
Управлением 10.04.2013 составлен протокол N 46-03 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15. КоАП РФ (т.1 л.д.89-93).
Как указано в протоколе об административном правонарушении, согласно результатам КХА проб сточных вод, произведенных в рамках производственного контроля специалистами ООО "РВК-Воронеж" и направленных в адрес Управления Росприроднадзора по Воронежской области письмом (исх. N 3375/13 от 27.03.2013) установлено, что ЗАО "Промтекстиль" осуществлял сброс сточных вод в городскую канализацию ООО "РВК-Воронеж" с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных постановлением администрации города Воронежа N 129 от 09.02.1995 "Об утверждении норм предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязнений, содержащихся в сточных водах, направленных в городскую канализацию": протокол N 19/1 от 18.02.2013 (дата отбора: 11.02.2013; N 19 - сточная вод, поступающая в горканализацию (контрольный колодец ул. Текстильщиков, 5) по содержанию: меди в 7,5 раз, цинка в 4,5 раза, нитрита иона - в 5,32 раза.
При этом, указано, что Обществом нарушены часть 1 статьи 34, части 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункты 64, 88, 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Государственным инспектором административного органа 29.05.2013 вынесено постановление N 141, которым ЗАО "Промтестиль" привлечено к административной ответственности по статье 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ЗАО "Промтекстиль" не согласилось с указанным постановлением, что и послужило основанием для обращения в суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 8.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Цель данной статьи - охрана водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств как необходимого условия обеспечения безопасности населения и территорий, рационального использования водных ресурсов, а также поддержание надлежащего порядка эксплуатации гидротехнических объектов.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.
Предмет - водохозяйственные и водоохранные сооружения и устройства, т.е. водопроводящие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения, как объединенные, так и не объединенные в гидроузлы; гидротехнические сооружения, т.е. плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, а также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, и другие сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, например несоблюдении сроков контроля за состоянием гидротехнических сооружений, непринятии мер по своевременному их ремонту, предотвращению аварийных ситуаций, в размещении в накопителях иных по качественному составу отходов в отличие от предусмотренных техническими условиями, превышении объемов жидких отходов в накопителях, иных нарушениях обеспечения допустимого уровня аварий гидротехнических сооружений, непредставлении декларации безопасности гидротехнического сооружения и т.п.
Субъектом вменяемого заявителю административного правонарушения является лицо, осуществляющее эксплуатацию водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 39 указанного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
В пункте 61 Правил N 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Согласно пункту 63 Правил N 167 в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.
Из пункта 64 Правил N 167 следует, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 88 Правил N 167 также предусмотрена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно пункту 65 Правил N 167 осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Ответственность, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам, несет абонент (пункт 93 Правил N 167).
Приказом Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила N 168).
Как следует из предисловия целью данных Правил является создание условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения.
Согласно пункту 1.1.1 Правила N 168 регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Пунктом 1.1.4 ПТЭ установлено, что данные Правила обязательны для персонала организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм и действуют на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе, мотивированное решение по делу.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Собранными административным органом доказательствами по мнению апелляционной коллегии, не подтверждается что заявитель является организацией эксплуатирующей водохозяйственные и водоохранные сооружения или устройства.
В постановлении не указано, какое сооружение эксплуатируется Обществом.
Согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению, ЗАО "Промтекстиль" в вину вменяется то, что оно осуществляет сброс сточных вод в городскую канализацию ООО "РВК-Воронеж" с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что стоки от производства Общества содержат вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.
Не доказано, что воды в городской канализации до смешивания со сточными водами Общества не превышали нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Какие-либо иные факты нарушений требований действующего законодательства не образуют рассматриваемый состав, так как не соответствуют диспозиции вмененной нормы, предусматривающей ответственность в сфере обеспечения охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения, соблюдения порядка эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.
В связи с чем, оснований для того, чтобы считать доказанным состав вмененного правонарушения по выявленному факту, оснований не усматривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ.
В связи с чем, решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 270 АПК РФ) судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.11.2013 по делу N А14-6023/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области от 29.05.2013 N 141 о привлечении закрытого акционерного общества "Промтекстиль" к административной ответственности по статье 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-6023/2013
Истец: ЗАО "Промтекстиль"
Ответчик: ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)