город Ростов-на-Дону |
|
03 февраля 2014 г. |
дело N А32-20826/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился (извещён надлежащим образом)
от заинтересованных лиц: представитель не явился (извещён надлежащим образом)
от третьего лица: представитель не явился (извещён надлежащим образом)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования г.Краснодар на решение определение) Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2013 по делу N А32-20826/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Дорошенко Н.В. к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования г.Краснодар; Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар при участии третьего лица Красильникова Игоря Георгиевича о признании незаконным бездействия, принятое в составе судьи Тарасенко А.А.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дорошенко Н.В. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар (далее - департамент), администрации муниципального образования г.Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 299 кв.м, расположенного по адресу: г.Краснодар, ул.Бургасская,43/1.
Требования мотивированы противоправным, по мнению заявителя, уклонением департамента и администрации от организации торгов в связи с поступлением более одного заявления о предоставлении соответствующего земельного участка.
Решением от 18.11.13г. суд удовлетворил заявление предпринимателя. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое бездействие департамента и администрации противоречит положениям ст.ст.30, 31 ЗК РФ и нарушает имущественные права заявителя. Материалы дела подтверждают, что на спорный земельный участок претендовало несколько лиц. Поскольку указанные лица обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставление спорного участка должно производиться на торгах во всяком случае.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Жалоба мотивирована тем, что в сообщении 21.03.13г. осуществлялось информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Кроме того, спорный земельный участок не может быть объектом права, поскольку не сформирован в установленном порядке.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.03.13г. в газете "Краснодарские известия" администрацией было опубликовано объявление о предстоящем предоставлении Красильникову И.Г. земельного участка площадью 299 кв.м, расположенного по адресу: г.Краснодар, ул.Бургасская,43/1, для размещения автомобильной мойки (л.д.6).
10.04.13г. заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему указанных земельных участков в аренду либо о проведении торгов (л.д.7).
Ответом 10.05.13г. N 18106.26 департамент отказал в предоставлении участка, сославшись на то, что объявление средствах массовой информации не преследовало цели информирования о наличии свободного земельного участка (л.д.8).
Заявитель, полагая, что наличие более одного лица, желающего приобрести право на застройку участка, является основанием для проведения торгов по реализации (продаже) права аренды, обратился в арбитражный суд с требованием о защите нарушенного права.
Повторно изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что департамент и администрация, зная о наличии минимум двух претендентов на земельные участки, в нарушение требований ст.ст. 30, 31 ЗК РФ уклонились от проведения торгов по продаже права аренды.
При этом суд первой инстанции правомерно сослался на следующее.
В соответствии со ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета в соответствии с правилами; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно ст.31 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, п. 3 ст.31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
По смыслу положений п.3 ст.31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст.31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п.4 ст.30 ЗК РФ.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст.1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Материалы дела подтверждают, что на спорный земельный участок претендовало несколько лиц.
Поскольку указанные лица обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставление спорного участка должно производиться на торгах во всяком случае.
Администрация, куда обратился заявитель с требованием об организации торгов, осуществляет в соответствии с п.п.1,2 ст.44 Устава муниципального образования г.Краснодар, утв. Решением городской Думы г.Краснодара от 21.04.2011 N 11 п.6, обеспечивает выбор и формирование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Департамент, рассмотревший по поручению администрации обращение заявителя, в соответствии с п.п.1.3, 3.4, 3.8 Положения о департаменте, утв. решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 N 4 п.19, департамент является юридическим лицом; департамент наделен правом передавать в аренду земельные участки, в том числе путем проведения торгов (аукциона, конкурса) по продаже права на заключение договора аренды в соответствии с действующим законодательством.
Основываясь на изложенном суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие департамента и администрации противоречит положениям ст.ст.30, 31 ЗК РФ и нарушает имущественные права заявителя, и обязал заинтересованных лиц устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, обязав администрацию и департамент в течение четырех месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда совершить следующие действия, направленные на реализацию права на заключение договора аренды земельного участка площадью 299 кв.м, расположенного по адресу г.Краснодар ул.Бургасская,43/1: организовать проведение работ по формированию указанного земельного участка; определить разрешенное использование земельного участка; определить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; организовать и провести торги по продаже права аренды сформированного земельного участка.
Данные действия являются юридической составляющей процедуры предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта (п.4 ст.30 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба администрации отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.