г. Чита |
|
03 февраля 2014 г. |
Дело N А10-2055/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Гречаниченко А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Золотухиной Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АзРосСиб" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 октября 2013 года по делу N А10-2055/2013 по иску Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154, юридический адрес: 670013, г. Улан-Удэ, ул.Ключевская, 39 "а") к обществу с ограниченной ответственностью "АзРосСиб" (ОГРН 1080326012865, ИНН 0323343380, юридический адрес: 670031, г.Улан-Удэ, ул.Бабушкина, 183) об изменении условий договора, взыскании 9 178 099,98 руб.,
третье лицо: федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" в лице
Бурятского филиала (ОГРН 1037739350835 ИНН 7705028865, адрес: 109316, г.Москва, Волгоградский Проспект, 45, стр.1) (суд первой инстанции: Гиргушкина Н.А.),
при участии в судебном заседании:
от истца представитель Гылыпкылов Р.Ю.,
от ответчика директор Агаев Ш.А.о.,
установил:
Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АзРосСиб" об изменении условий договора аренды N 64-09 лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 13 ноября 2009 года путем заключения дополнительного соглашения N 2 от 25 апреля 2012 года в редакции истца, о взыскании 9 178 099,98 руб. неосновательного обогащения, в том числе за 2010 год - 1 650 458,89 руб. (в федеральный бюджет - 171 922,80 руб., в бюджет субъекта - 1 478 536,09 руб.), за 2011 год - 7 527 641,09 руб. (в федеральный бюджет - 784 129,28 руб., в республиканский бюджет - 6 743 511,81 руб.).
В судебном заседании истец уточнил требования, просил изменить условия договора аренды N 64-09 путем заключения дополнительного соглашения N 2 в части его пунктов 1.1-1.3, взыскать 9 178 099,98 руб. - арендную плату, в том числе 956 052,08 руб. - в федеральный бюджет, 8 222 047,90 руб. - в республиканский бюджет.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 октября 2013 года исковые требования Республиканского агентства лесного хозяйства удовлетворены частично.
С общества с ограниченной ответственностью "АзРосСиб" взыскано в пользу Республиканского агентства лесного хозяйства 9 178 099,98 руб. - арендной платы, в том числе 956 052,08 руб. - в федеральный бюджет, 8 222 047,90 руб. - в республиканский бюджет; в доход федерального бюджета 68 890,50 руб. - государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Заявитель указывает на то, что ни на основании соглашения сторон, ни по требованию одного из его сторон изменение ежегодного установленного объема заготовки не допускается. По мнению заявителя, судом первой инстанции не было принято во внимание, что ООО "АзРосСиб" в 2010, 2011 годах подавало лесные декларации на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по актам лесопатологического обследования. Подаваемые декларации с заявленными объемами были приняты соответствующими органами Республиканского агентства лесного хозяйства и имеют законную силу. Суду не представлено документов, подтверждающих ведение режима чрезвычайной ситуации на арендуемом лесном участке в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 года N 376. Считает необоснованным произведенный истцом расчет недоплаченной арендной платы на основании ставок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года N 130.
В отзывах на апелляционную жалобу истец и третье лицо просили оставить решение без изменения.
В судебном заседании истец и ответчик поддержали свои доводы, изложенные письменно.
Третье лицо не явилось, просило рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование к обществу с ограниченной ответственностью "АзРосСиб" об изменении условий договора аренды N 64-09 лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 13 ноября 2009 года путем заключения дополнительного соглашения N 2 в части его пунктов 1.1 - 1.3, взыскании 9 178 099,98 руб. арендной платы.
Основанием иска Республиканское агентство лесного хозяйства указало, что дополнениями N N 2, 3, прошедшими государственную экспертизу, внесены изменения в проект освоения лесов в части объемов заготовки древесины по санитарным рубкам в 2010, 2011 годах, что является, по мнению истца, основанием для изменения договора аренды путем заключения дополнительного соглашения N2. Дополнительное соглашение N2 было направлено ответчику, однако ООО "АзРосСиб" отказалось от его подписания.
Требование о взыскании недополученной арендной платы в сумме 9 178 099,98 руб. истцом заявлено на основании сведений об объемах заготовки древесины, указанных в лесных декларациях ООО "АзРосСиб" от 19 февраля 2010 года за период с 1 марта по 31 декабря 2010 года, от 18 марта 2011 года за период с 18 марта 2011 по 3 марта 2012 года, отчетах ООО "АзРосСиб" за январь - декабрь 2010 года, за январь - декабрь 2011 года, товарной структуры ежегодного объема.
Суд первой инстанции в изменении договора отказал, требование о взыскании арендной платы удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для иных выводов, считает решение законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального права, ссылка на которые в судебном акте имеется, а также в отсутствие нарушений норм процессуального права. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 13 ноября 2009 года между Республиканским агентством лесного хозяйства (арендодатель) и ООО "АзРосСиб" заключен договор N 64-09 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности для заготовки древесины.
По указанному договору (пункты 1.1, 1.2, 1.4) в соответствии со статьями 9, 29, 71, 72, 74, 78-80, 83 Лесного кодекса Российской Федерации на основании протокола N 1 от 5 ноября 2009 года "Об итогах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины" арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора.
Лесной участок площадью 13 497 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Республика Бурятия, МО "Тарбагатайский район", Заудинское лесничество:
- Заводское участковое лесничество, кварталы 17, 32-36, 47-52, 61-64, 75-80, 88-91, 94, 95, 105-141;
- Тарбагатайское участковое лесничество, кварталы 26-28, 34-46, 48, 50, 51.
Номер учетной записи в Государственной лесном реестре 177-2009-08.
Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины в объемах согласно приложению N 3. Размер ежегодного объема заготовки древесины устанавливается проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
По пункту 1.5 договора N 64-09 размер арендной платы рассчитывается на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Правительством Российской Федерации. К минимальному размеру арендной платы применяется повышающий коэффициент 2 (начальный размер арендной платы) и величина повышения начальной цены, установленная в результате проведения аукциона 380% за каждый кубический метр ежегодного объема заготовки древесины, установленного проектом освоения лесов, лесной декларацией (приложение N 4).
Срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации сроком на 49 лет (пункт 7.1).
По акту приема-передачи от 15 декабря 2009 года лесной участок передан арендатору.
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства N 66 от 17 февраля 2010 года утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях заготовки древесины ООО "АзРосСиб".
30 декабря 2010 года стороны подписали дополнительное соглашение N 1 к договору аренды N 64-09 от 13 ноября 2009 года, в соответствии с которым изложили пункт 1.2 в следующей редакции:
Лесной участок площадью 13 490,4 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Республика Бурятия, МО "Тарбагатайский район", Заудинское лесничество:
- Заводское участковое лесничество, кварталы 17, 32-35, 36 (часть выдела 1, выделы 2-23), 47-52, 61-64, 75-80, 88-91, 94, 95, 105-141;
- Тарбагатайское участковое лесничество, кварталы 26-28, 34-46, 48, 50, 51.
Номер учетной записи в Государственной лесном реестре 124-2010-07.
Абзац второй пункта 1.4 изложен в следующей редакции: размер ежегодного объема заготовки древесины составляет 6 400 кубических метров (ликвидный запас).
Пункт 1.4 дополнен абзацем третьим: в случае внесения изменений в действующее законодательство, лесохозяйственный регламент Заудинского лесничества, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, в размер ежегодного объема заготовки древесины вносятся изменения в порядке, установленном действующим законодательством.
Также в новой редакции изложен раздел 2 договора, по пункту 2.1.4 размер арендной платы по настоящему договору составляет 1 517 102,40 руб. в год.
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства N 773 от 17 ноября 2010 года утверждено заключение государственной экспертизы дополнения N 1 к Проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях заготовки древесины ООО "АзРосСиб".
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства N 976 от 31 декабря 2010 года утверждено заключение государственной экспертизы дополнения N 2 к Проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях заготовки древесины ООО "АзРосСиб".
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства N 271 от 15 апреля 2011 года утверждено заключение государственной экспертизы дополнения N 3 к Проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях заготовки древесины ООО "АзРосСиб".
Указанными дополнениями внесены изменения в Проект освоения лесов в части объемов заготовки древесины по санитарным рубкам в 2010, 2011 годах, что является, по мнению истца, основанием для изменения договора аренды путем заключения дополнительного соглашения N 2.
Суд первой инстанции, установив, что предлагаемая истцом редакция пунктов 1.2, 1.3 дополнительного соглашения касается изменения договора аренды N 64-09 в части объема заготовки и размера арендной платы за 2010-2011 годы, при этом с предложением изменить договор истец обратился 3 июня 2013 года, в иске в указанной части отказал.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1, статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Обязанность арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за переданное ему во временное владение и пользование имущество предусмотрена статьями 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской от 25 января 2013 года N 13 арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
По пункту 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Истцом произведен расчет недоплаченной арендной платы на основании ставок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", с учетом повышающих коэффициентов, согласованных сторонами по результатам аукциона.
В соответствии с пунктом 3.4.9 договора аренды арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов за счет собственных средств (приложение N 6).
Дополнениями N N 2, 3 в Проект освоения лесов внесены изменения о необходимости проведения санитарных рубок на арендуемом лесном участке, указан объем плановой заготовки древесины.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что древесина заготовлена ответчиком на основании действующего договора аренды. Объемы заготовки, указанные в лесных декларациях ООО "АзРосСиб" от 19 февраля 2010 года за период с 1 марта по 31 декабря 2010 года, от 18 марта 2011 года за период с 18 марта 2011 по 3 марта 2012 года, отчетах об использовании лесов ООО "АзРосСиб" за январь-декабрь 2010 года, за январь-декабрь 2011 года ответчиком не отрицались.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно взыскана арендная плата в размере 9 178 099,98 руб., в том числе 956 052,08 руб. - в федеральный бюджет, 8 222 047,90 руб. - в республиканский бюджет.
В суде первой инстанции и в апелляционной жалобе ответчик ссылается, что согласно пункту 5 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается.
Данный довод правильно отклонен по основаниям, приведенным в решении.
Кроме того, указанная норма вступила в силу 31 декабря 2010 года, поэтому не могла быть учтена в изготовленном ранее дополнении N 2 к Проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях заготовки древесины ООО "АзРосСиб".
Доводы о том, что лесные участки предоставлялись с гарями, что арендная плата необоснованно не скорректирована с учетом повреждений древесины, а также указание на наличие соответствующих площадей, подтвержденных в результате лесопатологического обследования, отклоняются как не влияющие на выводы суда первой инстанции.
Как уже указывалось выше, при начислении арендной платы суд первой инстанции руководствовался не площадями и территориями, а показателями объемов заготовки древесины, указанных в лесных декларациях ООО "АзРосСиб" от 19 февраля 2010 года за период с 1 марта по 31 декабря 2010 года, от 18 марта 2011 года за период с 18 марта 2011 по 3 марта 2012 года, отчетах ООО "АзРосСиб" за январь - декабрь 2010 года, за январь - декабрь 2011 года, что соответствует условиям договора.
Согласно пункту 1.5 договора аренды N 64-09 лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 13 ноября 2009 года, размер арендной платы рассчитывается на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Правительством РФ.
Дополнительным соглашением N 1 стороны согласовали, что при заготовке 6 400 куб.м. (ликвидный запас) арендная плата составляет 1 517 102,40 руб. В связи с превышением данного объема арендная плата в сумме 9 178 099,98 руб., в том числе за 2010 год - 1 650 458,89 руб. (в федеральный бюджет - 171 922,80 руб., в бюджет субъекта - 1 478 536,09 руб.), за 2011 год - 7 527 641,09 руб. (в федеральный бюджет - 784 129,28 руб., в республиканский бюджет - 6 743 511,81 руб.) начислена обоснованно. Представленный истцом расчет (т.1, л.д.91-92) судом проверен, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Четвертый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 октября 2013 года по делу N А10-2055/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2055/2013
Истец: Республиканское агентство лесного хозяйства
Ответчик: ООО АзРосСиб
Третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятия Рослесинфорг