г. Саратов |
|
03 февраля 2014 г. |
Дело N А12-19023/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 ноября 2013 года по делу N А12-19023/2013 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВУК" (400026, г. Волгоград, ул. Гражданская, 93, ИНН 3448051204, ОГРН 1103461003425)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Центр обслуживания МВЦ ЖКХ и ТЭК" (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 28, а, ИНН 3444176587, ОГРН 1103444002133), открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14, ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028)
о признании недействительным предписания,
в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв с 22.01.2014 на 29.01.2014, 09 час. 20 мин.,
без участия в судебном заседании представителей: инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "ВУК", общества с ограниченной ответственностью "Центр обслуживания МВЦ ЖКХ и ТЭК", открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (почтовые уведомления N N 97798-97801 приобщены к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВУК" (далее - ООО "ВУК", заявитель, управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - административный орган, инспекция) о признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований от 26.04.2013 N 1134.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 ноября 2013 года по делу N А12-19023/2013 заявленные требования ООО "ВУК" удовлетворены.
Предписание инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580) об устранении нарушений обязательных требований от 26.04.2013 N 1134, вынесенное в адрес общества с ограниченной ответственностью "ВУК" (ИНН 3448051204, ОГРН 1103461003425) признано недействительным.
С инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВУК" (ИНН 3448051204, ОГРН 1103461003425) взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, не согласившись с принятым решением, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Обществом с ограниченной ответственностью "ВУК" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании, открытом 22 января 2014 года, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 29 января 2014 года до 09 час. 20 мин.
Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "ВУК", общества с ограниченной ответственностью "Центр обслуживания МВЦ ЖКХ и ТЭК", открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
26.04.2013 на основании обращения граждан, проживающих в многоквартирных домах по адресам: дом N 187 по ул. Лазоревая, г. Волгоград и дом N 7 по ул. Вучетича г. Волгограда об обоснованности расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды за период с сентября 2012 года по февраль 2013 года, инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области на основании приказа N 1134 от 15.04.2013 проведена внеплановая документарная проверка ООО "ВУК" о соблюдении обязательных требований Жилищного Кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пунктов 8, 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ООО "ВУК", в отсутствие заключенного договора энергоснабжения, в платежном документе за период сентябрь 2012 года по февраль 2013 года выставляло к оплате коммунальные услуги, а именно: электроснабжение на индивидуальные и на общедомовые нужды в отсутствие у управляющей организации ООО "ВУК" договоров на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией для потребителей многоквартирных домов N7 по ул. Вучетича, N187 по ул. Лазоревая.
Результаты проверки зафиксированы Инспекцией в акте N 1134 от 26.04.2013
По итогам проведенной Инспекцией проверки в адрес Общества вынесено предписание от 26.04.2013 N 1134, которым, с учетом внесения изменений в предписание, на Общество возложена обязанность в срок до 05.07.2013 произвести корректировку платы в части исключения суммы, выставленной к оплате за коммунальные услуги "электроснабжение" на индивидуальные и общедомовые нужды за период с сентября 2012 года по февраль 2013 года, а также не допускать выставление платы в нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а именно - в отсутствие заключенного договора энергоснабжения.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "ВУК" обратилось в суд с заявлением.
Признавая предписание административного органа незаконным, суд первой инстанции, пришел к выводу, что обязанность по начислению и взиманию платы с граждан, проживающих в указанных домах за содержание общего имущества, а так же по направлению в адрес потребителей платежных документов, возложена на управляющую компанию.
В спорный период осуществлялось фактическое пользование жителей поставленной энергией, в связи с чем, нарушений норм действующего законодательства ООО "ВУК" не допущено.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области в соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ наделена полномочиями осуществлять региональный государственный жилищный надзор.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов.
При этом заключение управляющей организацией соответствующего договора обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Согласно акту N 1134 от 26.04.2013, а также пояснений представителя заявителя, дома N 187 по ул. Лазоревая, N 7 по ул. Вучетича в г. Волгограде находятся в управлении ООО "ВУК" с 01.07.2012.
В указанный период (с сентября 2012 года по февраль 2013 года) дома находились в управлении общества.
В связи с обращением гражданина проживающего в многоквартирном доме по адресу: дом N 187, кв. 59 по ул. Лазоревая, г. Волгоград и обращением гражданина проживающего в многоквартирном доме по адресу: дом N 7, кв. 8, по ул. Вучетича г. Волгограда об обоснованности расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды за период с сентября 2012 года по февраль 2013 года, Инспекцией проведена проверка соблюдения ООО "ВУК" обязательных требований Жилищного Кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Предметом проверки являлась правомерность начисления и взыскания управляющей компанией платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 2 статьи 13, пункт 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным (по общему правилу на неопределенный срок) с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 статьи 540 ГК РФ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 14 от 05.05.1997 фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из материалов дела следует, что между ООО "ВУК" и ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК" с 01.11.2012 действует агентский договор N 32/с согласно которому ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК" производит информационно-вычислительные работы по расчетам с населением за жилищно-коммунальные услуги, в том числе за коммунальную услугу "Электроснабжение" по адресам: д. 7 по ул. Вучетича, д. 187 по ул. Лазоревая г. Волгограда, и осуществляет перечисление денежных средств, поступающих от населения за услугу "Электроснабжение" по указанным адресам, по реквизитам ОАО "Волгоградэнергосбыт", что подтверждается дополнительным соглашением (т. 1 л.д. 55-74).
Пункт 14 Правил N 354 связывает обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям с моментом поставки коммунального ресурса (в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией).
Иное толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей компании, не заключая договор с ресурсоснабжающими организациями, уклоняться от своих обязанностей по договору управления МКД.
В этой связи отклоняется довод Инспекции о неправильном применении судом первой инстанции Правил N 354.
Кроме того, как следует из материалов дела ООО "ВУК" 02.08.2012 обратилось в адрес ресурсоснабжающей организации - ОАО "Волгоградэнергосбыт" с заявкой о заключении договора энергоснабжения, что подтверждается письмами N 400 от 02.08.2012, N 401 от 02.08.2012, N 402 от 02.08.2012.
Арбитражным судом Волгоградской области в рамках дела N А12-11344/2013 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора энергоснабжения N 5011669/12 от 01.10.2012, в связи с чем, договор считается заключенным сторонами с 01.10.2012.
При таких обстоятельствах довод Инспекции о том, что в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения управляющая компания не рассматривается как исполнитель коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе собирать плату с потребителей и не обязана оплачивать коммунальный ресурс ресурсоснабжающей организации судебная коллегия отклоняет как несостоятельный.
Неверное наименование юридического лица в тексте предписания, не повлекло принятия незаконного решения, поскольку изменениями, внесенными в предписание от 26.04.2013 N 1134, исправлена опечатка, допущенная при изготовлении предписания Инспекции.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда принято на основании всестороннего исследования представленных доказательств, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, не выявлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 ноября 2013 года по делу N А12-19023/2013 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области, которая в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 ноября 2013 года по делу N А12-19023/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19023/2013
Истец: ООО "ВУК"
Ответчик: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области
Третье лицо: ОАО "Волгоградэнергосбыт", ООО "Центр коммунального обслуживания МВЦ ЖКХ и ТЭК"