г. Челябинск |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А76-5760/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Толкунова В.М., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 ноября 2013 г. по делу N А76-5760/2013 (судья Тиунова Т.В.), участвуют представители: муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени Городская клиническая больница N 1 г. Челябинска, Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования
01.04.2013 Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени Городская клиническая больница N 1 г. Челябинска (далее - ГКБ N 1, больница) о взыскании средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, в размере 3 753 984, 79 руб., штрафа в размере 205 669, 46 руб., пени - 226 240, 15 руб.
Фонд указывает, что в отношении ответчика установлен факт нецелевого использования средств, выделенных на цели обязательного медицинского страхования, о чем составлен акт и направлено предписание об устранении нарушений. Неисполнение указанного предписания явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы нецелевого использования, а также штрафа и пени, предусмотренных п.9 ст. 39 Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N326-ФЗ).
Расходование лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приобретенных за счет средств ОМС для оказания платных медицинских услуг неправомерно.
Расходы на сложно устроенные медицинские приборы и комплектующие к ним, приборы для измерения температуры и влажности, не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС (т.1, л.д. 5-11, т.2, л.д.122-126).
Больница возражает против заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему (т.2. л.д.95-98, т.3, л.д. 4-7).
Решением суда от 07.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу, что приобретенные ответчиком медицинская техника, оборудование и запасные части (комплектующие) к ним за счет средств ОМС, согласно программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 N 782 "О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2011 год" и территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 08.11.2010 N 245-П), использовались больницей при оказании первичной медико-санитарной, специализированной помощи. Доказательств обратного не представлено.
Более того, спорные денежные средства были перечислены больнице страховыми медицинскими организациями в рамках договоров за оказанные услуги. Таким образом, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств ОМС регулируется в рамках договорных отношений. Поскольку участником данных договоров фонд не является, то в соответствии с действующим законодательством у фонда отсутствуют основания и полномочия на взыскание названных средств в свою пользу. Претензии к больнице по правильности расходования спорных средств от указанных организаций не поступали.
13.12.2013 от фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного акта.
Судом не учтено, что форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС не содержит условия и обязанности контроля страховыми медицинскими организациями целевого использования страховых средств медицинскими организациями.
Судом также неверно сделан вывод о том, что ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств ОМС регулируется в рамках договорных отношений. Страховые медицинские организации не имеют ни правовых оснований, ни фактической возможности осуществлять контроль целевого использования средств.
Суд путает понятия контроля за целевым использованием среде ОМС, полномочиями по которым в силу ч. 7 ст. 34 ФЗ N 326-ФЗ и Положения о контроле за использованием средств ОMC медицинскими организациями, утвержденного приказом ФФОМС от 16.04,2012 г. N 7 наделен только территориальный фонд ОМС, и контроля объемов, сроков качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, который осуществляют как территориальные фонды ОМС, так и медицинские организации в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФФОМС от 01.12.2010 г. N 230.
Изделия медицинского назначения и расходные материалы, включенные в Перечень, подлежат приобретению не только за счет средств ОМС, но и за счет иных бюджетов.
Кроме того, несостоятельна ссылка суда на письмо Министерства здравоохранения Челябинской области от 17.09.2012, поскольку Министерство здравоохранения Челябинской области не уполномочено давать подобные разъяснения.
Фонд согласно п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ, имеет право обратиться в суд с иском о защите своих прав (т.3, л.д.109-113).
От представителей больницы и фонда в судебном заседании поступило ходатайство об утверждении мирового соглашения, где стороны согласовали спорные вопросы.
В силу статьи 49 АПК РФ стороны могут закончить дело мировым соглашением.
По ст. 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса, по любому делу, если иное не предусмотрено кодексом и иным федеральным законом.
Поскольку примирение сторон является одной из целей арбитражного судопроизводства, а заключение сторонами мирового соглашения является примирительной процедурой, арбитражный суд любой инстанции должен содействовать разрешению спора путем достижения сторонами мирного урегулирования конфликта.
Условиями утверждения мирового соглашения являются отсутствие нарушений прав и законных интересов других лиц, а также соответствие закону. Представленное на утверждение апелляционной инстанции мировое соглашение от 27.01.2014 по форме и содержанию соответствует требованиям статьи 140 АПК РФ, условия данного мирового соглашения не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов других лиц, суд апелляционной инстанции считает, что оно подлежит утверждению на основании статьи 141 АПК РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд утверждает мировое соглашение на условиях, согласованных сторонами, отменяет решение суда первой инстанции и прекращает производство по делу в соответствии с частью 2 ст. 150 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 49, 139 - 141, 150, 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования об изменении наименования удовлетворить.
Изменить наименование подателя апелляционной жалобы на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2013 по делу N А76-5760/2013 отменить.
Утвердить мировое соглашение от 27.01.2014 между Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Челябинской области, именуемое в дальнейшем Истец, в лице директора Вербитского М.Г., действующего на основании Положения и Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница N 1 именуемое в дальнейшем Ответчик, в лице главного врача Скорика И.А., действующего на основании Устава, с другой стороны, о нижеследующем:
"1.Стороны констатируют, что:
по состоянию на 27 января 2014 года Ответчиком не погашена задолженность средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в размере 3 440 153,00 (три миллиона четыреста сорок тысяч сто пятьдесят три) рубля 00 копеек.
штраф за нарушение сроков погашения задолженности средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в размере 205 669,46 (двести пять тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 46 копеек.
Указанные суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования выявлены по результатам комплексной проверки (акт проверки от 04.06.2012 г.)
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Истца с исковым заявлением в Арбитражный суд Челябинской области. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07 ноября 2013 года в удовлетворении исковых требований Истца отказано в полном объеме.
2. Настоящее Мировое соглашение заключается сторонами на основании статей 139, 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях мирного урегулирования спора, возникшего в связи с задолженностью средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
3. Стороны пришли к соглашению о том, что:
Ответчик обязуется возвратить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 3 440 153,00 (три миллиона четыреста сорок тысяч сто пятьдесят три) рубля 00 копеек и штраф в сумме 205 669,46 (двести пять тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 46 копеек в следующие сроки:
- 31.01.2014 г. сумму 860 000,00 (восемьсот шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек;
- 28.02.2014 г. сумму 860 000,00 (восемьсот шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек;
- 31.03.2014 г. сумму 860 000,00 (восемьсот шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек;
- 30.04.2014 г. сумму 860 153,00 (восемьсот шестьдесят тысяч сто пятьдесят три) рублей 00 копеек;
- 31.05.2014 г. сумму 205 669,46 (двести пять тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 46 копеек.
4. Денежные средства, указанные в пункте 3 настоящего Мирового соглашения, перечислять по следующим реквизитам:
- суммы средств ОМС, использованных не по целевому назначению
Получатель:
ИНН 7453041061, КПП 745301001
УФК по Челябинской области (территориальный фонд обязательного
медицинского страхования Челябинской области)
Счет N 40101810400000010801
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской обл.
г. Челябинск, БИК 047501001
Код дохода (поле 104) 395 116 32000 09 0000 140
ОКТМО(поле 105)75701000001
- суммы штрафа за использование не по целевому назначению средств ОМС
Получатель:
ИНН 7453041061, КПП 745301001
УФК по Челябинской области (территориальный фонд обязательного
медицинского страхования Челябинской области)
Счет N 40101810400000010801
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской обл.
г. Челябинск, БИК 047501001
Код дохода (поле 104) 395 116 90090 09 0000 140
ОКТМО(поле 105)75701000001
5. Если указанные в пункте 3 настоящего Мирового соглашения обязательства не будут исполнены Ответчиком, Истец на основании пункта 2 статьи 142 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет право обратиться в Арбитражный суд Челябинской области с ходатайством о выдаче ему исполнительного листа.
6. Настоящее Мировое соглашение составлено в трех экземплярах, по одному для каждой стороны и один для Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда".
Производство по настоящему делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А.Кузнецов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5760/2013
Истец: Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: МБУЗ Ордена Трудового Красного Знамени ГКБ N1, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени Городская клиническая больница N 1
Третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Управление здравоохранения Администарации города Челябинска, Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования