Переведена ли с 1 января 2008 года на уплату ЕНВД деятельность органов местного самоуправления по передаче в аренду земельных участков для организации на них торговых мест (в том числе розничных рынков), а также для размещения палаток, ларьков и иных объектов нестационарной торговой сети? Некоторые земельные участки находятся в муниципальной собственности, а другие составляют муниципальную казну. Влияет ли подобный факт на правомерность применения ЕНВД?
С 1 января 2008 года на уплату ЕНВД переводится деятельность по оказанию услуг по передаче внаем земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, размещения объектов нестационарной торговли (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов) и объектов общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей (подп. 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
В целях применения ЕНВД под указанным видом предпринимательской деятельности необходимо понимать деятельность, которая классифицируется согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) по коду 70.20.2 раздела "К". К ней относится передача в аренду (субаренду) собственных или арендованных земельных участков для организации торговых мест, а также для размещения на них объектов розничной торговли и общественного питания, названных в подпункте 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ.
Торговое место - это место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их части) и земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи. Кроме того, таковыми являются объекты розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), а также прилавки, столы, лотки, в том числе расположенные на земельных участках. Земельные участки, используемые для размещения объектов розничной торговли и общественного питания без торговых залов и залов обслуживания посетителей, прилавков, столов, лотков, относятся к торговым местам.
Таким образом, под земельными участками, используемыми для организации торговых мест, понимаются земельные участки (независимо от места расположения), непосредственно предназначенные для совершения сделок розничной купли-продажи, то есть для ведения розничной торговли.
Понятие розничного рынка содержится в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ. Розничным рынком является имущественный комплекс, предназначенный для деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и имеющий в составе торговые места. Функционирование розничного рынка основано на том, что цены на реализуемые товары, работы, услуги определяются свободно непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда.
Рынок может быть организован юридическим лицом - владельцем (пользователем) объекта или объектов недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организация рынка. Указанное лицо должно быть зарегистрировано в порядке, установленном законодательством РФ, и иметь разрешение на право организации розничного рынка, выданное органом местного самоуправления (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ).
Исходя из определений торгового места и розничного рынка, земельные участки, предназначенные для организации или строительства на них розничных рынков, не могут быть признаны непосредственно используемыми для совершения сделок розничной купли-продажи. Сказанное означает, что деятельность органов местного самоуправления по передаче в аренду (субаренду) земли для организации либо строительства на них розничных рынков не относится к предпринимательской деятельности, подлежащей переводу на уплату ЕНВД в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ.
Плательщиками ЕНВД считаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).
Органы местного самоуправления, которые согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее - Закон N 131-ФЗ) и уставу муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями. Они образуются для осуществления управленческих функций и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ). Деятельность представительных органов муниципальных образований и местных администраций как юридических лиц регулируется нормами Закона N 131-ФЗ и Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ.
Чтобы решать вопросы местного значения, органы местного самоуправления имеют право создавать муниципальные предприятия и учреждения (подп. 3 п. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Учитывая изложенное, если от имени администрации муниципального образования предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату ЕНВД, осуществляет муниципальное предприятие или учреждение, зарегистрированное в установленном порядке в качестве юридического лица, эта деятельность подлежит переводу на уплату ЕНВД на общих основаниях.
В частности, муниципальные предприятия и учреждения должны применять систему налогообложения в виде ЕНВД, если они передают в аренду (субаренду) земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для организации на них торговых мест (ведения на них розничной торговли) или для размещения объектов нестационарной торговой сети и объектов общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Поэтому деятельность органов местного самоуправления по передаче в аренду либо субаренду земельных участков, составляющих муниципальную казну, не переводится на уплату ЕНВД.
Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России
И.М. Андреев,
государственный советник РФ 2-го класса
15 мая 2008 г.
"Российский налоговый курьер", N 10, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99