04 февраля 2014 г. |
Дело N А43-11370/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,
судей Максимовой М.А., Наумовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скрипачевой Л.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дубровина Алексея Владимировича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2013 по делу N А43-11370/2013, принятое судьей Паньшиной О.Е., по иску Компании "Smeshariki" GmbH, Мюнхен, Германия, к индивидуальному предпринимателю Дубровину Алексею Владимировичу, г.Дзержинск Нижегородской области (ОГРНИП 304524903400231, ИНН 524900512936), о взыскании компенсации.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом.
Компания "Smeshariki" GmbH обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Дубровину Алексею Владимировичу о взыскании 99 000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки (с учетом уточненных требований).
Исковые требования основаны на статьях 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы нарушением ответчиком исключительных прав истца на товарные знаки, выразившемся в хранении, предложении к продаже и продаже DVD-диска под названием "Смешарики" с изображениями, имитирующими персонажей анимационного сериала "Смешарики" и сходными до степени смешения с 11 товарными знаками, исключительные права на которые принадлежат Компании "Smeshariki" GmbH.
Решением 24.10.2013 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с ответчика в пользу истца 99 000 руб., 2200 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а также в доход федерального бюджета 1760 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Дубровин Алексей Владимирович обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить данный судебный акт в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно не дал оценку представленным ответчиком выкопировкам из общеизвестного справочника - Дубль Гис, нарушив положения статей 64-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель пояснил, что представленная истцом видеозапись не позволяет установить местонахождение торгового объекта, в котором реализован диск, а также дату его реализации. Торговый объект ответчика и его местонахождение отличаются от торгового объекта, зафиксированного на видеозаписи, представленной истцом. Зафиксированные на съемке торговые центры имеют отличительные друг от друга особенности внешнего фасада. Кроме того, заявитель указал, что реализация диска осуществлена за пределами срока исковой давности, и просил применить срок исковой давности к заявленным требованиям. При этом товарный чек от 21.11.2012 не отвечает требованиям Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", отсутствуют подпись и печать ответчика, а также адрес торговой точки.
В уточнении к апелляционной жалобе заявитель отметил, что индивидуально-определенные признаки, позволяющие однозначно идентифицировать приобретенный товар с предоставленным диском, отсутствуют. Изображения персонажей мультфильма "Смешарики" не содержатся на представленной обложке.
Компания "Smeshariki" GmbH в отзыве на апелляционную жалобу указала, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснила, что представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи подтверждают факт реализации ответчиком контрафактного диска под наименованием "Смешарики".
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Компания "Smeshariki GmbX" ("Смешарики ГмбХ") является правообладателем следующих товарных знаков: "Смешарики" в отношении товаров (услуг) 03-43-го классов Международной классификации товаров и услуг (свидетельство от 16.02.2005 N 282431, сроком действия до 17.03.2014); "Совунья" в отношении товаров (услуг) 03-43-го классов Международной классификации товаров и услуг (свидетельство от 01.03.2007 N 321869, сроком действия до 18 июля 2016 года); "Нюша" в отношении товаров (услуг) 03-43-го классов Международной классификации товаров и услуг (свидетельство от 27.08.2007 N 332559, срок действия до 18 июля 2016 года); "Ёжик" в отношении товаров (услуг) 16-43-го классов Международной классификации товаров и услуг (свидетельство от 24.07.2009 N 384581, срок действия до 30 марта 2017 года); "Крош" в отношении товаров (услуг) 03-43-го классов Международной классификации товаров и услуг (свидетельство от 02.03.2007 N 321933, срок действия до 18 июля 2016 года); "Бараш" в отношении товаров (услуг) 03-42-го классов Международной классификации товаров и услуг (свидетельство от 24.07.2009 N 384580, сроком действия до 18 июля 2016 года); "Копатыч" в отношении товаров (услуг) 03-43-го классов Международной классификации товаров и услуг (свидетельство от 01.03.2007 N 321815, сроком действия до 18 июля 2016 года); "Лосяш" в отношении товаров (услуг) 03-43-го классов Международной классификации товаров и услуг (свидетельство от 01.03.2007 N 321870, сроком действия до 18 июля 2016 года); "Пин" в отношении товаров (услуг) 03-43-го классов Международной классификации товаров и услуг (свидетельство от 02.10.2007 N 335001, сроком действия до 18 июля 2016 года); "Кар-Карыч" в отношении товаров (услуг) 03-43-го классов Международной классификации товаров и услуг (свидетельство от 01.03.2007 N 321868, сроком действия до 18 июля 2016 года); "Биби" (свидетельство от 22.06.2008 N 353490, срок действия до 23 августа 2017 года).
21.11.2012 представителем истца в торговой точке (киоск "Диски"), принадлежащей предпринимателю Дубровину А.В. и расположенной по адресу: Нижегородская область, г.Дзержинск, ул.Гайдара, у дома 59-Е (торгового центра "Лидия"), приобретен контрафактный товар - диск формата DVD под наименованием "Смешарики. Все азбуки", на обложке которого воспроизведены изображения, имитирующие персонажей анимационного сериала "Смешарики" и надпись "Смешарики", сходные до степени смешения с 11 товарными знаками истца: "Смешарики", "Совунья", "Нюша", "Ежик", "Крош", "Бараш", "Копатыч", "Лосяш" "Пин", "Кар-Карыч", "Биби".
Факт реализации ответчиком указанного диска подтверждается представленным в материалы дела товарным чеком от 21.11.2012 на сумму 100 рублей, содержащим сведения о товаре "Смешарики" в количестве 1 шт., дате покупки - 21.11.2012, наименовании продавца, от имени которого произведена реализация товара - ИП Дубровин с указанием его ИНН 524900512936, а также видеозаписью покупки товара в упомянутой торговой точке и самим экземпляром диска формата DVD с изображением персонажей анимационного сериала "Смешарики".
Установив факт реализации ответчиком DVD-диск с использованием на нем изображений сходных до степени смешения с товарными знаками истца и посчитав нарушенными свои исключительные права на вышеуказанные товарные знаки, поскольку приобретенный диск с товарными знаками истца в законный оборот не выпускалась и имеет признаки контрафактности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта реализации ответчиком контрафактного товара и наличии оснований для взыскания компенсации.
Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал выводы суда соответствующими действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
В силу пункта 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основное предназначение товарного знака - обеспечение потенциальному покупателю возможности отличить маркированный товар одного производителя среди аналогичных товаров другого производителя.
В соответствии с положениями статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Согласно пункту 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации.
Подпункт 1 пункта 2 названной выше статьи Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в сферу исключительного права на товарный знак входят такие действия, как производство, предложение к продаже, продажа, демонстрация на выставках и ярмарках, ввоз (импорт) на территорию России и иное введение в гражданский оборот на территории России товаров, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, если на самих этих товарах, их этикетках или упаковке проставлен товарный знак. В сферу исключительного права входят также хранение и транспортировка таких товаров, если хранение и транспортировка имеют в качестве своей последующей цели введение товаров в гражданский оборот.
Пункт 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня способов осуществления исключительного права на товарный знак и знак обслуживания для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых эти знаки зарегистрированы. В то же время перечень позволяет достаточно полно определить круг действий по использованию товарного знака, совершение которых другими лицами без разрешения правообладателя означает нарушение исключительного права последнего и влечет установленную законом ответственность.
Характерной особенностью правового режима использования товарного знака является почти полное отсутствие ограничений исключительного права правообладателя.
В пункте 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров (услуг), если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
В соответствии со статьей 9 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 (ратифицированной СССР 01.07.1965) правообладатель имеет право на охрану принадлежащего ему товарного знака. Согласно статье 10-bis указанной Конвенции "3. _ подлежат запрету: а) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента".
Как следует из материалов дела, в спорной торговой точке Дубровин А.В. ведет коммерческую деятельность путем продажи дисков. 21.11.2012 ответчик осуществил реализацию контрафактного товара с использованием товарных знаков в виде графических изображений персонажей анимационного сериала "Смешарики" - "Совунья", "Нюша", "Ежик", "Крош", "Бараш", "Копатыч", "Лосяш" "Пин", "Кар-Карыч", "Биби" и надписи "Смешарики" без каких-либо законных оснований, что подтверждается материалами дела, в том числе товарным чеком от 21.11.2012, видеосъемкой, произведенной при приобретении товара в упомянутой торговой точке, а также самим диском.
На купленном у ответчика товаре имеются признаки контрафактности: на экземпляре DVD-диска отсутствует информация о правообладателе.
Отличия спорного товара по внешним признакам контрафактности являются достаточно существенными и при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от ответчика по условиям оборота, он не мог не знать о контрафактности товара.
Поскольку ответчик не обладает исключительными правами на указанные товарные знаки истца, его действия по реализации спорного товара, маркированного товарными знаками в виде графических изображений персонажей анимационного сериала "Смешарики" - "Совунья", "Нюша", "Ежик", "Крош", "Бараш", "Копатыч", "Лосяш" "Пин", "Кар-Карыч", "Биби" и надписи "Смешарики", являются незаконными, не соответствующими требованиям действующего законодательства.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд правомерно пришел к выводу о том, что факт продажи предпринимателем Дубровиным А.В. спорного DVD-диска подтвержден материалами дела.
Довод заявителя жалобы о том, что торговый объект, в котором истец приобретал диск, и торговый объект, в котором осуществляет свою деятельность ответчик, являются не тождественными и расположены по различным адресам, являлся предметом исследования суда первой инстанции.
Из представленной ответчиком видеозаписи усматривается, что торговый киоск расположен с неким нежилым зданием, на киоске отчетливо просматривается лист формата А4, на котором указана информация о предпринимателе (Ф.И.О., ИНН), а также адрес торговой точки.
В свою очередь представленная ответчиком видеозапись сделана спустя год после спорного события, из неё невозможно установить территориальную принадлежность торговой точки, а именно: рядом расположенных объектов (отсутствуют таблички с указанием улицы, номера дома), из пояснений предпринимателя в судебном заседании следует, что деятельность по продаже дисков подобным образом (посредством киосков, ларьков) не была ограничена одной торговой точкой.
Подлежит отклонению и довод заявителя жалобы о недоказанности факта реализации ответчиком спорного товара (DVD-диска).
Судом первой инстанции установлено, что DVD-диск, изображенный на видеосъемке, идентичен DVD-диску, представленному в материалы дела. Из видеозаписи усматривается, что продавец выдал покупателю товарный чек, соответствующий чеку, представленному в материалы дела. После просьбы покупателя проставить на чеке идентифицирующие признаки торгующей организации, продавец своей рукой дописал ИНН предпринимателя 524900512936. Указанный ИНН полностью совпадает с данными, содержащимся в Едином государственном реестра индивидуальных предпринимателей. По пояснениям предпринимателя, данным в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, лицо, выдавшее чек, ему знакомо и некоторое время данный продавец работал в торговой точке предпринимателя.
Ссылка заявителя на отсутствие на товарном чеке реквизитов, позволяющих с достоверностью установить факт реализации указанного в нем товара от имени ответчика, а также подписи и печати предпринимателя подлежит отклонению, поскольку материалами дела удостоверен факт продажи контрафактного диска предпринимателем Дубровиным А.В. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, ответчиком не представлено.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно пришел к выводу о реализации ответчиком спорного диска с использованием вышеупомянутых товарных знаков истца.
Действия по предложению к продаже товара, содержащего изображения, имитирующие изображения, зарегистрированные в качестве товарного знака, принадлежащего истцу, представляют собой способ использования объекта исключительных прав и нарушают исключительное право истца на вышеуказанные товарные знаки.
Факт использования вышеупомянутых товарных знаков на контрафактном товаре подтвержден материалами дела.
Предложение к продаже и продажа контрафактного товара являются элементом введения в хозяйственный оборот и, следовательно, представляет собой нарушение прав владельца товарного знака.
Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения (пункт 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 43.2 и 43.3 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков. Рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем вторым статьи 1301, абзацем вторым статьи 1311, подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 или подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Исходя из требований разумности и справедливости, суд установил факт незаконного распространения ответчиком товара с нанесенными на него товарными знаками в виде графических изображений персонажей анимационного сериала "Смешарики" - "Совунья", "Нюша", "Ежик", "Крош", "Бараш", "Копатыч", "Лосяш" "Пин", "Кар-Карыч", "Биби" и надписи "Смешарики" и правомерно взыскал компенсацию за незаконное использование товарных знаков истца в размере 99 000 руб.
При этом при определении размера подлежащей взысканию компенсации суд первой инстанции основывался на внутренней оценке совокупности всех собранных по делу доказательств, учел характер допущенного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции полагает данный вывод суда правомерным, обоснованным, сделанным при правильном применении норм материального права, с учетом имеющихся в деле доказательств.
Указание заявителя на пропуск срока исковой давности по заявленным требованиям не принимается во внимание ввиду отсутствия обращения ответчика с данным ходатайством в суд первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования истца.
В порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Иные аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2013 по делу N А43-11370/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дубровина Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.В. Бухтоярова |
Судьи |
М.А. Максимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11370/2013
Истец: Smeshariki GmbH (в лице ООО Авторский контроль) г. Иваново, Компания "Smeshariki" GmbX (Смешарики ГмбХ) в лице ООО "Авторский контроль"
Ответчик: ИП Дубровин Алексей Владимирович
Третье лицо: ИП Дубровин А. В.