г. Самара |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А55-19789/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 04 февраля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Смирнова А.Н., доверенность от 14 января 2014 г. N 00020/14-Д,
от ответчика - Светкина Д.Д., доверенность от 30 декабря 2013 г. N 12-8869,
от третьих лиц:
от Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
от Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2013 г. по делу N А55-19789/2013 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации", г. Москва,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области, с. Сергиевск, Самарская обл.,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - "Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) г. Октябрьский (Республика Башкортостан) - Самара с ответвлением на г. Тольятти", расположенного по адресу: Самарская область, Сергиевский район, кадастровый номер 63:31:0000000:0:992; о возложении на ответчика обязанности в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2013 г. по делу N А55-19789/2013 заявленные требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
ОАО "ВымпелКом" 14.02.2013 г. обратилось с заявлением N 31/500/2013-312 о государственной регистрации объекта- линейно-кабельного сооружения ВОЛС "Октябрьский (Республика Башкортостан) - Самара с ответвлением на г. Тольятти", расположенного по адресу: Самарская область, Сергиевский район, кадастровый номер 63:31:0000000:0:992.
При этом, с заявлением на государственную регистрацию были представлены: постановление администрации Сергиевского района Самарской области N 103 от 31.01.2007 г. "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "СЦС Совинтел"; разрешение на строительство N 2 от 22.02.2007 г.; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22.05.2007 г.; постановление администрации Сергиевского района Самарской области N 1207 от 23.09.2005 г. "О предварительном согласовании места размещения объекта"; акт выбора земельного участка для строительства от 22.09.2005 г.; кадастровый паспорт сооружения от 19.09.2011 г., выданный ФГБУ "Кадастровая палата" по Самарской области; договор аренды земельного участка N 242-СХ/06 от 01.02.2007 г.; договор аренды земельного участка N 243-СХ/06 от 01.02.2007 г.; договор аренды земельного участка N 244-СХ/06 от 01.02.2007 г.; протокол внеочередного собрания участников Общества с ограниченной ответственностью СЦС "Совинтел".
Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) от 21.06.2013 г., Обществу было отказано в государственной регистрации на линейно-кабельное сооружение ВОЛС "Октябрьский (Республика Башкортостан) - Самара с ответвлением на г. Тольятти" на основании пунктов 4, 10 статьи 20 N 122-ФЗ от 21 июля 1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Далее - ФЗ о государственной регистрации)в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из материалов дела следует, что на территории Сергиевского района Самарской области, Обществом с ограниченной ответственностью "СЦС Совинтел" (ООО "СЦС Совинтел") осуществлялись работы по строительству "Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) г. Октябрьский (Республика Башкортостан) - Самара с ответвлением на г. Тольятти", протяженностью - 64 861 м., на земельном участке площадью 456 800 кв.м. Открытое акционерное общество "Вымпел-коммуникации" (далее -ОАО "ВымпелКом", Общество) на сегодняшний день является правопреемником ООО "СЦС Совинтел".
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ о государственной регистрации), право собственности на созданный объект недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона "О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом о госрегистрации прав.
Исходя из положений п.1 статьи 25 названного закона основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество является документ, подтверждающий его создания.
По мнению ответчика, в силу положений п. 3 ст. 9 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ему предоставлено право на проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В этой связи, документом, необходимым в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации права собственности на ЛКС ВОЛС является разрешение на ввод в эксплуатацию.
Согласно п. 3 ст. 55 ГрК РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляются в числе прочих документов, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство.
Из материалов дела следует, что заявителем разрешение на ввод в эксплуатацию было представлено на государственную регистрацию. Данное обстоятельство ответчиком не опровергается.
Доводы ответчика о том, что заявителем не представлены для государственной регистрации документы, а те, что представлены, не соответствуют требованиям законодательства, являются не обоснованными.
Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что земельный участок под строительство предоставлялся заявителю на основании договора аренды.
Земли под строительство предоставлялись из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Довод ответчика о том, что на государственную регистрацию были представлены договоры аренды земельных участков N 242-СХ/06 от 01.02.2007 г., N 243-СХ/06 от 01.02.2007 г., N 244-СХ/06 от 01.02.2007 г., в которых отсутствует указание на кадастровые номера земельных участков в разделе предмет договора, поэтому между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относится и предмет договора и, следовательно, указанные договоры являются незаключенным, является ошибочным.
Из материалов дела следует, что на основании обращения заявителя администрацией муниципального района Сергиевский Самарской области выдано разрешение N 2 от 22.02.2007 г. на строительство объекта капитального строительства - линейно-кабельное сооружение ВОЛС "Октябрьский (Республика Башкортостан) - Самара с ответвлением на г. Тольятти", расположенного по адресу: Самарская область, Сергиевский район. Заявителю была утверждена схема расположения земельных участков, что свидетельствует о предоставлении заявителем пакета документов, необходимого в соответствии со ст. 51 ГрК РФ.
После осуществления строительства администрацией муниципального района Сергиевский было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22.05.2007 г.
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
При этом соответствие места размещения выстроенного объекта с предоставленным в аренду земельным участком проверялось путем сопоставления схемы, являющейся приложением к договору аренды земельного участка с техническим паспортом объекта. Указанное обстоятельство подтверждается так же и ответом Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский от 10.02.2012 г. N 228. Доказательств обратного, суду не представлено.
Довод ответчика о том, что заявителем не представлен на государственную регистрацию права собственности на построенный объект подлинный экземпляр акта выбора земельного участка, надлежащим образом оформленного, подтверждающего законность процедуры предоставления земельного участка, в силу положений ст. 55 ГрК РФ обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с указанной нормой разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ о государственной регистрации, основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации прав.
Исходя из смысла и взаимосвязи норм п.1 ст. 17, п 1 ст. 20, ст. 25 ФЗ о государственной регистрации, ст. 55 ГрК РФ, документом, необходимым в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации права собственности на ЛКС ВОЛС является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Указанный документ был представлен для осуществления государственной регистрации права на ЛКС ВОЛС "Октябрьский - (республика Башкортостан) Самара с ответвлением на г. Тольятти".
Довод ответчика о несоблюдении порядка предоставления земельного участка для строительства в соответствии с требованиями земельного законодательства также является не обоснованным.
В материалах дела имеется постановление администрации Сергиевского района Самарской области от 23.09.2005 N 1207 о предварительном согласовании места размещения объекта, а поэтому довод ответчика о том, что из представленного заявителем постановления администрации Сергиевского района Самарской области "О предварительном согласовании места размещения объекта", невозможно установить законность предоставления земельного участка под строительство спорного объекта недвижимости является необоснованным, поскольку доказательств признания недействительным актов органа местного самоуправления ответчиком не представлено.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.11.2006 г. по делу N А65-11895/06.
Довод ответчика о том, что при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый объект недвижимого имущества необходимо убедиться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой, является несостоятельным.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иным и правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как установлено судом и изложено выше, разрешение на строительство спорного объекта недвижимости N 2 от 22.02.2007 г. выдано заявителю уполномоченным органом на выдачу разрешений на строительство - администрацией муниципального района Сергиевский Самарской области.
Строительство объекта в соответствии с разрешением на строительство N 2 от 22.02.2007 г. было разрешено на земельном участке, предоставленном в аренду на основании постановления администрации муниципального района Сергиевский Самарской области N 103 от 31.01.2007 г.
Ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих о нарушении при создании спорного объекта градостроительных и строительных норм и правил.
На момент вынесения ответчиком отказа в государственной регистрации права, представленные заявителем на регистрацию договоры аренды, заключенные заявителем с органом местного самоуправления не оспорены и недействительными не признаны.
Спорный объект, введенный в эксплуатацию на основании разрешения, согласно техническому паспорту, схеме расположения, являющейся неотъемлемой частью договора аренды, находится в границах земельного участка, отведенного для строительства.
В силу вышеуказанных обстоятельств объект ЛКС ВОЛС не является самовольной постройкой; данный объект построен на земельном участке, отведенном для строительства в установленном законом порядке с получением всей необходимой разрешительной документации.
Заявителем были предоставлены необходимые и достаточные документы, для осуществления регистрации права собственности на Объект ЛКС ВОЛС "Октябрьский - (республика Башкортостан) Самара с ответвлением на г. Тольятти", по форме и содержанию соответствующие требованиям закона.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган, согласно требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона N 122-ФЗ, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Из совокупности названных правовых норм следует, что правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов. Тем ни менее, из оспариваемого акта следует, что регистрирующий орган сослался на непредставление заявителем документов, не относящихся к правоустанавливающим.
Действия должностных лиц ответчика противоречат нормам действующего законодательства, которые устанавливают запрет на истребование от заявителей документов, не предусмотренных законом.
В соответствии с положениями ст.ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Несмотря на представление заявителем всех документов, необходимых для вынесения решения о государственной регистрации, заинтересованным лицом было принято решение об отказе, в нарушение прав и законных интересов ОАО "ВымпелКом".
В силу вышеизложенного, принятое ответчиком решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - "Линейно-кабельного сооружения волоконно-оптической связи (ВОЛС) г. Октябрьский (Республика Башкортостан) - Самара с ответвлением на г. Тольятти" не имеет под собой правовых оснований, противоречит законодательству Российской Федерации и установленному законом порядку государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2013 г. по делу N А55-19789/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19789/2013
Истец: ОАО "Вымпел-Коммуникации"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области, Администрация Сергиевского района Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области