Плата по договору водопользования
Во втором номере за 2008 год было рассказано о новых правилах, по которым организации, осуществляющие забор воды для водоснабжения населения, должны строить отношения с органами власти. В данной статье мы рассмотрим, как рассчитывается и учитывается плата по договору водопользования.
Согласно пп. "а" п. 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165, к заявлению, которое организация должна подать в орган, уполномоченный на предоставление водных объектов в пользование, следует приложить расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам. Получается, что потенциальному водопользователю следует рассчитать плату самостоятельно. А это означает, что он должен разобраться в таких документах, как:
- Правила расчета и взимания платы*(1);
- форма примерного договора водопользования*(2);
- Порядок администрирования платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ*(3) (далее - Порядок администрирования).
Размер платы...
...Определяется по формуле:
Размер платы | = | Объем допустимого забора воды | х | Ставка платы |
Объем допустимого забора воды фиксируется в договоре водопользования с разбивкой по кварталам - платежным периодам. Это позволяет избежать неприятной ситуации, с которой сталкивались многие водопользователи при расчете водного налога (в лицензии обычно указывался годовой лимит водопотребления, который в целях исчисления налога делился на 4, без учета сезонности).
Ставка платы за забор воды из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения установлена в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 876), то есть она равна ставке водного налога. Однако это касается только водных объектов, находящихся в федеральной собственности. Естественно, таких водных объектов подавляющее большинство, однако потенциальным водопользователям нужно быть готовым к тому, что, если водный объект принадлежит субъекту РФ или муниципальному образованию, ставки платы могут быть гораздо больше. Так, например, в Москве ставки платы за забор водных ресурсов не различаются в зависимости от целей - ставка установлена единая в размере 288 руб. за 1 тыс. куб. м (Постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1048-ПП).
Срок уплаты - до 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, при этом конкретный график также прилагается к договору. Подтверждением внесения платы является копия платежного поручения с отметкой банка. О том, что водопользователь должен представить такое подтверждение в уполномоченный орган, говорится в п. 13 формы примерного договора водопользования, а в Порядке администрирования уточняется, что сделать это нужно в течение трех дней с момента оплаты (лично, посредством почтовой или факсимильной связи).
Пример 1.
ООО "Коммунальное водоснабжение" осуществляет забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения из Горьковского водохранилища. Ставка платы - 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды. Согласно договору водопользования допустимый объем забора водных ресурсов за квартал равен 300 тыс. куб. м.
Размер платы за пользование водным объектом составит 21 000 руб. (70 руб. х 300 тыс. куб. м).
В бухгалтерском учете организации водопроводно-канализационного хозяйства расходы в виде платы по договору водопользования являются расходами по обычным видам деятельности и отражаются с применением счета 20. В целях налогообложения данные затраты следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, по аналогии с арендными платежами (ст. 264 НК РФ), естественно, если они удовлетворяют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Налогом на добавленную стоимость плата не облагается (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Перерасчет размера платы
Подчеркнем, что при расчете учитывается объем допустимого, а не фактического забора. Это означает, что размер платы всегда известен заранее. Как следует из п. 9 формы примерного договора водопользования, расчет платы прилагается к договору и является его неотъемлемой частью.
Если в действительности воды забрано меньше, чем было предусмотрено, водопользователь может пересчитать плату, но только если соответствующее условие есть в договоре. Так, например, в п. 14 формы примерного договора водопользования дана ссылка на п. 8 Правил расчета и взимания платы, предписывающий при перерасчете определять платежную базу как фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта или его части. Последний, в свою очередь, исчисляется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Подчеркнем, что перерасчет размера платы производится только по окончании платежного периода и оформляется путем подписания сторонами дополнительных соглашений, являющихся неотъемлемой частью договора. Порядок администрирования уточняет, что процедура регистрации дополнительного соглашения в государственном водном реестре аналогична процедуре регистрации договора водопользования.
Пени
За несвоевременное внесение платы по договору водопользования, как и по любому другому договору, должник обязан уплатить пени. Их размер и порядок исчисления установлены в п. 2 ст. 18 ВК РФ. Так, размер пеней составляет 1/150 действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более чем 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются со дня, следующего за определенным в договоре днем внесения платы, по день погашения задолженности включительно. Как указано в Порядке администрирования, в случае выявления недоимки уполномоченный орган в течение трех рабочих дней письменно извещает об этом водопользователя с требованием погасить недоимку в течение трех рабочих дней. При добровольной уплате недоимки уполномоченный орган направляет водопользователю уведомление об оплате пени за просроченный платеж. Если же организация откажется гасить недоимку или пени, чиновники обратятся в суд с иском о взыскании задолженности.
Пример 2.
Воспользуемся условиями примера 1 и допустим, что плата за II квартал была внесена с опозданием - 27 июня. Ставка рефинансирования составляет 10,5%.
Период, за который начисляются пени, - 7 дней. Сумма, подлежащая уплате, - 103 руб. (21 000 руб. х 7 дн. х 10,5% / 150).
Штрафы
Еще один вид ответственности по договору водопользования - штраф за превышение объема допустимого забора водных ресурсов, зафиксированного в договоре. Так, в соответствии с п. 3 ст. 18 ВК РФ штраф уплачивается в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом. Нетрудно заметить аналогию с порядком исчисления водного налога. Из главы 25.2 НК РФ следует, что пятикратное увеличение ставки водного налога неприменимо к забору воды для водоснабжения населения. Однако в новом законодательстве нет подобных положений. Поэтому, если в договоре водопользования соответствующее условие специально не оговорено, водопользователь в случае превышения объема забора водных ресурсов над допустимым должен будет уплатить штраф, даже если вода забирается для водоснабжения населения.
Пример 3.
Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, что объем забора воды в III квартале превысил установленный договором и составил 350 тыс. куб. м. Специальных условий об освобождении организации ВКХ от уплаты штрафа за превышение объема допустимого забора водных ресурсов не предусмотрено.
С объема забора воды в размере 50 тыс. куб. м организации придется уплатить 17 500 руб. (50 тыс. куб. м х 70 руб. х 5). Всего следует перечислить 38 500 руб. (21 000 + 17 500).
Налогообложение пеней и штрафов
Можно ли учесть пени и штрафы по договору водопользования при налогообложении прибыли? Такой вопрос не встанет перед дисциплинированным водопользователем. Для всех других - наши комментарии.
В главе 25 НК РФ можно найти две подходящие к рассматриваемому случаю нормы. Во-первых, это пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, позволяющий учесть при налогообложении прибыли суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств. За использование этой нормы говорит п. 2 ст. 12 ВК РФ: к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ. Однако есть и другая норма (п. 2 ст. 270 НК РФ), запрещающая включать в расходы пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. Напомним, что стороной по договору водопользования является федеральный или региональный орган власти, а сама плата поступает в бюджет. По мнению автора, риск исключения сумм пеней и штрафов из налоговой базы достаточно высок (письма Минфина РФ от 10.11.2005 N 03-03-04/4/83, УМНС по г. Москве от 17.09.2003 N 26-12/51411). Справедливости ради заметим, что есть случаи, когда налогоплательщикам удалось отстоять право признавать в составе расходов пени за просрочку платежей по договорам аренды государственного имущества (постановления ФАС ВВО от 16.04.2007 N А43-14231/2006-14-86, ФАС СЗО от 24.11.2006 N А56-13319/2006, ФАС МО от 27.07.2005 N КА-А40/6944-05).
С.Н. Козырева
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764.
*(2) Утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165.
*(3) Направлен уполномоченным региональным органам Письмом Росводресурсов от 24.01.2008 N МС-03-23/207. Полномочия по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование переданы от федерального центра регионам (пп. 1 п. 1 ст. 26 ВК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"