г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А56-79337/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лариной Т.С.
судей Герасимовой М.М., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Нартикоевой З.С.
при участии:
от истца: Колбинцев А.О. по доверенности от 28.10.2013, Близнюк А.Р. по доверенности от 28.10.2013, Потуданский М.Б. представитель по доверенности от 28.10.2013,
от ответчика: Дятлов К.С. представитель по доверенности от 17.10.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18999/2013) ОАО "Российские железные дороги" в лице Октябрьской дирекции по ремонту подвижного состава на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2013 по делу N А56-79337/2012 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску ООО "Трансойл" к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании убытков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 4 068 458 руб. 12 коп. убытков.
Решением суда от 29.07.2013 требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, указанные истцом в расчете суммы исковых требований запасные части на сумму 4 068 458,12 руб. не являются запасными частями, которые ОАО "РЖД" на основании договора использует (заменяет) при плановых технических обслуживаниях, текущих ремонтах локомотивов в соответствии с Нормами сменяемости. Все данные запчасти устанавливались при проведении дополнительных работ, при этом по каждому случаю выполнения непланового технического обслуживания, непланового текущего ремонта локомотивов - дополнительных работ, между ОАО "РЖД" и ООО "Трансойл" проводились совещания для решения вопросов об отнесении расходов по обслуживанию, ремонту и запасным частям, использованных при не плановом обслуживании и ремонте, протоколы которых имеются в материалах дела и свидетельствуют о принятии решений по отнесению расходов по использованным запчастям, рассматриваемым по настоящему делу, на - ООО "Трансойл".
Кроме того, судом не полностью исследованы все имеющие значение для дела обстоятельства, в том числе, не дана оценка тому, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие стоимость конкретных запасных частей, а также не установлено, какие запасные части находятся в собственности истца, какие в собственности ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, ссылаясь на правомерность выводов, сделанных судом, просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании стороны поддержали вышеизложенные позиции.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения в порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей, участвующих в судебном заседании, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 30.12.2005 между ООО "Трансойл" и ОАО "Российские железные дороги" был заключен договор N 2265 о производстве технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов.
В соответствии с пунктом 1.1 договора (в ред. доп. согл. N 8 от 31.12.2009) исполнитель проводит техническое обслуживание в объемах ТО2, ТО3, и текущий ремонт в объемах ТР1, ТР2 и ТР3 в соответствии с правилами ремонта для тягового и подвижного состава, а заказчик оплачивает выполненные работы.
Цена производства является договорной, протокол договорной цены является неотъемлемой частью договора. Цена ТО и ТР указана с учетом стоимости запасных частей и материалов исполнителя. По договоренности сторон Заказчик может обеспечить Исполнителя запасными частями, стоимость которых в этом случае будет исключаться из цены ТО и ТР.
Ставки платы за работы в указанных объемах по договорам определены Приложением N 2 к дополнительному соглашению N 8 от 31.12.2009 к договору.
В течение 2010 года в рамках Договора N 2265 ремонтным локомотивным депо Санкт-Петербург - Сортировочный - Витебский - структурном подразделении Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава - структурном подразделении Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" (далее - Исполнитель, ТЧ-9) был произведен ремонт тепловозов серии 2ТЭ116.
Ремонт тепловозов серии 2ТЭ116 N 1690, N 634А, N 1680Б, N 635Б, N 696А, N 1682А, N 700, N 586Б, N 964, N 1689, N 1675, N 964Б, N 1683, N 1614, N 634, N 597Б, N 597А, N 700, N 1686, N 1689, N 1676, N 634, N 1690, N 1615, N 1693 подтверждается актами выполненных работ N 2/1 от 15.01.2010, N 3/1 от 18.01.2010, N 4/1 от 08.01.2010, N 8/1 от 26.01.2010, N 9/1 от 26.01.2010, N 14/1 от 31.01.2010, N 1/2 от 06.02.2010, N 5/2 от 28.02.2010, N 6/2 от 28.02.2010, 4/4 от 17.04.2010, 5/4 от 21.04.2010, 2/5 от 01.05.2010, 6/6 от 26.06.2010, 3/7 от 25.07.2010, 4/7 от 31.07.2010, 2/8 от 13.08.2010, 3/8 от 13.08.2010, 7/8 от 31.08.2010, 5/10 от 30.10.2010, 7/10 от 30.10.2010, 2/11 от 10.11.2010, 7/11 от 30.11.2010, 1/12 от 16.12.2010, 2/12 от 19.12.2010, 3/12 от 31.12.2010, 5/12 от 31.12.2010, 6/12 от 31.12.2010 и дефектными ведомостями к ним.
Согласно подписанным сторонами дефектным ведомостям во время проведения ремонта тепловозов были использованы запасные части Заказчика.
В соответствии с пунктом 3.2 договора, оплата Заказчиком работ производится авансовым платежом путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в размере 100% стоимости заявленного объема работ на основании счета Исполнителя в течение 3-х банковских дней с даты его выставления, но не позднее дня начала выполнения работ. Окончательный расчет за выполненные работы производится Заказчиком в течение 5 банковских дней с момента поступления Заказчику акта сдачи-приемки и иных расчетных документов. При наличии у Заказчика задолженности Исполнитель вправе не принимать тепловозы Заказчика в ремонт.
Ссылаясь на то, что стоимость произведенного Исполнителем ремонта тепловозов серии 2ТЭ116 была оплачена Заказчиком с учетом стоимости запасных частей и материалов, указывая, что данное обстоятельство подтверждается соответствующими платежными документами, товарными накладными, счетами, счетами-фактурами, ООО "Трансойл" обратилось с требованиями о взыскании с ОАО "РЖД" убытков в размере 4 068 458,11 руб. - стоимости запасных частей принадлежащих Исполнителю, использованных при ремонте тепловозов Заказчика.
Суд первой инстанции решением от 29.07.2013 исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Апелляционный суд, исследовав представленные в материалы дела документы, принимая во внимание позиции сторон, приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ГК РФ.
Согласно статье 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со статьей 704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора исполнитель проводит техническое обслуживание в объемах ТО2, ТО3, и текущий ремонт в объемах ТР1, ТР2 и ТР3 в соответствии с правилами ремонта для тягового и подвижного состава.
В 2010 году действовали утвержденные 15.11.1988 Заместителем Министра путей сообщения СССР Среднесетевые нормы расхода материалов, запасных частей, приборов и изделий на техническое обслуживание и текущий ремонт тепловозов серии 2ТЭ116 (далее - Нормы сменяемости).
Ставки платы за работы в указанных объемах по договорам определены Приложением N 2 к дополнительному соглашению N 8 от 31.12.2009 к договору.
Из вышеуказанного приложения N 2 также следует, что при необходимости проведения работ сверх установленных техническим регламентом при данном виде ремонта (обслуживания) плата за такие работы рассчитывается и взимается на основании проведенного совместного разбора, согласно отдельной калькуляции, которая утверждается начальником депо.
Как следует из представленных в материалы дела документов, в том числе протоколов совещаний между ОАО "РЖД" и ООО "Трансойл" по вопросу отнесения расходов по запчастям, указанные истцом в расчете суммы исковых требований запасные части на сумму 4 068 458,12 руб. не являются запасными частями, которые ОАО "РЖД" на основании договора использует (заменяет) при плановых технических обслуживаниях, текущих ремонтах локомотивов в соответствии с Нормами сменяемости. Все данные запчасти устанавливались при проведении дополнительных работ, что истцом не оспорено. Более того, от сторон в судебное заседание поступил акт сверки запасных частей и материалов, использованных при ремонтах тепловозов в 2010 году в соответствии с актами выпуска ТПС из ТО/ТР, подтверждающих данную позицию.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, как принятое при неполном исследовании обстоятельств дела, несоответствии выводов, изложенных судом, фактическим обстоятельствам дела. В нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих исковые требования, равно, как и документов, подтверждающих фактическое использование собственных запасных частей при производстве дополнительных работ и отсутствие со стороны Заказчика соответствующей оплаты за них, истцом не представлено.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы с ООО "Трансойл" в пользу ОАО "Российские железные дороги" подлежат взысканию расходы по госпошлине по апелляционной жалобе 2000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2013 по делу N А56-79337/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований ООО "Трансойл" отказать.
Взыскать с ООО "Трансойл" в пользу ОАО "Российские железные дороги" расходы по госпошлине по апелляционной жалобе 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.С. Ларина |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79337/2012
Истец: ООО "Трансойл"
Ответчик: ОАО "РЖД" Октябрьская дирекция по ремонту подвижного состава, ОАО "Российские железные дороги"