г. Хабаровск |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А04-6612/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Т.Д. Песковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Экспресс Амур": представитель не явился;
от Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 02.12.2013
по делу N А04-6612/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей В.И. Котляревским
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Экспресс Амур" (ОГРН 1082801002350, ИНН 2801129909)
к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022800519829, ИНН 2801008012)
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Экспресс Амур" (ОГРН 1082801002350, ИНН 2801129909) (далее - общество, ООО "Фарм - Экспресс Амур") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022800519829, ИНН 2801008012) (далее - учреждение, ГУ ФСС РФ) о признании недействительным решения N 119 от 18.06.2013 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Определением суда первой инстанции от 08.10.2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 227 АПК РФ заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 02.12.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение ГУ ФСС РФ N 119 от 18.06.2013 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С ГУ ФСС РФ в пользу ООО "Фарм - Экспресс Амур" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам по делу, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 04.04.2013 ООО "Фарм-Экспресс Амур" представило в отделение Фонда социального страхования расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 1 квартал 2013 года.
Региональным отделением Фонда социального страхования была проведена камеральная проверка расчета. По результатам проведенной камеральной проверки составлен акт от 21.05.2013 N 119.
По результатам проверки руководителем регионального отделения фонда вынесено решение N 119 от 18.06.20132 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Размер недоимки указан в сумме 20 666,41 руб.; общество привлечено ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ сумме 4 133,28 руб.
Основанием для доначисления взносов, привлечения к ответственности послужил тот факт, что обществом занижена база для начисления страховых взносов в связи с неправомерным применением пониженного тарифа по ставке 0% в отношении выплат в пользу работников, не имеющих право на занятие фармацевтической деятельности. Указано, что перечень лиц, имеющих право осуществление фармацевтической деятельности, определен статьей 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в котором обязательным условием является наличие сертификата специалиста. Аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах только отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Закона 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью. На иных категорий работников данное право не распространяется.
Не согласившись с решением о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
ООО "Фарм - Экспресс Амур" зарегистрировано в качестве страхователя в региональном отделении Фонда.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) настоящий закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляет в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу положений статьи 34 Закона 212-ФЗ Фонд социального страхования вправе проводить камеральные проверки на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Если орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона, по результатам рассмотрения акта проверки и других материалов проверки руководитель органа контроля должен вынести решение (пункты 1, 8 статьи 39 Закона 212-ФЗ).
Пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Таким образом, законодатель установил, что пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов - лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пункт 1 часть 1 статьи 5 Закона 212-ФЗ), применяются, в том числе для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон 323-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан.
Согласно пункту 12 статьи 2 Закона 323-ФЗ под фармацевтической организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность.
В силу пункта 2 части 1 статьи 100 Закона 323-ФЗ право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Из материалов камеральной проверки усматривается, что по требованию учреждения ООО "Фарм - Экспресс Амур" представлены, в том числе бессрочная лицензия на осуществление фармацевтической деятельности от 18.04.2012 N ЛО-27-02-000475; дипломы фармацевтов в отношении работников аптечных пунктов Общества, сертификаты специалистов, лицевые счета по начислению заработной платы специалистов, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью.
Кроме того, по смыслу части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ аптечную деятельность осуществляет именно аптечная организация, следовательно, довод учреждения о том, что фармацевтическая деятельность осуществляется отдельными работниками общества, обоснованно признан судом неправомерным как несоответствующий части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ.
Согласно приведенному выше определению, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
При этом положения пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы именно для страхователя, то есть в данном случае для ООО "Фарм-Экспресс Амур", которое осуществляет фармацевтическую деятельность и является плательщиком страховых взносов.
Таким образом, по обоснованному выводу суда первой инстанции ООО "Фарм - Экспресс Амур", являясь аптечной организацией, имеющей лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 18.04.2012 N ЛО-27-02-000475, правомерно применило в отношении своих работников пониженный страховой тариф, предусмотренный пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона 212-ФЗ.
Следовательно, вывод ГУ ФСС РФ, изложенный в оспариваемом решении о том, что обществом занижена база для начисления страховых взносов, в связи с неправомерным применением пониженного тарифа по ставке 0% в отношении выплат в пользу работников, не имеющих право на занятие фармацевтической деятельности, не соответствует действующему страховому законодательству.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а также правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое решение недействительным, как несоответствующее Федеральному закону N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", удовлетворив заявленные требования.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02.12.2013 по делу N А04-6612/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6612/2013
Истец: ООО "Фарм-Экспресс Амур"
Ответчик: Государственное учреждение- Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ФСС РФ