г. Владимир |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А11-4172/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2014.
Полный текст постановления изготовлен 04.02.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Казаковой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сорокиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Русь" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.11.2013 по делу N А11-4172/2013, принятое судьей Холминой И.Ю., по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Русь" (ОГРН 1103339000533, ИНН 3301026880) к администрации муниципального образования г. Александров (ОГРН 1053303325679, ИНН 3301018670), муниципальному образованию город Александров Владимирской области в лице администрации муниципального образования г. Александров, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Александровская дирекция жилищных услуг", Совета народных депутатов муниципального образования г. Александров Владимирской области, о взыскании 413 028 руб. 70 коп,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Русь" - Багровой Н.С. по доверенности N 1 от 20.05.2013 (сроком на 1 год), ордер N 019863 от 28.01.2014;
от ответчика - муниципального образования город Александров Владимирской области в лице администрации муниципального образования г. Александров - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания (уведомления N 92042, 92038, 92040);
от ответчика - администрации муниципального образования г. Александров - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания,
от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Александровская дирекция жилищных услуг" и Совета народных депутатов муниципального образования г. Александров Владимирской области - представители не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СК Русь" (далее - ООО
"СК Русь", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с
исковым заявлением к администрации муниципального образования г.Александров (далее - администрация, первый ответчик), муниципальному
образованию город Александров в лице администрации муниципального
образования г. Александров (далее - муниципальное образование, второй
ответчик) о взыскании 413 028 рублей 70 копеек субсидий в размере суммы
долга за выполненные подрядные работы по капитальному ремонту жилого
дома N 13 по ул. Фабрика Калинина в г. Александрове.
Заявлением от 31.10.2013 истец уточнил исковые требования и просил
взыскать долг с муниципального образования город Александров в лице
администрации муниципального образования г. Александров за счет средств казны муниципального образования.
Решением от 15.11.2013 Арбитражный суд Владимирской области
в отношении администрации муниципального образования г. Александров Владимирской области производство по делу прекратил. В иске к муниципальному образованию г. Александров Владимирской области отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СК Русь"обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что при вынесении решения судом не учтены положения статей 14, 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми к вопросам местного значения поселения отнесено формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. Поскольку договор подряда от 10.10.2011 и соглашение о предоставлении субсидий направлены на достижение единой цели - осуществление ремонта жилого фонда на территории муниципального образования за счет средств местного бюджета, заявитель считает, что заказчиком и плательщиком фактически является муниципальное образование, действующее через орган местного самоуправления. В связи с этим заявитель полагает, что именно муниципальное образование, которое осуществляло финансирование работ по капитальному ремонту дома, обязано оплатить ему спорные работы. По мнению заявителя, ООО УК "АДЖУ" выступало посредником между муниципальным образованием и подрядчиком в перечислении денежных средств.
Ссылаясь на положения статей 6, 78, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель полагает, что муниципальное образование, заключившее гражданско-правовую сделку, обязано оплатить работы как на основании норм о подряде, так и на основании норм бюджетного законодательства.
По мнению заявителя, суд не учел соглашение от 03.10.2011 между администрацией и ООО УК "АДЖУ" о предоставлении субсидий, стоимость которых равна стоимости работ, выполненных истцом. Судом не исследованы имеющиеся в деле Положение о предоставлении субсидий, решение Совета народных депутатов N 14 от 31.03.2010 "О порядке проведения работ и предоставления субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту (в том числе модернизацию) жилищного фонда", перечень многоквартирных домов для капитального ремонта в 2011 году.
Заявитель также отмечает, что расчетные счета ООО УК "АДЖУ" арестованы, поэтому денежные средства за выполненные работы не могут быть получены непосредственно с ООО УК "АДЖУ".
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 14, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 48 Устава муниципального образования решением Совета народных депутатов муниципального образования город Александров от 30.04.2008 N 53 утверждена городская целевая программа "Реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда на 2008-2015 г.г.", решением Совета народных депутатов от 31.03.2010 N 14 утверждено положение "О порядке проведения работ и предоставления субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту (в том числе модернизация) жилищного фонда" (далее - Положение), устанавливающее порядок проведения работ и предоставления субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту жилищного фонда всех форм собственности, находящихся в управлении товариществ собственников жилья, управляющих организаций, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов.
Решением Совета народных депутатов от 30.11.2010 N 70 "Об утверждении бюджета муниципального образования г. Александров на 2011 и на плановый период 2012-2013 годов" утверждены расходы по городской целевой программе "Реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда на 2008-2015 годы" (код бюджетной классификации расходов 05017950105006242) в сумме 19 939 000 руб.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования город Александров от 10.06.2011 N 251 утверждена муниципальная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов муниципального образования город Александров на 2011 год", финансируемая за счет средств бюджета муниципального образования и средств товариществ собственников жилья и собственников помещений в многоквартирных домах. В перечень многоквартирных домов для капитального ремонта в 2011 году включен дом N 13 по ул. Фабрика Калинина.
На основании вышеназванных нормативных актов, а также постановления администрации муниципального образования г. Александров от 22.09.2011 N 526 о расходовании денежных средств, запланированных в бюджете города Александров на реализацию городской целевой программы, между администрацией и ООО "УК АДЖУ" был заключен договор N 320-01-62 от 03.10.2011 о предоставлении субсидии на капитальный ремонт многоквартирного дома N 13 по ул. Фабрика Калинина, находящегося в управлении ООО "УК АДЖУ", в пределах утвержденных в бюджете города ассигнований на 2011 год. В пункте 2.1 договора стороны предусмотрели, что размер софинансирования затрат составляет 1 336 571 рубль. ООО "УК АДЖУ" как получатель бюджетных средств обязалось проводить отбор подрядных организаций, по результатам которых заключить договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
10 октября 2011 года между ООО "УК АДЖУ" (заказчик) и ООО "СК Русь" (подрядчик) был заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по капитальному ремонту жилого дома N 13 по ул. Фабрика Калинина в г. Александрове в соответствии с условиями договора и сметой.
Сроки выполнения работ по настоящему договору определяются с 17 октября 2011 года по 01 декабря 2011 года.
Стоимость поручаемых подрядчику работ в соответствии с локальной сметой составила 1307130 руб.
ООО "СК Русь" (подрядчик) на основании договора от 10.10.2011, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Александровская дирекция жилищных услуг" (заказчиком), выполнило работы по капитальному ремонту жилого многоквартирного дома N 13 по ул. Фабрика Калинина на сумму 1307130 руб., что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат по состоянию на 01.12.2011, подписанной сторонами по договору.
Согласно пункту 2.3 договора оплата работ производится в течение 10 рабочих дней со дня подписания финансового акта сдачи-приемки выполненной работы по формам КС-2, КС-3 в рамках плана финансирования.
ООО "УК АДЖУ" принятые на себя обязательства по оплате работ исполнило не в полном объеме. ООО "УК АДЖУ" произвело оплату за выполненную работу в общей сумме 894 101 руб. 30 копеек.
Сумма задолженности составляет 413 028 руб. 70 коп., что подтверждается актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 15 мая 2012 года, подписанным сторонами.
Обращения истца к управляющей компании и администрации муниципального образования о погашении оставшейся задолженности остались без удовлетворения.
Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета предоставляются - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В силу вышеприведенных норм бюджетного и жилищного законодательства, исходя из содержания нормативных актов органа местного самоуправления, согласно заключенному договору о предоставлении субсидии получателем средств бюджета, выделяемых на капитальный ремонт жилищного фонда, в рассматриваемом случае является управляющая организация - ООО "УК АДЖУ".
Как установлено судом первой инстанции, истец не является участником договора N 320-01-62 от 03.10.2011 о предоставлении субсидии на капитальный ремонт многоквартирного дома N 13 по ул. Фабрика Калинина.
Муниципальное образование г.Александрова, в свою очередь, не является стороной договора подряда от 10.10.2011 N 13, заключенного между истцом и ООО УК "АДЖУ". По условиям договора обязанность по оплате работ возложена на ООО УК "АДЖУ". Договор не содержит условия о том, что он заключен в интересах муниципального образования.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных правовых актов. В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
В рассматриваемой правовой ситуации законом не возложено исполнение обязательства на лицо, не являющееся стороной по договору.
Поскольку истец не участвовал в правоотношениях по предоставлению субсидий, а муниципальное образование не выступало стороной по договору подряда, оснований для вывода о том, что обязательства по предоставлению субсидий возникли непосредственно между истцом и муниципальным образованием, а ООО УК "АДЖУ" является посредником между указанными организациями, не имеется.
Ссылки заявителя жалобы на решение Совета народных депутатов N 14 от 31.03.2010 "О порядке проведения работ и предоставления субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту (в том числе модернизацию) жилищного фонда", перечень многоквартирных домов для капитального ремонта в 2011 году судом рассмотрены и отклоняются, так как в силу названных документов у ответчика не могла возникнуть обязанность по предоставлению истцу субсидий на проведение капитального ремонта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал истцу в иске к муниципальному образованию г. Александров Владимирской области.
Решение суда первой инстанции законно и обоснованно.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.11.2013 по делу N А11-4172/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Русь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Казакова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4172/2013
Истец: ООО "СК Русь"
Ответчик: Администрация МО г. Александров, Администрация МО г. Александров Владимирской области, МО город Александров ВО в лице администрации МО г. Александров, Муниципально образование город Александров в лице администрации МО город Александров
Третье лицо: МУП "Александровская дирекция жилищных услуг", ООО "УК Александровская дирекция жилищных услуг", Совет народных депутатов г. Александров Владимирской области, Совет народных депутатов МО г. Александров ВО