г. Самара |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А72-11680/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
т ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Барс БК" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 ноября 2013 года по делу N А72-11680/2013 (судья Овсяникова Ю.А.),
по иску Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области, город Ульяновск,
к Обществу с ограниченной ответственностью "Барс БК" (ИНН 7326038299, ОГРН 1117326000197), город Самара,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство стратегического развития и инноваций Ульяновской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, с учетом уточнений принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК, к ООО "Барс БК" (далее - ответчик, организация, Общество) о взыскании 306 531 руб. 25 коп.
Решением суда исковые требований удовлетворены полностью.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Министерство апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенного к материалам дела, и считает, что решение суда является законным и обоснованным.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерство стратегического развития и инноваций Ульяновской области осуществляет полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 21.12.2012 г. N 614-П "Об утверждении Положения о Министерстве стратегического развития и инноваций Ульяновской области".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта РФ в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Согласно ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении
На основании приведенных норм в целях практической реализации механизмов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ульяновской области, в соответствии с областной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области" на 2011 - 2015 г., Постановления Правительства Ульяновской обл. от 27.03.2009 г. N 120-П "Об утверждении Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела" (далее - Порядок) 18.07.2011 г. между Министерством экономики Ульяновской области (с 1.01.2013 г. полномочия переданы Министерству стратегического развития и инноваций Ульяновской области) и Обществом с ограниченной ответственностью "Барс БК" был заключён договор N 196 о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 руб. на финансирование проекта "Организация кафе японской кухни "Самурай".
Согласно п. 1.1 договор заключён в рамках реализации вышеуказанной Программы и в соответствии с установленным Порядком, Министерство обязуется предоставить Обществу бюджетные средства в форме субсидии в сумме 300 000 руб. на осуществление организацией расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом.
Министерство перечислило бюджетные средства на банковский счёт Общества, что подтверждается заявкой на оплату расходов N 706 от 25.07.2011 г. и не оспаривается ответчиком.
Согласно п. 3.2.1 договора, в срок до 30.06.2012 г Общество обязалось использовать полученные бюджетные средства по целевому назначению в соответствии со сметой расходов, а неиспользованные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет Ульяновской области на лицевой счёт Министерства.
В п. 3.2.3 договора Общество обязалось в срок с 1.07.2011 г. по 1.07.2014 г. обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе обеспечить достижение социально - экономических показателей реализации проекта, предусмотренных бизнес - планом, осуществить финансирование проекта за счет собственных средств в размере не менее 235 000 руб.
В соответствии с п. 3.2.4 договора Общество обязуется своевременно представлять Министерству отчётность, предусмотренную п. 5.2, 5.3 раздела 5 договора.
Пунктом 5.3 договора предусмотрено, что ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчётным периодом, Общество представляет Министерству содержательный отчёт с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, а отчёт представляется Обществом до окончания реализации проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.
Пункт 5.2 договора предусматривает, что не позднее 5 октября 2011 г. Общество представляет Министерству отчет о расходовании бюджетных средств.
Министерство в исковом заявлении указывает, что Обществом не были представлены отчёты о выполнении комплекса мероприятий предусмотренных Проектом, за 3-4 квартал 2012 г. и 1 квартал 2013 г.
В судебное заседание ответчиком представлены отчеты за требуемые периоды, однако, как утверждает истец, данные отчеты не могут быть приняты во внимание, т.к. деятельность, предусмотренная бизнес-планом, ответчиком в настоящее время не ведется.
Кроме того, социально-экономические показатели реализации Проекта, предусмотренные бизнес планом, ответчиком не обеспечены, а именно: не созданы рабочие места, не поступают налоговые платежи в бюджет в предусмотренных размерах; данные вопросы были предметом обсуждения на заседании конкурсной комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Ульяновской области, на котором принято решение не отзывать требование о возврате бюджетных средств (протокол N 4 от 5.07.2013 г. т. 2 л.д. 57) Ответчик факт закрытия кафе и неосуществления деятельности, предусмотренной проектом, в настоящий момент, не отрицает, однако указывает, что договор действует до 1.07.2014 г. и в настоящий момент ведутся поиски необходимого помещения для открытия кафе.
Ответчиком в судебное заседание представлены доказательства расходования бюджетных средств: товарные накладные, чеки, квитанции на покупку оборудования, из которых установить, на какие средства приобретены данные товары невозможно, ответчиком не отрицается, что отдельный учет бюджетных средств как установлено п. 3.2.2 договора, им не осуществлялся. Однако истец не оспаривает факт целевого использования бюджетных средств.
По вопросу поступления налогов в бюджет Ульяновской области от деятельности, предусмотренной договором, истец возражает против включения ответчиком в отчет земельного налога в сумме 120 000 руб., т.к. данный налог с деятельностью кафе не связан.
Доказательств, опровергающих данный довод истца, ответчик суду не представил.
Суд, в результате всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, пришел к правильным выводам, что бизнес-планом проекта Общества кафе японской кухни "Самурай", на финансирование которого ответчик получил от истца бюджетные средства в размере 300 000 руб. по договору N 196, предусмотрено поэтапное достижение Обществом определенных финансовых и социально-экономических показателей, а именно: срок бюджетной окупаемости - 13 месяцев, сумма налоговых отчислений нарастающим итогом на момент рассмотрения иска должна составлять 664 000 - 688 000 руб. (согласно представленному отчету ответчика на 1 квартал 2013 г., вместе с налогом на землю - 269 894 руб.), численность персонала кафе на сегодняшний день должна быть 13 человек (по отчету ответчика - 3 человека, в данный момент, по информации ответчика, ввиду прекращения деятельности - ни одного), расходы на заработную плату сотрудников должны составлять порядка 363 000 руб., начисления на заработную плату - 123 000 руб.
Обязательства по достижению данных социально-экономических показателей проекта на весь период действия договора (а не только на момент его окончания) были взяты ответчиком при подписании договора (п. 3.2.3), причем данный пункт является для сторон существенным, за его нарушение предусмотрены санкции вплоть до расторжения договора, а поэтому при прекращении деятельности, финансируемой частично на бюджетные средства, достижение результата, на которые могло рассчитывать Министерство при заключении договора (создание рабочих мест, ежемесячные налоговые поступления в бюджет), уже невозможно, несмотря на действие договора до 2014 г.
Кроме того, согласно Порядку предоставления субсидий, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 г. N 120-П, участниками данной программы могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого предпринимательства Ульяновской области, порядок устанавливает условия и механизм предоставления грантов из областного бюджета Ульяновской области начинающим субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным в Ульяновской области.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО "Барс БК" сменило место регистрации и с 9.04.2013 г. уже не может считаться субъектом малого предпринимательства Ульяновской области, т.к. зарегистрировано в Самарской области.
Согласно п. 5.5 договора в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при непредставлении в срок отчётов, предусмотренных п. 5.2, 5.3 договора, Общество в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счёт Министерства.
В соответствии с п. 8.3 Порядка получатель субсидии обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора.
В соответствии с п. 8.4 Порядка в случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искажённых сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путём направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.
В порядке, предусмотренном п. 5.5 договора, п. 8.4 Порядка Министерством стратегического развития и инноваций Ульяновской области в адрес Общества было направлено требование о возврате субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения, однако до настоящего времени Обществом денежные средства не возвращены.
На основании вышеизложенного, учитывая доказанные истцом и не опровергнутые ответчиком факты ненадлежащего исполнения Обществом обязательств по договору, нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, суд апелляционной инстанции считает, что требования истца о взыскании с ответчика 300 000 руб. подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно п. 6.2 договора при непредставлении в срок отчётов, предусмотренных п. 5.2 раздела 5 договора, Общество обязуется уплатить неустойку - проценты за пользование соответствующими бюджетными средствами в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка РФ за период с даты предоставления Министерством Обществу бюджетных средств до даты их поступления в областной бюджет.
Истцом заявлено требование о взыскании 6 531 руб. как суммы неустойки по договору.
При этом в нормативном обосновании взыскания данной суммы истец ссылается на ст. 395 ГК РФ, расчет представляет также исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% (а не двойной ставки), заявление об увеличении размера исковых требований также представлено по взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами за более долгий период, чем указан в исковом заявлении, а не неустойки.
Согласно ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Оценив в совокупности требования истца, и заслушав его в судебном заседании, суд первой инстанции правильно расценил, что требования Министерства изначально, при подаче искового заявления, и при подаче заявления об увеличении исковых требований, были направлены на взыскание не пеней по договору, а процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Согласно расчёту истца за период с 2.06.2013 г. по 18.11.2013 г. сумма процентов, подлежащая оплате ответчиком, составляет 11 481 руб. 25 коп., который проверен судом и обоснованно признан не нарушающим права ответчика.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о полном удовлетворении требований истца.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает Обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 615 рублей, излишне уплаченную Бритовским В.А. по чеку-ордеру от 25 декабря 2013 года.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 ноября 2013 года по делу N А72-11680/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Барс БК" (ИНН 7326038299, ОГРН 1117326000197), город Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 615 рублей, излишне уплаченную Бритовским В.А. по чеку - ордеру от 25 декабря 2013 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11680/2013
Истец: Министерство стратегического развития и инноваций Ульяновской области
Ответчик: ООО "Барс БК"