г. Хабаровск |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А73-10321/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю., при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ": Копейко А.В., представитель по доверенности от 06.09.2013;
от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, имени п. Осипенко районах: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ"
на решение от 06.12.2013
по делу N А73-10321/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ"
к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, имени Полины Осипенко районах
о признании незаконным и отмене постановления N 788 от 23.08.2013 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, имени Полины Осипенко районах (далее - административный орган, территориальный отдел Управления) N 788 от 23.08.2013 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 06.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить, полагая, что судом неверно применены нормы материального права, а также выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Территориальный отдел Управления, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовал.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании письменного обращения гражданки Гусаковой К.В. (вход. N Г-479 от 04.06.2013) с жалобой о нарушении ее прав и законных интересов со стороны ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ", Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, имени Полины Осипенко районах 24.06.2013 определением возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ, назначено административное расследование.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.06.2013 направлено сопроводительным письмом от 24.06.2013 N 10.0/10.7-2901 в адрес ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ": г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 39, оф. 9.
В ходе административного расследования было установлено, что ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ", 07.05.2013 в пункте продажи железнодорожных проездных документов по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Первостроителей 18, при заключении с потребителем Гусаковой К.В. договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом общего пользования, продаже потребителю железнодорожных проездных документов на поезда сообщением "Комсомольск - Хабаровск", "Хабаровск - Благовещенск", "Благовещенск - Хабаровск" (билеты: ИЩ2010228 226896; ИЩ2010228 226897; ПЩ2010228 226898), включило условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, а именно включило условие, предусматривающее обязательное приобретение потребителем без его согласия иной платной услуги: "сервисный сбор за услуги, предоставляемые Обществом по оформлению железнодорожных проездных документов".
При этом потребитель не мог приобрести услугу проезда в данной кассе без приобретения вышеуказанной дополнительной платной услуги, что является нарушением пункта 2 статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которым запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) приобретением иных товаров (работ, услуг), что является правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ - включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
По выявленному нарушению, 12.08.2013 главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Латарцевым А.В., в отношении ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.8. КоАП РФ. При составлении протокола представитель Общества не присутствовал.
О месте и времени составления протокола Общество было извещено уведомлением от 01.07.2013 N 10.0/10.7-3043, которое получено ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ" 10.07.2013 по юридическому адресу: г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 39, оф. 9, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.
23.08.2013 в отсутствие представителя Общества, начальником территориального отдела Управления Мясоедовым С.А. вынесено постановление N 788 о назначении ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ" административного наказания по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Общество было извещено определением от 12.08.2013, которое направлено вместе с протоколом об административном правонарушении, сопроводительным письмом от 12.08.2013 N 10.0/10.7-4125 и получено ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ" 19.08.2013 по юридическому адресу: г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 39, оф. 9, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, и отсутствия нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя в виде штрафа на юридических лиц в сумме от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В силу статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 ГК РФ).
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади (статья 20 Устава автомобильного транспорта).
Порядок исчисления размера платы за проезд пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа и взимания с пассажиров и отправителей такой платы определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утверждены Приказом Министерства путей сообщения РФ от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила N 30).
В соответствии с разделом I Правил N 30 - действие настоящих Правил распространяется на перевозки пассажиров, ручной клади, багажа и грузобагажа по железным дорогам, входящим в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытым для общего пользования.
Согласно п. 142 Правил N 30 - на железных дорогах применяются тарифы на проезд пассажиров в поездах дальнего и местного следования и пригородного сообщения.
Тарифы для проезда в поездах пригородного сообщения подразделяются на зонный, абонементный, покилометровый и общий (без страхового тарифа). Тарифы для проезда в поездах дальнего и местного следования применяются на всех открытых для общего пользования железнодорожных линиях широкой и узкой колеи, включенных в постоянную эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 05.09.2009 N 643 - порядок расчета тарифов, сборов и платы (индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы) утверждается Федеральной службой по тарифам.
Приказом Федеральной службой по тарифам от 27.07.2010 N 156-т/1 утверждены тарифы, сборы и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Пассажирская компания "Сахалин", ОАО "АК "Железные дороги Якутии" и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "Российские железные дороги", ОАО "АК "Железные дороги Якутии", при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "Российские железные дороги" при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правила их применения (Тарифное руководство) согласно приложению к настоящему Приказу.
При этом тариф, сбор за оформление, реализацию проездного документа не был утвержден Приказом Федеральной службой по тарифам от 27.07.2010 N 156-т/1.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" - тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 8).
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (ч. 2 ст. 8).
Потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 8).
Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 8).
Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в печатном издании указанного органа не позднее чем за десять дней до введения в действие таких изменений, об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа, - не позднее чем за пять дней до их введения в действие (ч. 5 ст. 8).
Кроме того, судом из имеющегося в материалах дела договора от 31.12.2010 N 1261/ДФ об оформлении железнодорожных проездных документов, заключенного между ОАО "Федеральная пассажирская компания" (Компания) и ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ" (Организация) установлено, что согласно из пункта 4.12 данного договора Организация вправе оказывать дополнительные услуги населению при оформлении железнодорожных билетов (информационные, консультационные, сервисные услуги). Все взаиморасчеты за такие услуги Организация осуществляет самостоятельно.
При этом из раздела IV данного договора (права и обязанности) не следует, что Организация вправе взимать с граждан (потребителей) плату за оформление билетов.
Согласно разделу X договора - все суммы провозных платежей, сборы за оформление и возврат проездных документов, страховой сбор, полученные Организацией за оформленные железнодорожные проездные документы, в соответствии с условиями настоящего Договора являются собственностью Компании и доверены Организации на хранение до осуществления всех расчетов по настоящему Договору.
Организация обязана ежесуточно перечислять все суммы провозных платежей, сборы за оформление и возврат проездных документов, страховой сбор, полученные за предыдущие сутки Организацией за оформленные железнодорожные проездные документы, включая НДС, на доходный счет ОАО "ФПК" согласно реквизитам, указанным в настоящем Договоре.
С учетом приведенных правовых норм, а также с учетом условий договора от 31.12.2010 N 1261/ДФ об оформлении железнодорожных проездных документов, суд пришел к обоснованному выводу, что ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ" не наделено полномочиями самостоятельно устанавливать сбор за оформление железнодорожных проездных документов по своему усмотрению.
Однако как установлено судом, генеральным директором Общества утвержден сервисный сбор по оформлению железнодорожных проездных документов за оформление билета стоимостью до 1000 руб. - 150 руб.; за оформление билета стоимостью от 1000 руб. - 200 руб.; за оформление процедуры возврата билета - 100 руб.
Как было упомянуто ранее, ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ", в пункте продажи железнодорожных проездных документов при заключении с потребителем Гусаковой К.В. договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом общего пользования, продаже потребителю железнодорожных проездных документов на поезд, включило условие, предусматривающее обязательное приобретение потребителем без его согласия иной платной услуги: "сервисный сбор за услуги, предоставляемые Обществом по оформлению железнодорожных проездных документов".
В связи с чем, потребителем Гусаковой К.В. уплачено по 150 руб. за один документ, всего 450 руб. за три документа.
Реализованные потребителю Гусаковой К.В. билеты являются доказательством заключения договора перевозки.
При этом суд первой инстанции верно указала на то, что сам по себе билет не выступал предметом сделки, поскольку потребитель Гусакова К.В. обращалась в кассу ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ" не за покупкой билета, как самостоятельного товара или за услугой по оформлению билета, а за приобретением услуги перевозки.
Факт взимания с потребителя (пассажира), кроме платы за перевозку по установленному тарифу, дополнительной платы за услуги, предоставляемые ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИЕ" по оформлению железнодорожных проездных документов подтверждается: билетами N ИЩ2010228 226896; N ИЩ2010228 226897; N ПЩ2010228 226898; кассовыми чеками; заявлением Гусаковой К.В. (вход. N Г-479 от 04.06.2013); объяснениями Гусаковой К.В. от 01.07.2013.
При этом из объяснений потребителя Гусаковой К.В. от 01.07.2013 судом установлено, что при покупке железнодорожных проездных документов в кассе ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ" ей без ее согласия была навязана еще обязательная дополнительная платная услуга по продаже купленных проездных билетов, за которую она была вынуждена заплатить дополнительно в общей сумме 450 руб. (за каждый билет по 150 руб.), так как билеты на поезд без оплаты дополнительной услуги за их продажу ей продать в указанной кассе отказались. На вопросы по поводу необходимости дополнительной оплаты в сумме 450 руб. конкретного ответа от кассира она не получила. В данных дополнительно навязанных платных услугах на общую сумму 450 руб. по продаже билетов на поезд она не нуждалась. Со стороны ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ", каких-либо услуг кроме продажи билетов ей не оказывалось.
Таким образом, условие договора перевозки пассажира, предусматривающее обязательное приобретение рассматриваемой иной платной услуги: "сервисный сбор за услуги, предоставляемые Обществом по оформлению железнодорожных проездных документов" ущемляет права потребителей, поскольку потребитель не может приобрести услугу проезда без приобретения дополнительной услуги.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества события вменяемого нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ и выразившегося в нарушении требований пункта 2 статьи 16 Закона N 2300-1.
Административное наказание назначено в пределах штрафа установленного санкцией части 2 статьи 14.8 КоАП РФ, в ее минимальной границе.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Обстоятельств, исключающих ответственность и оснований применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах общество привлечено к административной ответственности правомерно, оснований для удовлетворения заявления у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.12.2013 по делу N А73-10321/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий судья |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10321/2013
Истец: ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ", ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ" - представитель Теймурова Д. А., представителю ООО "Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ" Теймуровой Д. А.
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, имени П. Осипенко районах, Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре