город Ростов-на-Дону |
|
04 февраля 2014 г. |
дело N А53-21818/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности от 31.10.2013Чижиков Р.А. (паспорт);
от заинтересованного лица - представитель по доверенности от 19.02.2013, N 369 Полуместный А.А.(удостоверение N 020695);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мориной Н.А., на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2013 по делу N А53-21818/2013, принятое судьёй Чернышевой И.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Мориной Натальи Анатольевны к заинтересованному лицу УФМС России по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Морина Наталья Анатольевна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы России по Ростовской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 18.15 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2013 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях предпринимателя состава вмененного ему правонарушения. При этом суд отклонил довод заявителя о том, что для привлечения к трудовой деятельности гражданина Абхазии не требуется получение разрешения, поскольку иностранный гражданин находился на территории РФ более 90 суток, а именно: более одного года.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, сославшись на то, что судом неверно применены нормы материального права, а именно: суд не привел обстоятельств, свидетельствующих об обязанности предпринимателя при приеме на работу гражданина Абхазии иметь разрешение на привлечение иностранных граждан, отсутствие которого относится к объективной стороне правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ. Заявитель ссылается на то, что привлеченный ею иностранный работник - гражданин Абхазии, прибыл на территорию РФ в порядке, не требующем получение визы, в связи с чем у неё отсутствует обязанность по получению разрешения на привлечение к трудовой деятельности указанного иностранного работника.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, указанных в подпунктах 1 - 10 пункта 4 статьи 13 указанного Закона.
При этом в силу подпункта 1 пункта 4.5 статьи 13 данного Закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной внеплановой выездной проверки по адресу: гор. Ростов-на-Дону, 1-я линия, д. 1, павильон по продаже цветов, которой установлен факт осуществления гражданкой Абхазии Эмухвари Э.В. трудовой деятельности в качестве продавца. Указанный павильон на основании договора аренды земельного участка для размещения торгового павильона "Цветы" по указанному выше адресу между департаментом имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону и ИП Мориной Н.А. принадлежит заявителю, которая и является лицом, привлекшим к трудовой деятельности гражданку Абхазии.
При этом предусмотренного вышеназванными нормами Закона разрешения на привлечение и использование иностранных работников ИП Морина Н.А. не имеет, что по существу не отрицается заявителем.
Вина предпринимателя выражается в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для получения необходимого разрешения на привлечение иностранных работников.
Довод заявителя о том, что для привлечения к трудовой деятельности гражданина Абхазии не требуется получение разрешения на работу, поскольку иностранный гражданин прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Абхазия от 02.10.2009 (пункт 1), ратифицированным Федеральным законом от 05.04.2011 N 53-ФЗ, предусмотрено, что граждане государства одной Стороны независимо от места проживания могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории государства другой Стороны без виз сроком до 90 дней по одному из действительных документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев, согласно Приложениям N 1 и N 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Согласно статье 2 Закона N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Таким образом, безвизовый въезд разрешен гражданам указанных государств только сроком до 90 дней.
В случае пребывания на территории РФ в течение периода, превышающего указанный срок, необходимо наличие вышеуказанных оснований, подтверждающих законность дальнейшего пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Пунктом 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
При этом необходимо учитывать, что в силу абзаца 4 пункта 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ не допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина в соответствии с абзацами первым - третьим настоящего пункта для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.1 (Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы) или 13.3 (Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц) настоящего Федерального закона, если в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан такие иностранные граждане для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями, обязаны получать визу.
Как было указано выше, пунктом 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Абхазия от 02.10.2009 предусмотрено, что граждане государства одной Стороны независимо от места проживания могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории государства другой Стороны без виз сроком до 90 дней.
Из материалов дела следует, что иностранный гражданин Абхазии, привлеченный предпринимателем для осуществления трудовой деятельности, находится на территории РФ более вышеуказанного срока, а именно: более одного года. Какие-либо документы, подтверждающие законность пребывания иностранного гражданина, привлеченного предпринимателем к трудовой деятельности, в материалы дела не представлено. Постановлением Управления от 12.08. 2013 Эмухвари Э.В. была привлечена к административной ответственности по статье 18.10 Кодекса с наложением административного штрафа в размере 2000 рублей. В настоящее время согласно пояснениям представителя административного органа решается вопрос о выдворении гражданки Абхазии Эмухвари Э.В. за пределы территории РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что в настоящем случае на спорные правоотношения не распространяется действие нормы подпункта 1 пункта 4.5 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2013 по делу N А53-21818/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21818/2013
Истец: Морина Наталья Анатольевна
Ответчик: УФМС России по Ростовской области, УФМС России по Ростовской области в г. Цимлянске
Третье лицо: УФМС России по Ростовской области