г. Москва |
|
31 января 2014 г. |
Дело N А40-114583/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2014 года.
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства "ЭКСПЕРТ-Строй"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2013 по делу N А40-114583/2013, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-1052)
по заявлению Некоммерческого партнерства "ЭКСПЕРТ-Строй" (ОГРН 1137800004484)
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Вардашев Д.С. по доверенности от 01.10.2013; |
от ответчика: |
Ершова Н.Н. по доверенности N Д-83 от 16.12.2013; |
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "ЭКСПЕРТ-Строй" (далее - заявитель, Партнерство) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по экологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) об отказе во внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций от 15.07.2013 N 09-01-08/3804.
Решением суда 05.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на то, что заявителем представлены все необходимые для внесения в реестр документы.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Сослался на то, что оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством, при этом права и законные интересы заявителя не нарушены. Полагает, что представленный заявителем пакет документов для включения в реестр саморегулируемых организаций не соответствовал требованиям Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Представил письменный отзыв.
Представитель Ростехнадзора поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, при рассмотрении заявления НП "ЭКСПЕРТ-Строй" о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций (вх. от 12.07.2013 за N СРО-10839) и представленных документов Ростехнадзор выявил отсутствие документов, подтверждающих внесение членами партнерства взносов в компенсационный фонд в соответствии с требованиями ст. 55.4, 55.16 Градостроительного кодекса РФ, отсутствие копий документов на всех членов Партнерства, подтверждающих, что они, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ, осуществляют подготовку проектной документации, а также п. 10 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", заявителю было направлено Решение об отказе во внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций о Некоммерческом партнерстве "ЭКСПЕРТ-Строй" от 15.07.2013 N 09-01-08/3804. Содержание иных представленных документов Ростехнадзором не проверялось.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого ненормативного акта незаконным.
В соответствии с ч. 2 ст. 55.2 Градостроительного кодекса РФ для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации ею представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями), документы, предусмотренные п. 1 - 6 ч. 8 ст. 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", а также документы, подтверждающие соблюдение установленных ч. 1 и 2 ст. 55.4 настоящего Кодекса требований к некоммерческой организации. При этом в уставе некоммерческой организации должен быть указан вид саморегулируемой организации в соответствии со ст. 55.3 настоящего Кодекса.
Частью 8 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2008 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" предусмотрено, что сведения о некоммерческой организации, соответствующей установленным в ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение семи рабочих дней со дня представления некоммерческой организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч. 1 или 2 настоящей статьи, заявления и следующих документов: 1) копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации; 2) копии устава некоммерческой организации; 3) заверенных некоммерческой организацией копий документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц; 4) заверенных некоммерческой организацией копий свидетельств о государственной регистрации ее членов - индивидуальных предпринимателей; 5) перечня членов некоммерческой организации с указанием вида (видов) осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации; 6) документов, подтверждающих наличие у некоммерческой организации предусмотренных настоящим Федеральным законом способов обеспечения ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами; 7) копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, предусмотренных ч. 4 ст. 3 настоящего Федерального закона, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц; 8) копии предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона стандартов и правил саморегулируемой организации; 9) иные документы, необходимость представления которых для приобретения статуса саморегулируемой организации предусмотрена другими федеральными законами.
Согласно п. 6 Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 N 724 для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган заявление о включении организации в реестр с приложением следующих документов: а) копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации; б) копия устава некоммерческой организации; в) копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц, заверенные некоммерческой организацией; г) копии свидетельств о государственной регистрации ее членов - индивидуальных предпринимателей, заверенные некоммерческой организацией; д) перечень членов некоммерческой организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации; е) документы, подтверждающие наличие у некоммерческой организации предусмотренных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон) способов обеспечения имущественной ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами; ж) копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, предусмотренных Федеральным законом, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц; з) копии стандартов и правил саморегулируемой организации, предусмотренных Федеральным законом; и) документ, подтверждающий внесение платы за внесение сведений о некоммерческой организации в реестр; к) иные документы, необходимость представления которых для приобретения статуса саморегулируемой организации предусмотрена федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям: 1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; 2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации; 3) наличие документов, предусмотренных ч. 1 ст. 55.5 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить: 1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; 2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования; 3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
В соответствии с п. 8 Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 N 724 уполномоченный орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, предусмотренных п. 6 настоящих Правил, и их соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 - 3 ч. 3 ст. 3 Федерального закона.
Таким образом, для проведения проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных некоммерческим партнерством для приобретения статуса саморегулируемой организации и внесения сведений в реестр саморегулируемых организаций, Ростехнадзору необходимы документы, подтверждающие принятие тех или иных документов партнерства.
В силу п. 11 Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 N 724 основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в реестр является представление некоммерческой организацией не всех документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, или их несоответствие требованиям, предусмотренным Федеральным законом.
Согласно п. 10 ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций являются несоответствие некоммерческой организации требованиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона или другими федеральными законами к количеству членов саморегулируемой организации и (или) размеру компенсационного фонда саморегулируемой организации, представление некоммерческой организацией документов, не соответствующих установленному в настоящей статье перечню, непредставление всех установленных частью 8 настоящей статьи документов, а также в случае, указанном в ч. 6 ст. 22 настоящего Федерального закона.
Статьей 55.10 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относятся следующие вопросы: 1) утверждение устава некоммерческой организации, внесение в него изменений; 2) избрание тайным голосованием членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов; 3) избрание тайным голосованием руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий такого руководителя; 4) установление размеров вступительного и регулярных членских взносов и порядка их уплаты; 5) установление размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, порядка его формирования, определение возможных способов размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. При этом размеры взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации устанавливаются в размере не ниже минимальных размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, предусмотренных п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 55.4 и ч. 6 и 7 ст. 55.16 настоящего Кодекса; 6) утверждение документов, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 55.5 настоящего Кодекса; 7) принятие решения об исключении из членов саморегулируемой организации в соответствии с ч. 2 ст. 55.7 настоящего Кодекса; 8) принятие решения о прекращении действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с п. 6 ч. 15 ст. 55.8 настоящего Кодекса; 9) принятие решения об участии саморегулируемой организации в некоммерческих организациях, в том числе о вступлении в ассоциацию (союз) саморегулируемых организаций, торгово-промышленную палату, выходе из состава членов этих некоммерческих организаций; 10) определение перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым относится к сфере деятельности саморегулируемой организации; 11) установление компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации и порядка осуществления им руководства текущей деятельностью саморегулируемой организации; 12) принятие иных решений, которые в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", другими федеральными законами и уставом некоммерческой организации отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации.
Как усматривается из материалов дела, в нарушение указанной нормы среди представленных заявителем для государственной регистрации документов отсутствуют документы, подтверждающие выполнение членами заявителя определенных законом видов работ (подготовку проектной документации).
Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что в нарушение требований законодательства, указанные документы были предоставлены не в полном объеме (так как не содержали приложения, содержащие перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, к которым члены заявителя имеют данные свидетельства).
Поскольку приложения документа являются его неотъемлемой частью, а кроме того, в данных свидетельствах напрямую было указано, что они являются недействительными без приложений, а также, учитывая, что информация, содержащаяся в приложениях к указанным свидетельствам, являлась доказательством выполнения членами заявителя определенных законом видов работ и требовалась для подтверждения выполнения каждым членом заявителя данных работ, Ростехнадзор, руководствуясь п. 10 ст. 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 N 315-ФЗ, принял обоснованное решение об отказе во внесении сведений о заявителе в государственный реестр СРО.
Кроме того, действующее законодательство определяет следующий порядок формирования компенсационного фонда некоммерческой организации при приобретении ей статуса СРО.
Так, частью 2 ст. 13 Закона о саморегулируемых организациях установлено, что компенсационный фонд формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.
В соответствии с частью 4 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 3 августа 2012 года N 203 20-ДБ/08 компенсационный фонд саморегулируемой организации формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 55.4, частей 6 и 7 статьи 55.16 ГрК РФ, к минимальному размеру компенсационного фонда саморегулируемой организации, если больший размер взносов не установлен уставом саморегулируемой организации. Минимальный размер компенсационного фонда саморегулируемой организации определяется с учетом фактического числа его членов и фактического размера взносов в компенсационный фонд каждого члена, установленного внутренними документами саморегулируемой организации.
Вместе с тем, средства компенсационного фонда истца сформированы не за счет вносов членов истца, а за счет единовременного взноса сторонней организации, которая не является членом истца.
Если полномочия по объединению членов партнерства, а также по формированию компенсационного фонда переданы другому лицу, которое не отвечает требованиям предъявляемым законом к претенденту на получение статуса саморегулируемой организации и не несет ответственности перед своими членами в порядке ст. 55.16 ГрК РФ, такая передача полномочий нарушает порядок, предусмотренный действующим законодательством и не соотносится целями саморегулирования, установленными в ст. 55.1 ГрК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что оспариваемое решение об отказе во внесении сведений о Некоммерческом партнерстве "ЭКСПЕРТ-Строй" в государственный реестр саморегулируемых организаций принято ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Все доводы апелляционной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, которые были предметом рассмотрения суда, что нашло свое отражение в судебном акте.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что оспариваемое решение вынесено в полном соответствии с требованиями законодательства, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.11.2013 по делу N А40-114583/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114583/2013
Истец: НП "ЭКСПЕРТ-СТРОЙ"
Ответчик: Федеральная служба по экологическому надзору (Ростехадзор), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору