г. Пермь |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А50-18182/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Риб Л.Х., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевой Л.П.
при участии:
от заявителя - муниципального бюджетного медицинского учреждения "Кишертская центральная районная больница" (ОГРН 1025901894446, ИНН 5938000611): не явились;
от заинтересованного лица - Главного управления МЧС России по Пермскому краю в лице 13 Отдела надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Ординскому, Березовскому и Кишертскому муниципальным районам: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, муниципального бюджетного медицинского учреждения "Кишертская центральная районная больница",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 декабря 2013 года
по делу N А50-18182/2013,
принятое судьей Кетовой А.В.
по заявлению муниципального бюджетного медицинского учреждения "Кишертская центральная районная больница"
к Главному управлению МЧС России по Пермскому краю в лице 13 Отдела надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Ординскому, Березовскому и Кишертскому муниципальным районам
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Муниципальное бюджетное медицинское учреждение "Кишертская центральная районная больница" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 13 Отдела надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому муниципальным районам Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее - административный орган) от 09.09.2013 N 383 о привлечении к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, муниципальное бюджетное медицинское учреждение "Кишертская центральная районная больница" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы учреждение указывает на отсутствие события вменяемого правонарушения, поскольку нарушения, перечисленные в протоколах N 24, 25, 27, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 39, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, отсутствуют.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений начальника 13 отдела надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Березовскому и Кишертскому муниципальным районам УНД Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 28.05.2013 N 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51 с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2013 год, в период с 03.06.2013 по 29.06.2013 в отношении МБМУ "Кишертская центральная районная больница" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлены нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", НПБ 110-03, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.01.02-85*, отраженные в актах проверок от 28.06.2013 N 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51 (т. 2 л.д. 42-92).
По факту выявленных нарушений 14.08.2013 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении учреждения составлены протоколы об административном правонарушении N 28, 30, 35, 38 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, N 24, 26, 32, 36, 39, 42 по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, N 25, 27, 29, 31, 33, 34, 37, 40, 41, 43, 44 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов проверки, протоколов об административных правонарушениях административным органом вынесено постановление от 09.09.2013 N 383, которым учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3-8 указанной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
В соответствии с указанной статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Согласно ст. 1, 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов установлены "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7).
По ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным органом квалифицированы следующие нарушения:
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская, 10 (здание поликлиники N 1):
1. в помещении заведующей поликлиники отсутствует табличка с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 ППР);
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская, 61а (здание скорой помощи):
2. двери в складские помещения (3 склада) выполнены не противопожарными и не имеет требуемый предел огнестойкости (п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*);
3. не определены категории взрывопожарной и пожарной опасности складских помещений, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (п.20 ППР);
4. огнетушители расположены не на видном месте (в помещении) (п.480 ППР);
5. отсутствует проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли (п. 21 ППР);
с. Спасо-Барда, ул. Победы 44,(здание фельдшерско-акушерского пункта):
6. не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности помещения электрощитовой, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (п.20 ППР);
7. чердачное помещение здания не обработано огнезащитным составом, (п.21 ППР, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85*);
с. Медведево, ул. Центральная 2, (здание фельдшерско-акушерского пункта):
8. чердачное помещение здания не обработано огнезащитным составом, (п.21 ППР, п. 1.8 СНиП 2.01.02-85).
По ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ учреждению вменяется совершение следующих нарушений:
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская, 48 б (здание баклаборатории):
9. эксплуатация светильников в тамбуре эвакуационного выхода осуществляется со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 42 ППР);
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская, 62а (здание детского отделения):
10. эксплуатация светильников в тамбуре эвакуационного выхода осуществляется со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 42 ППР);
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская, 60 (здание терапии и хирургии):
11. в отделении терапии используется неисправная розетка (п.42 ППР);
с. Спасо-Барда, ул. Победы 44, (здание фельдшерско-акушерского пункта):
12. на огнетушителях отсутствует порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской (п.475 ППР);
с. Медведево, ул. Центральная 2, (здание фельдшерско-акушерского пункта):
13. на огнетушителях отсутствует порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской (п.475);
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская 28 а (территория, административное здание):
14. эксплуатация светильника в тамбуре эвакуационного выхода из здания осуществляется со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.42 ППР);
15. эксплуатация светильника в санузле осуществляется со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.42 ППР);
По ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ учреждению вменяются следующие нарушения:
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская, 48 б (здание баклаборатории):
16. высота двери эвакуационного выхода (двери) из здания менее 1,9 метра (СНиП 21-01-97*);
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская, 62а (здание детского отделения):
17. внутренние двери в тамбур на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (п. 34 ППР);
18. в лестничном марше допускается применение незащищенных металлических конструкций (косоуров) не имеющих требуемый предел огнестойкости (п 5.18 СНиП 21-01-97*, таблица 4);
19. люк выхода на чердак из лестничной клетки размером менее 0,6x0,8 метра (п.8.4 СНиП 21-01-97*);
20. высота двери эвакуационного выхода из здания на лестницу 3-го типа менее 1,9 метра (п.6.16 СНиП 21-01-97*);
21. лестница 3-го типа идущая со второго этажа не соответствует нормативным требованиям (ширина менее 1,2 м, расстояние до оконного проема 1 этажа менее 1 метра) (п.6.29, 6.30 СНиП 21-01-97*);
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская, 10 (здание поликлиники N 1):
22. дверь эвакуационного выхода из здания на первом этаже не обеспечивает возможность свободного открывания изнутри без ключа, (п.35 ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства N 390 от 25.04.2012);
23. дверь эвакуационного выхода из здания на втором этаже не обеспечивает возможность свободного открывания изнутри без ключа, (п.35 ППР);
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская, 61а (здание скорой помощи):
24. общий коридор эвакуационного выхода не защищен автоматической установкой пожарной сигнализации (НПБ 110-03, таблица 1 п.9);
25. в складском помещении отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (НПБ 110-03, таблица 1 п.9);
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская, 60 (здание терапии и хирургии):
26. в отделении терапии высота горизонтального участка пути эвакуации в свету менее 2 м, ширина горизонтального участка пути эвакуации менее 1,2 метра (п. 6.27 СНиП 21-01-97*);
27. в отделении терапии используется неисправная лампа эвакуационного освещения (п.43);
28. в отделении хирургии в лестничном марше допускается применение незащищенных металлических конструкций (косоуров) не имеющих требуемый предел огнестойкости (п. 5.18 СНиП 21-01-97, таблица 4);
п. Кордон, ул. Советская 14 (здание фельдшерско-акушерского пункта):
29. дверь эвакуационного выхода из здания на первом этаже не обеспечивает свободного открывания изнутри без ключа, (п.35 ППР);
с. Спасо-Барда, ул. Победы 44, (здание фельдшерско-акушерского пункта):
30. отделка путей эвакуации здания не соответствует показателями по пожарной безопасности Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 (применены отделочные материалы с неустановленными характеристиками пожарной опасности), (п. 6.25 СНиП 21-01-97*);
с. Медведево, ул. Центральная 2, (здание фельдшерско-акушерского пункта):
31. отделка путей эвакуации здания (коридора) не соответствует показателями по пожарной безопасности В2, РП2, ДЗ, Т2 (применены отделочные материалы с неустановленными характеристиками пожарной опасности), (п. 6.25 СНиП 21-01-97*);
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская 62 (родильное отделение):
32. ширина марша лестницы между этажами менее 1,35 метра (п. 6.29 СНиП 21-01-97);
33. высота двери эвакуационного выхода из здания на лестницу 3-го типа менее 1,9 метра (п.6.16 СНиП 21-01-97);
34. лестница 3-го типа идущая со второго этажа не соответствует нормативным требованиям (ширина менее 1,2 м, расстояние до оконного проема 1 этажа менее 1 метра) (п.6.29, 6.30 СНиП 21-01-97*);
с. Усть-Кишерть, ул. Сылвенская 28 а (территория, административное здание):
35. дверь эвакуационного выхода из здания не обеспечивает возможность свободного открывания изнутри без ключа, (п.35 ППР);
с. Осинцево, ул. Пионерская 6 (территория, административное здание):
36. дверь эвакуационного выхода из здания на первом этаже не обеспечивает возможность свободного открывания изнутри без ключа, (п.35 ППР);
37. отделка путей эвакуации на 1 этаже здания не соответствует показателями по пожарной безопасности Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 (применены отделочные материалы с неустановленными характеристиками пожарной опасности), (п. 6.25 СНиП 21-01-97 );
38. люк выхода на чердак из лестничной клетки размером менее 0,6x0,8 метра (п.8.4 СНиП 21-01-97*).
Факт нарушения учреждением требований пожарной безопасности, выявленных при проведении проверки 27.06.2013 и 28.06.2013, за исключением нарушения п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, подтвержден материалами дела (актами проверок от 28.06.2013 N 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, протоколами об административных правонарушениях от 14.08.2013 N 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44), что свидетельствует о наличии в действиях учреждения событий административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В отношении нарушения п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, выразившегося в том, что двери в складские помещения (3 склада) выполнены не противопожарными и имеют требуемый предел огнестойкости (с. Усть-Кишерть, ул. Сылвеснская, 61а), суд первой инстанции верно указал, что СНиП 2.08.02-89* утратил силу с 01.01.2010, введенные в действие взамен СНиП 31-06-2009 (актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89*) не содержит вмененного административным органом требования.
Приведенные в апелляционной жалобе ссылки учреждения на отсутствие нарушений требований пожарной безопасности отклоняются как документально не подтвержденные. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности, учреждением ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Последующее устранение части выявленных нарушений не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Доводы учреждения об отсутствии нарушений СНиП 21-01-97* отклоняются по следующим основаниям.
СНиП 21-01-97* предусмотрены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению. СНиП 21-01-97* устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Закона.
Таким образом, время ввода в эксплуатацию здания или помещений в нем не имеет значения, поскольку изложенные в СНиП 21-01-97* требования подлежат обязательному соблюдению как при вводе зданий в эксплуатацию, так и при эксплуатации ранее построенных зданий, помещений и других строительных сооружений.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что учреждением не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности. У заявителя имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, однако им не были приняты своевременные меры для их соблюдения. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что учреждением своевременно предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Частичное последующее устранение заявителем нарушений не является основанием для признания незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, в действиях учреждения доказано наличие составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным органом в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Административным органом наказание за совершенные правонарушения назначено с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
На основании изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Ошибочно уплаченная при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 16.12.2013 N 18797 государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 декабря 2013 года по делу N А50-18182/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному бюджетному медицинскому учреждению "Кишертская центральная районная больница" (ОГРН 1025901894446, ИНН 5938000611) из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 16.12.2013 N 18797 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18182/2013
Истец: МБМУ "Кишертская центральная районная больница"
Ответчик: 13 ОНД по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Ординскому, Березовскому и Кишертскому муниципальным районам
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю