г. Хабаровск |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А73-12971/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Песковой Т.Д.,
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю., при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: Разумовская Н.Н., представитель по доверенности от 17.10.2013 N 58;
от Общества с ограниченной ответственностью "Ветеринарный центр "Южный": Сосновская Н.С., представитель по доверенности от 09.01.2014;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ветеринарный центр "Южный"
на решение от 04.12.2013
по делу N А73-12971/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
к Обществу с ограниченной ответственностью "Ветеринарный центр "Южный"
о привлечении к административной ответственности по части 2 ст. 14.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Управление Россельхознадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Ветеринарный центр "Южный" (далее - Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 04.12.2013 заявленные требования удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержала апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа отклонила доводы жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что сотрудниками Управления Россельхознадзора на основании распоряжения руководителя Управления от 08.10.2013 N 995 в период с 29.10.2013 по 31.10.2013 проведена внеплановая выездная проверка по заявлению ООО "Ветеринарный центр "Южный" о представлении лицензии на фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения в ветеринарной клинике Общества, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Прогрессивная, дом 11 на предмет соответствия лицензионным требованиям.
В ходе проведения проверки установлено, что в ветеринарном центре осуществлялась реализация лекарственных средств, предназначенных для животных, а именно:
Дирофен суспензия для взрослых собак, ПВР-3-4.6/01692 от 17.04.2012 по цене 155 руб.;
Фракция АСД-ПВР-2-1.2/00910 от 01.01.2013, производства - Армавирская биофабрика по цене 280 руб.;
Таблетки сульф 480, ПВР/00281 от 27.01.2011, производства "Агроветзащита" г. Сергив Посад по цене 1 таб. стоимостью 35 руб.;
Нороклав таблетки производства Великобритания ПВИ-2-10.8/02638;
Энроксил (таблетки со вкусом мяса) производства KRKA d.d., Novo Mesto ПВИ-2-9.9/02978;
Гентаприм раствор для инъекций производства INDUSTRIAL VETERINARIA S.A. ПРИ 3-3.5/01737 и другие препараты.
Указанные лекарственные средства находились на специализированных стеклянных витринах, к каждому препарату прикреплен ценник с указанием наименования препарата, цены и потребительских свойств. В ходе проверки осуществлялась фотосъемка.
При проведении проверки присутствовала директор ООО "Ветеринарный центр "Южный" - Золотарева А.В.
На момент проверки ООО "Ветеринарный центр "Южный" лицензии на осуществление фармацевтической деятельности по реализации лекарственных средств для ветеринарного применения не имело.
По результатам проверки составлен акт проверки N 03-11/08 от 31.10.2013, который подписан директором ООО "Ветеринарный центр "Южный" - Золотаревой А.В. без замечаний, вручен ей под роспись.
31.10.2013 старшим государственным инспектором отдела внутреннего государственного ветеринарного контроля за обеспечением здоровья животных, за безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля по Хабаровскому краю и ЕАО Рябцевым К.В. в отношении ООО "Ветеринарный центр "Южный", в присутствии директора Золотаревой А.В., составлен протокол N 03-09/57х по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении подписан директором ООО "Ветеринарный центр "Южный" - Золотаревой А.В. без замечаний, вручен ей под роспись.
В своих объяснениях в протоколе об административном правонарушении директор ООО "Ветеринарный центр "Южный" - Золотарева А.В. указала, что реализация лекарственных препаратов осуществляется Обществом на основании лицензии, выданной индивидуальному предпринимателю Золотаревой А.В.
Поскольку в силу части 1 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, относится к компетенции суда, Управлением Россельхознадзора материалы административного дела были направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа для юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Вопросы лицензирования деятельности по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения регулируются нормами Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Лицензирование представляет собой инструмент государственного регулирования торговой деятельности, способной повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления.
Согласно статье 12 указанного Федерального закона, фармацевтическая деятельность входит в перечень подлежащих лицензированию видов деятельности.
Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения; хранение лекарственных средств для медицинского применения; хранение лекарственных препаратов для медицинского применения; перевозку лекарственных средств для медицинского применения; перевозку лекарственных препаратов для медицинского применения; розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения; отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения; изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, лицензирование фармацевтической деятельности осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
В силу ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Таким образом, хранение и розничная торговля лекарственными средствами и препаратами, предназначенными для лечения животных, являются фармацевтической деятельностью и подлежат лицензированию.
Судом установлено, что реализуемые и хранящиеся в помещении ООО "Ветеринарный центр "Южный" ветеринарные препараты в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОКП 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ N 301 от 30.12.1993, отнесены к медикаментам, химико-фармацевтической продукции и продукции медицинского назначения.
Так как вышеуказанные препараты предназначены для профилактики и лечения болезней животных и являются лекарственными средствами, в соответствии с Законом РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 для осуществления деятельности по хранению и реализации данных препаратов ООО "Ветеринарный центр "Южный" должна быть получена лицензия на осуществление фармацевтической деятельности.
Таким образом, проверкой установлено, что ООО "Ветеринарный центр "Южный" на момент проверки лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, включающую розничную продажу лекарственных средств, предназначенных для лечения животных не имело.
Факт реализации и хранения ООО "Ветеринарный центр "Южный" лекарственных средств для животных без лицензии на осуществление фармацевтической деятельности подтверждается: актом проверки N 03-11/08 от 31.10.2013 г., который подписан директором ООО "Ветеринарный центр "Южный" - Золотаревой А.В. без замечаний; протоколом об административном правонарушении от 31.10.2013 г. N 03-09/57х, который подписан директором ООО "Ветеринарный центр "Южный" - Золотаревой А.В. без замечаний; объяснениями директора Общества в протоколе об административном правонарушении, которая указала, что реализация лекарственных препаратов осуществляется Обществом на основании лицензии, выданной индивидуальному предпринимателю Золотаревой А.В.; фотоматериалами, согласно которым лекарственные средства находились на специализированных стеклянных витринах в помещении ООО "Ветеринарный центр "Южный", к каждому препарату прикреплен ценник с указанием наименования препарата, цены и потребительских свойств.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При осуществлении хранения и розничной продажи лекарственных средств для животных с нарушением требований действующего законодательства у ООО "Ветеринарный центр "Южный" имелось возможность получить лицензию на осуществление данного вида деятельности. Однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названного нарушения, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является верным, обоснованным и подтверждается материалами дела.
При этом судом апелляционной инстанции отклоняется довод Общества о том, что факт реализации им спорной продукции административным органом не установлен на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи.
Факт нахождения лекарственных препаратов на стеклянных витринах с ценником с указанием наименования препарата, цены и потребительских свойств подтверждается фотоматериалами.
При этом в момент проверки каких-либо явных обозначения того, что эти товары не предназначены для продажи, административным органом не установлено и законным представителем Общества в момент составления протокола об административном правонарушении и дачи им пояснений не заявлено.
Поскольку обществом в материалы дела не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, повлекших совершение правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП.
Нормы КоАП РФ, регулирующие порядок производства по административному делу, административным органом не нарушены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно привлек ООО "Ветеринарный центр "Южный" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Административное наказание назначено в минимальном размере.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается. Ошибочно уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.12.2013 по делу N А73-12971/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Ветеринарный центр "Южный" из федерального бюджета государственную пошлину, ошибочно уплаченную чеком - ордером от 13.12.2013 б/н в размере 2 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий судья |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12971/2013
Истец: Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
Ответчик: ООО "Ветеринарный центр "Южный"