г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А56-34833/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.,
при участии:
от истца: Лебедев Д.И., доверенность от 27.09.2013;
от ответчика: Басиладзе Л.Т., доверенность от 26.12.2013 N 78 АА 5813474;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27548/2013) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2013 по делу N А56-34833/2013 (судья Бойко А.Е.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург "
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
3-е лицо: открытое акционерное общество "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод"
о взыскании 394 518 рублей 24 копеек,
установил:
открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - ОАО "Морпорт СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") 394 518 рублей 24 копейки пени за просрочку доставки груза маршрутными ж/д отправками в декабре 2012 - январе 2013 годов на ст. Новый Порт Октябрьской железной дороги.
Определением суда от 13.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ОАО "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2013 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия просрочки доставки груза, поскольку срок доставки истекал по правилам статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации в первый рабочий день после праздничных дней.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2013 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по представленным в дело транспортным железнодорожным накладным N N ЭУ470065, ЭУ470343, ЭУ473592, ЭУ474008, ЭУ473415, ЭУ474884, ЭУ474430, ЭУ473757, ЭУ475055, ЭУ472205, ЭУ470541, ЭУ468531, ЭУ473205, ЭУ474969, ЭУ471969, ЭУ474644, ЭУ468754, ЭУ469975, ЭУ471523, ЭУ468752, ЭУ472560, ЭУ469226, ЭУ471260, ЭУ469537, 471761 ОАО "Российские железные дороги" осуществляло перевозку груза в адрес ОАО "Морпорт СПб". При осуществлении перевозки, ОАО "РЖД" были допущены нарушения сроков доставки груза 2 суток.
В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее по тексту - Устав) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Истцом в адрес ответчика по каждой транспортной железнодорожной накладной, направлены претензии с требованием о перечислении на расчетный счет ОАО "Морпорт СПб" пеней за просрочку доставки груза.
Поскольку претензионные требования оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, апелляционный суд оставил жалобу без удовлетворения ввиду следующего.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила)
В силу пункта 2 Правил исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приемке груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной.
Статьей 33 Устава обозначено, что дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В представленных в материалы дела транспортных железнодорожных накладных датой истечения срока доставки груза обозначено - 07.01.2013. В соответствии с отметками в транспортных железнодорожных накладных груз прибыл на станцию назначения - 09.01.2013.
В соответствии со статьями 33, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Относительно выявившегося противоречия между порядком расчета срока, окончание которого выпадает на нерабочий день, установленным Правилами и статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Указанные нормы являются контрарными. Контрарные суждения не могут быть одновременно истинными, но могут оказаться оба ложными. Истинность одного контрарного суждения определяет ложность другого, но ложность одного оставляет другое контрарное суждение неопределенным.
В отличие от контрарных субконтрарные суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть оба сразу ложными. Поэтому если одно субконтрарное суждение ложно, то другое - истинно, но из истинности одного не вытекает ложность другого. Следовательно, ложность одного субконтрарного суждения определяет истинность другого, но истинность одного оставляет другое субконтрарное суждение неопределенным.
Соотношение истинности и ложности противоречащих суждений определяется наиболее четко: они не могут быть одновременно истинными и не могут быть ложными. Согласно закону исключенного третьего, из двух противоречащих суждений одно будет непременно истинным, а другое обязательно ложным. Причем истинность одного противоречащего суждения определяет ложность другого и наоборот.
Упомянутые логические правила имеют практическое значение - они дают возможность не только выразить истинное суждение, но и противопоставить его ложным; предостерегают от логических ошибок при получении выводного знания; обеспечивают правильность мысли в непосредственном умозаключении.
Суждения об определении окончания сроков в Правилах и Гражданском кодексе Российской Федерации являются субконтрарными. Противоречие между ними разрешено в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.2010 N 37)
В пункте 25 постановления разъясняется, что согласно статье 33 Устава перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава. При рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. В частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования ОАО "Морпорт СПб" о присуждении ко взысканию с ОАО "РЖД" 394 518 рублей 24 копейки пени за просрочку доставки груза.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2013 по делу N А56-34833/201334833/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34833/2013
Истец: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург "
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ОАО "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод"
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 8166-ПЭК14
16.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3328/2014
04.02.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27548/2013
23.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-34833/2013