г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А56-42370/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: 1. Каранаева Н.В., паспорт, Приказ от 28.08.2012, 2. Каличава Р.Р., доверенность от 02.09.2013,
от заинтересованного лица: Роговцева Е.Н., доверенность от 25.06.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25970/2013) Санкт-Петербургского негосударственного (частного) общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа святого благоверного великого князя Александра Невского на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013 по делу N А56-42370/2013 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского негосударственного (частного) общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа святого благоверного великого князя Александра Невского
заинтересованное лицо: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
о признании распоряжения несоответствующим закону,
установил:
Санкт-Петербургское негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа святого благоверного великого князя Александра Невского (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований: - о признании распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 10.04.2013 N 878-р несоответствующим Закону Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) и нарушающим права заявителя;
- признании действующим пункта 37 распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2012 N 451-р "О государственной аккредитации образовательных учреждений";
- об обязании Комитета выдать учреждению свидетельство о государственной аккредитации сроком на 12 лет с даты регистрации изменения (с 19.03.2013).
Решением суда от 16.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Заявитель, ссылаясь на неприменение судом закона, подлежащего применению, просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Комитета от 17.02.2012 N 461-р учреждению после проведения государственной аккредитации на основании его заявления, был изменен государственный статус по типу общеобразовательное учреждение с вида: гимназия на вид: средняя общеобразовательная школа, в связи с чем этим же распоряжением заявитель был аккредитован по программе начального, основного и среднего (полного) общего образования на срок 12 лет.
В связи с необходимостю проведения мероприятий по изменению наименования в соответствии с установленным при государственной аккредитации статусом заявителя, Комитет на основании пункта 24 статьи 33.2 закона N 3266-1 и распоряжения от 17.02.2012 N 461-р, выдал учреждению временное свидетельство об аккредитации серии ОП N 022891, сроком действия на 1 год, т.е. до 17.02.2013.
В связи с непредоставлением заявления с приложением необходимых документов для переоформления свидетельства о государственной аккредитации до истечения срока действия временного свидетельства серии ОП N 022891, выданного сроком до 17.02.2013, Комитет на основании распоряжения от 10.04.2013 N 878-р лишил учреждение государственной аккредитации полностью.
Полагая, что распоряжение Комитета от 10.04.2013 N 878-р, не соответствует пункту 24 статьи 33.2 Закона N 3266-1, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании указанного распоряжения недействительным, признании действующим пункта 37 распоряжения от 17.02.2013 N 451-р и об обязании Комитета выдать свидетельство о государственной аккредитации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требования заявителя могут быть удовлетворены в том случае, если оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя таким актом.
Правовое регулирование отношений в сфере образования осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1).
Организация, занимающаяся образовательной деятельностью, в силу требований данного Закона, подлежит государственной аккредитации в целях подтверждения соответствия качества образования по реализуемым им образовательным программам, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и установление его государственного статуса (пункт 1 статьи 33.2 Закона N 3266-1).
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 3266-1 государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 33.2 Закона N 3266-1 установлено, что государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
В соответствии с пунктом 3.22-1 Положения о Комитете по образованию, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 225, в полномочия Комитета, в том числе входит проводить государственную аккредитацию образовательных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона об образовании), а также осуществлять формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона N 3266-1 государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случае, если требуется изменение наименования образовательного учреждения для приведения его в соответствие с государственным статусом, установленным при государственной аккредитации такого образовательного учреждения, ему выдается временное свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет один год (пункт 24 статьи 33.2 Закона N 3266-1).
Аккредитационный орган лишает образовательное учреждение государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей в случае непредставления образовательным учреждением в аккредитационный орган заявления с приложением необходимых документов для оформления свидетельства о государственной аккредитации до истечения срока действия временного свидетельства о государственной аккредитации, выданного в соответствии с п. 24 указанной статьи. (подпункт 4 пункта 34 статьи 33.2 Закона N 3266-1).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Комитет на основании пункта 24 статьи 33.2 закона N 3266-1 и распоряжения от 17.02.2012 N 461-р, выдал учреждению временное свидетельство об аккредитации серии ОП N 022891, сроком действия на 1 год, т.е. до 17.02.2013.
Нарушение пункта 24 статьи 33.2 Закона N 3266-1, выразившегося в непредставлении заявления с приложением необходимого пакета документов в срок до 17.02.2013, подтверждается материалами дела и не оспаривается учреждением, в связи с чем у Комитета имелись в силу подпункта 4 пункта 34 статьи 33.2 Закона N 3266-1 законные основания для вынесения оспариваемого распоряжения от 10.04.2013 N 878-р о лишении образовательного учреждения заявителя государственной аккредитации полностью.
Таким образом, распоряжение Комитета от 10.04.2013 N 878-р соответствует нормам действующего законодательства об образовании.
Требование заявителя о признании действующим пункта 37 распоряжения Комитета от 17.02.2013 N 451-р, также не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с пунктом 18 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 N 184, продление действия временного свидетельства о государственной аккредитации не допускается. Кроме того, пункт 37 распоряжения от 17.02.2013 N 451-р признан утратившим силу на основании распоряжения Комитета от 10.04.2013 N 878-р.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания незаконным спорного распоряжения Комитета, соответственно, отсутствуют основания и для обязания Комитета совершить требуемые учреждением действия по выдаче учреждению свидетельства о государственной аккредитации сроком на 12 лет с даты регистрации изменений (с 19.03.2013).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы учреждения, доказательств несоответствия распоряжения от 10.04.2013 N 878-р действующему на момент его принятия законодательству не представлено, основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
Податель жалобы полагает, что решение суда подлежит отмене, поскольку в силу пункта 24 статьи 33.2 Закона РФ "Об образовании" документы, подтверждающие приведение наименования образовательного учреждения в соответствии с установленным государственным статусом, запрашиваются аккредитационным органом самостоятельно в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, если такие документы не были представлены образовательным учреждением по собственной инициативе. Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, данная обязанность Комитетом не была исполнена.
С данным доводом подателя жалобы нельзя согласиться в силу того, что действию по запросу аккредитационным органом документов, подтверждающих приведение наименования образовательного учреждения в соответствие с установленным государственным статусом, предшествует направление Учреждением в Комитет по образованию заявления о выдаче свидетельства о государственной аккредитации. Однако, заявление о выдаче свидетельства о государственной аккредитации в срок до 17.02.2013 в Комитет по образованию от Учреждения не поступило.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42370/2013
Истец: Санкт-Петербургское негосударственное (частное)общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа святого благоверного великого князя Александра Невского
Ответчик: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3133/14
04.02.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25970/13
16.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-42370/13