Комментарий к постановлению Президиума Высшего
арбитражного суда Российской Федерации от 18.03.2008 N 14616/07
Президиум ВАС в Постановлении от 18.03.2008 N 14616/07 рассмотрел вопрос о признании расходов на оплату юридических услуг, оказанных организации в рамках представления ее интересов в арбитражном суде, обоснованными. Суды первой, апелляционной и кассационной судебных инстанций поддержали налоговый орган. По их мнению, данные расходы экономически неоправданны. В пользу этого они привели следующие доводы:
- размер произведенных затрат не соответствует сложившейся в регионе стоимости услуг адвокатов c учетом продолжительности рассмотрения и сложности судебного дела (исходя из положений ст. 40 НК РФ);
- в структуре организации имеется собственная юридическая служба, в должностные обязанности сотрудников которой входит в том числе представление интересов организации в арбитражных судах. Таким образом, штатные юристы организации оказывают услуги, аналогичные тем, которые были предоставлены сторонними лицами.
Кроме этого, ФАС УО отметил, что согласно п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 обязанности по представлению доказательств разумности расходов на оплату услуг представителя возлагаются на сторону, требующую возмещения указанных расходов, то есть на организацию.
Президиум ВАС в комментируемом постановлении посчитал доводы нижестоящих судебных инстанций ошибочными. Знание критериев, которыми он руководствовался, будет полезно налогоплательщикам, чтобы более объективно подходить к оценке обоснованности понесенных ими расходов, а также позволит привести убедительные доводы в споре с налоговой инспекцией. Президиум ВАС признал расходы на оплату юридических услуг экономически оправданными. В обоснование он привел следующие аргументы:
- юридические услуги фактически оказаны и оплачены;
- расходы на юридические услуги поименованы в пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие, связанные с производством и реализацией. Спорные расходы имеют производственную направленность и обусловлены необходимостью осуществления организацией своей деятельности по извлечению прибыли. Целью несения данных расходов было получение экономической выгоды, заключавшейся в снижении размера взыскиваемой с организации суммы в пользу другой организации. О необходимости учета намерений налогоплательщика для проверки обоснованности расходов ранее говорил КС РФ в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П: обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности;
- Налоговый кодекс и Постановление КС РФ от 24.02.2004 N 3-П не содержат положений, позволяющих налоговому органу и судебным инстанциям оценивать целесообразность, рациональность и эффективность произведенных налогоплательщиками расходов. Поэтому у них отсутствовали правовые основания для признания расходов организации на юридические услуги экономически необоснованными только лишь потому, что в структуре организации имеется юридическая служба, выполняющая аналогичные функции. Этот подход был ранее разъяснен КС РФ в Определении N 320-О-П: налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Эту позицию КС РФ неоднократно приводит Минфин в официальных разъяснениях, например в письмах от 06.05.2008 N 03-03-06/4/31, от 02.04.2008 N 03-03-06/1/244;
- применение ст. 40 НК РФ для проверки правильности цены услуг в рассматриваемой ситуации неправомерно. Согласно п. 2 этой статьи налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов могут проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок, при отклонении цены более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. В рассмотренной ситуации отсутствуют данные основания, поэтому налоговая инспекция была не вправе проверять правильность применения цен по заключенным организацией договорам на оказание юридических услуг и ставить эти цены под сомнение;
- налоговый орган неправильно применил положения ст. 40 НК РФ, исключив спорные расходы в полном объеме. Ее нормы предполагают возможность учета расходов в пределах ограничений, а не отказ от учета всей суммы расходов.
Также Президиум ВАС отметил, что организация подтвердила факт и размер произведенных расходов, поэтому суды не имели правовых оснований возлагать на нее дополнительно бремя доказывания разумности осуществления данных расходов.
О.В. Княжина,
эксперт журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 12, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"