город Ростов-на-Дону |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А32-31654/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2013 по делу N А32-31654/2013
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.
по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Байард"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства внутренних дел по Краснодарскому краю (далее - ГУ МВД по Краснодарскому краю, административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Байард" (далее - ООО "Частная охранная организация "Байард", общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в осуществлении охранной деятельности с нарушением условий лицензии. Договором оказания охранных услуг не предусмотрено, что услуги должны оказываться в специальной форменной одежде.
Не согласившись с данным судебным актом, ГУ МВД по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 06.11.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что услуги по охране объекта оказывались охранником общества в специальной форменной одежде, не позволяющей определить его принадлежность к ООО "Частная охранная организация "Байард", что является нарушением ч. 7 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности". Управление не было извещено о времени и месте судебного разбирательства в порядке упрощенного производства.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Частная охранная организация "Байард" осуществляет охранную деятельность на основании лицензии N 00910 от 26.07.2010.
На основании приказа от 20.08.2013 N 1220 сотрудниками ГУ МВД по Краснодарскому краю 16.09.2013 проведена проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Байард" требований законодательства о лицензировании в ходе осуществления охранной деятельности.
В ходе проверки управлением установлен факт осуществления обществом деятельности с нарушением лицензионных условий, а именно: оказание охранником общества Бондаренко В.Н. охранных услуг по адресу: Краснодарский край, ст. Динская, ул. Железнодорожная, 255, в специальной форменной одежде, не позволяющей определить его принадлежность к ООО "Частная охранная организация "Байард".
По результатам проверки, отраженным в акте от 16.09.2013 N 157п-2013, в отношении ООО "Частная охранная организация "Байард" 16.09.2013 составлен протокол N 017805 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки на основании ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переданы в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Удовлетворяя заявленные управлением требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит частная охранная деятельность.
Статьей 2 Закона N 99-ФЗ определено понятие лицензии как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Статьей 11.2 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 N 169-ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности" (далее - Закон N 2487-1) определено, что предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение N 498), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении услуг по защите жизни и здоровья граждан, а также по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, является соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частью третьей статьи 11.4, частями первой, второй, третьей, седьмой и восьмой статьи 12 Закона N 2487-1.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона N 2487-1 работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
Подпунктом "в" пункта 2 Правил ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, при оказании охранных услуг работниками частной охранной организации не допускается ношение: специальной форменной одежды без личной карточки охранника, а также не позволяющей определить принадлежность работников частной охранной организации к конкретной частной охранной организации.
Материалами административного дела подтверждаются установленные в ходе выездной проверки факты нарушения обществом вышеуказанных требований, выразившиеся в осуществлении охранных услуг по адресу: Краснодарский край, ст. Динская, ул. Железнодорожная, 255, охранником общества Бондаренко В.Н. в специальной форменной одежде, не позволяющей определить его принадлежность к ООО "Частная охранная организация "Байард".
Допущенные обществом нарушения правомерно квалифицированы административным органом как нарушения лицензионных требований и образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения ввиду того, что договором оказания охранных услуг от 26.07.2010 не предусмотрено оказание услуг в специальной форменной одежде, судебная коллегия находит ошибочным.
Действительно, часть 7 статьи 12 Закона N 2487-1 предусматривает право, а не обязанность работников частной охранной организации оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде. Однако в случае, если охранная организация воспользуется указанным правом, законодателем установлена обязанность оказывать услуги в специальной форменной одежде, позволяющей определять принадлежность охранника к конкретной частной охранной организации.
Из материалов административного дела, в том числе: акта проверки от 16.09.2013 N 157п-2013, протокола об административном правонарушении от 16.09.2013 N 017805 и объяснений охранника Бондаренко В.Н. усматривается, что правом оказания охранных услуг в специальной форменной одежде общество воспользовалось, однако требование к форменной одежде - возможность определить принадлежность к конкретной охранной организации, заявителем не соблюдено.
Вывод суда первой инстанции о том, что оказание услуг в специальной форменной одежде должно быть специально оговорено в договоре оказания охранных услуг, основан на неверном толковании части 7 статьи 12 Закона N 2487-1.
В силу ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях заинтересованного лица вины в нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.
Поскольку доказательств принятия обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения лицензионных требований в материалы дела представлено не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено. Протокол об административном правонарушении N 017805 от 16.09.2013 составлен в присутствии руководителя ООО "Частная охранная организация "Байард" Кваша Н.А., о чем свидетельствует его подпись (т. 1 л.д. 34)
Вместе с тем, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Исходя из материалов дела событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со всеми его признаками было установлено управлением в ходе проверки, проведенной 16.09.2013, следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности истек 16.12.2013.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для принятия решения о привлечении ООО "Частная охранная организация "Байард" к административной ответственности.
Управление в апелляционной жалобе ссылается на неуведомление его судом первой инстанции о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно определению суда от 23.09.2013 заявление ГУ МВД по Краснодарскому краю принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 62 при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства применяются общие правила извещения лиц, участвующих в деле (глава 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с учетом правовых позиций, сформулированных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Согласно статье 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания путем направления копии судебного акта. Извещения направляются арбитражным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности). Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации, если в соответствии с федеральным законом в учредительных документах не установлено иное (часть 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Копия определения Арбитражного суда Краснодарского края о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 23.09.2013 была направлена ГУ МВД по Краснодарскому краю по адресу: г. Краснодар, ул. Гаврилова, 96, и получена управлением 30.09.2013, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление (т. 1 л.д. 55).
Частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено обязательное размещение на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текста определения, принятого по результатам рассмотрения вопроса о принятии искового заявления к производству.
Соответствующая обязанность судом первой инстанции исполнена, определение от 23.09.2013 размещено на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 24.09.2013.
Учитывая изложенное, управление считается уведомленным надлежащим образом о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства арбитражным судом.
Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции срока давности привлечения к административной ответственности истек, оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2013 по делу N А32-31654/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31654/2013
Истец: Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, ГУ МВД России по КК
Ответчик: ООО Частная охранная организация "Байард", ООО ЧОО "Байард"