г. Самара |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А72-7541/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от истца - Сергина И.С., доверенность от 20.01.2014 г. N 4,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Бжицких Юрия Васильевича - не явился, извещен,
Тетенькина Ярослава Геннадьевича - не явился, извещен,
Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска - не явился, извещен,
общества с ограниченной ответственностью "Линда" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 января 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Системы технической безопасности"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.10.2013 г. по делу N А72-7541/2013 (судья Малкина О.К.)
по заявлению Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области, г. Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Системы технической безопасности", г. Ульяновск,
третьи лица:
Бжицких Юрий Васильевич,
Тетенькин Ярослав Геннадьевич,
Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска,
общество с ограниченной ответственностью "Линда"
о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство стратегического развития и инноваций Ульяновской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Системы технической безопасности" (далее - ответчик, ООО "СТБ"), с учетом принятого в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения, о взыскании 5 000 000 руб. основного долга, 714 750 руб. неустойки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Бжицких Юрий Васильевич, Тетенькин Ярослав Геннадьевич, Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, общество с ограниченной ответственностью "Линда".
Решением суда первой инстанции от 23.10.2013 г. исковые требования удовлетворены. С ООО "СТБ" в пользу Министерства взысканы основной долг в сумме 5 000 000 руб., неустойка в сумме 714 750 руб., а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 51 573,75 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СТБ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнений) Министерство, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явился. ООО "СТБ" ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 22.01.2014 года объявлялся перерыв в соответствии со ст. 163 АПК РФ до 12 часов 25 минут 29.01.2014 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Министерством экономики Ульяновской области и ООО "СТБ" (организация) был заключен договор о предоставлении субъекту малого (среднего) предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидии от 03.11.2011 г. N 370.
Согласно пункту 3.1.1 договора Министерство обязуется предоставить организации бюджетные средства в форме субсидии в сумме 5 000 000 руб. на реализацию проекта "Организация производства блоков питания, источников бесперебойного питания, GSM-контроллеров".
В свою очередь, согласно пунктам 3.2.1-3.2.3 договора организация обязуется: в срок до 01.11.2012 г. использовать в срок до 01.11.2012 г. бюджетные средства, полученные от министерства по настоящему договору, по целевому назначению в соответствии со сметой расходов (приложение N 1); обеспечить отдельный учет бюджетный средств, полученных от Министерства и расходуемых в рамках настоящего договора; осуществить финансирование проекта за счет собственных средств в размере 5 000 000 руб., в том числе: 500 руб. профинансировать до 01.02.2012 г.; 4 500 000 - в срок до 01.11.2016 г.
Отчет о расходовании бюджет средств организация должна предоставлять ежеквартально, начиная с 05.01.2012 г. и не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом с приложением подтверждающих документов (пункты 5.2-5.4).
Пунктом 5.5 договора предусмотрено, что в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при непредставлении в срок отчетов, предусмотренных п. 5.2 договора, организация в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счет Министерства.
Кроме того, в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств организация обязуется уплатить неустойку - проценты за пользование соответствующими бюджетными средствами в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период с даты предоставления Министерством организации бюджетных средств до даты их поступления в областной бюджет.
Согласно условиям настоящего договора Министерство со своей стороны исполнило обязательства по договору, перечислив денежные средства 10.11.2011 г. - 3 500 000 руб. (заявка на оплату расходов N 1204), 08.12.2011 г. - 1 500 000 руб. (платежное поручение N 2390733).
Согласно скорректированной смете расходов проекта (приложение N 1) средства целевой субсидии в размере 5 000 000 руб. и собственные средства должны быть направлены на приобретение, в том числе следующих основных средств:
-миксер для подготовки паяльной пасты EW 200А - 40 560 руб.;
- полуавтоматический принтер для нанесения паяльной пасты EW-3288 - 202 800 руб.;
промышленный робот-автомат для установки СМД-компонентов ЕМ-760L - 3 557 888 руб.;
- набор фридеров для подачи в рабочую зону СДМ компонентов - 1 044 740 руб.;
- печь-автомат для пайки печатных плат EW-848V- 861 900 руб.
Всего: на сумму 5 707 888, из которых 5 000 000 руб. - бюджетные средства.
В результате проведенной Министерством на основании распоряжения от 25.03.2013 г. N 57 проверки было установлено, что вместо положенных к закупке основных средств в нарушение условий договора обществом было приобретено следующее оборудование:
- миксер для подготовки паяльной пасты NLTGP-848 - 57 174,22 руб.;
- трафаретный принтер для нанесения паяльной пасты NLTYS-372 - 806,35 руб.;
- печь автоматизированная конвейерная NTL-830-D-FL - 304 590,32 руб.;
-многофункциональный SMD монтажный автомат, модель EM-760L - 2 180 487,69 руб.
Всего: на общую сумму 2 915 058,58 руб.
Приобретение указанных товаров подтверждается товарными накладными от 17.10.2012 г. N 3792 г., от 20.11.2012 г. N 141.
Таким образом, ответчиком приобретена только часть оборудования, приобретенные ответчиком товары не соответствуют наименованиям и ценам товаров, указанных в утвержденной смете расходов.
Согласно п. 4.2 договора по согласованию с Министерством допускается перераспределение бюджетных средств между статьями сметы расходов в пределах общей суммы финансирования.
Заявлений о согласовании изменений сметы расходов по договору от 03.11.2011 г. N 370 от ООО "СТБ" не поступало.
Следовательно, бюджетные средства использованы ООО "СТД" не по целевому назначению.
Кроме того, ООО "СТБ" неоднократно нарушало сроки предоставления отчетности, подтверждением являются объяснительные записки. Согласно финансовому отчету об использовании целевых бюджетных средств, представленному ООО "СТБ" было израсходовано 5 734 927, 35 руб., что не подтверждено соответствующими документами. За отчетный период ООО "СТБ" не были представлены документы, подтверждающие расходование собственных средств.
Министерством в ходе проверки были выявлены и иные нарушения условий договора.
На момент подачи заявки на получение субсидии фактическая численность работников ООО "Системы технической безопасности" составляла 6 человек.
Плановая численность при реализации проекта предусматривала создание 51 дополнительного рабочего места. По представленному отчету о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом за период с 03.11.2011 г. по 05.04.2013 г. создано 1 рабочее место.
Срок окупаемости проекта, согласно финансовому прогнозу технико- экономического обоснования проекта, составляет 2 года. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации должно было поступить 5 115 000 руб. По представленному отчету о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом за период с 03.11.2011 г. по 05.04.2013 г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило 5 730 руб.
Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании приведенных норм в целях практической реализации механизмов финансовой поддержки субъектов малого (среднего) предпринимательства Ульяновской области, в соответствии с областной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа), постановлением Правительства Ульяновской области от 08.12.2010 г. N 427-П утвержден Порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся юридическими лицами и осуществляющим инновационную деятельность, субсидий в целях возмещения части затрат или недополученных доходов, связанных с осуществлением такой деятельности, за исключением НИОКР (далее - Порядок).
Договор от 03.11.2011 г. N 370 о предоставлении ООО "СТБ" целевых бюджетных средств в форме субсидии в размере 5 000 000 руб. на возмещение затрат, связанных с финансированием проекта "Организация производства блоков питания, источников бесперебойного питания, GSM-контроллеров", заключен Министерством в рамках реализации указанной Программы и в соответствии с установленным Порядком.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В порядке, предусмотренном п. 5.5 договора, Министерством в адрес ООО "СТБ" было направлено требование о возврате субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования (доказательство надлежащего получения - почтовое уведомление о вручении требования от 25.05.2013 г. N 43202062032707).
Доказательства целевого использования денежных средств, представления в срок отчетов, предусмотренных п. 5.2 договора, надлежащего исполнения условий договора, ответчиком, в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ, не представлено.
В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование Министерства о взыскании с общества полученной субсидии в размере 5 000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
По расчету истца за период с11.11.2011 г. по 20.08.2013 г. сумма неустойки составляет 714 750 руб. Расчет неустойки ответчиком не оспорен.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд первой инстанции признал его правильным.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно, с учетом положений ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6.2 договора, удовлетворено требование Министерства о взыскании с общества неустойки в размере
Доводы заявителя жалобы о допущенных судом первой инстанции нарушений норм процессуального права не могут быть приняты во внимание как противоречащие материалам дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 125, ч. 1 ст. 126 АПК РФ копия искового заявления, ходатайство об увеличении размера исковых требований были направлены истцом по юридическому адресу истца, однако возвращены с отметкой органа почтовой связи "с истечением срока хранения", соответствующие документы были представлены в материалы дела. Материалы дела также содержат доказательства надлежащего извещения ответчика о рассмотрении дела в соответствии с ч. 4 ст.123 АПК РФ.
Доводы, приведенные ООО "СТБ" в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Государственная пошлина подлежат взысканию с ООО "СТБ" в доход федерального бюджета в размере 2 000 руб. в связи с предоставлением ответчику отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.10.2013 г. по делу N А72-7541/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Системы технической безопасности" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7541/2013
Истец: Министерство стратегического развития и инноваций Ульяновской области
Ответчик: ООО "Системы технической безопасности"
Третье лицо: Бжицких Ю. В., Бжицких Юрий Васильевич, ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска, ООО "Линда", Тетенькин Я. Г.