г. Киров |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А17-4311/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,
без участия сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.11.2013 по делу N А17-4311/2013, принятое судом в составе судьи Чеботаревой И.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МедПро" (ИНН: 7715837819, ОГРН: 1107746931005)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (ИНН: 3728012720, ОГРН: 1023700560619),
третьи лица: департамент конкурсов и аукционов Ивановской области, областное бюджетное учреждение здравоохранения "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн",
о признании незаконным решения от 18.06.2013 о возвращении жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МедПро" (далее - заявитель, ООО "МедПро", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 18.06.2013 о возвращении жалобы Общества на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку эндопротезов тазобедренного сустава и эндопротезов коленного сустава для областного бюджетного учреждения здравоохранения "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн" по причине ее подачи по истечении установленного законом срока.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - уполномоченный орган, Департамент) и областное бюджетное учреждение здравоохранения "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн" (далее - заказчик, ОБУЗ "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн").
Решением суда от 05.11.2013 уточненные требования заявителя были удовлетворены, оспариваемое решение антимонопольного органа о возвращении жалобы ООО "МедПро", выраженное в письме от 18.06.2013, признано незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на пункт 2.16 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 N 498, ответчик отмечает, что датой поступления жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа является дата ее регистрации в контролирующем органе. Поскольку соответствующая жалоба была подана Обществом 14.06.2013 (пятница) в 17 часов 28 минут, то есть после окончания рабочего дня УФАС и установленного времени приема корреспонденции, данная жалоба была зарегистрирована Управлением 17.06.2013 в 09 часов 00 минут и считает поданной в указанное время. Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме срок окончания подачи заявок на участие в торгах истек в 09 часов 00 минут 17.06.2013. В этой связи ответчик считает, что жалоба ООО "МедПро" была подана с нарушением установленного законом срока и правомерно возвращена заявителю.
Кроме того, в обоснование законности оспариваемого акта антимонопольный орган указывает на отсутствие нарушения прав Общества вследствие его вынесения ответчиком и невозможность их восстановления путем принятия судом обжалуемого решения по настоящему делу.
Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает позицию Управления, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.05.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети Интернет для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку эндопротезов тазобедренного сустава и эндопротезов коленного сустава для ОБУЗ "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн" и соответствующая аукционная документация.
В указанном извещении дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме определены как 17.06.2013 09 часов 00 минут (том 2 л.д. 10).
Рассмотрев извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и соответствующую аукционную документацию ООО "МедПро" выявило ряд нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих за собой ограничение количества участников размещения заказа. В частности, Обществом было установлено отсутствие плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на II квартал 2013 года, а также намеренное сужение круга потенциальных участников при определении начальной (максимальной) цены контракта. По мнению ООО "МедПро", из документации об аукционе можно было сделать вывод о том, что заказчик и уполномоченный орган имеют намерение закупить продукцию определенного производителя, о чем свидетельствует указание в наименовании товара производителя - Howmedica Osteonics Corp.
14.06.2013 Общество, полагая, что в ходе размещения названного заказа не были соблюдены требования частей 2.1, 3.1 статьи 34, пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), направило в адрес УФАС посредством факсимильной связи жалобу на действия заказчика, уполномоченного органа, связанные с проведением аукциона в электронной форме, в том числе на положения аукционной документации (том 1 л.д. 33-38). Согласно отчету об отправке факса сообщение было получено в 17 часов 23 минуты (том 1 л.д. 98). Вместе с тем, поскольку в пятницу регламентированный рабочий день в Управлении был закончен в 16 часов 45 минут, жалоба была зарегистрирована только 17.06.2013 (понедельник) в 09 часов 00 минут.
Письмом от 18.06.2013 антимонопольный орган возвратил жалобу Обществу, указав на то, что жалоба была подана после окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе, то есть по истечении срока, установленного Законом N 94-ФЗ (том 1 л.д. 30-31).
Не согласившись с решением УФАС, ООО "МедПро" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании его незаконным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку в соответствии с извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме срок окончания подачи заявок на участие в аукционе истекал 17.06.2013 в 09 часов 00 минут, а жалоба подана ООО "МедПро" 14.06.2013, срок на обжалование, предусмотренный частью 2.1 статьи 57 Закона N 94-ФЗ, не был нарушен Обществом, оснований для возвращения жалобы, как и препятствий для рассмотрения ее по существу, у Управления не имелось. Отметив, что решение УФАС о возвращении жалобы, выраженное в письме от 18.06.2013, является незаконным и нарушило право Общества на обжалование документации об аукционе и участие в размещении заказа, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений в рассматриваемый период времени регулировались утратившим с 01.01.2014 силу, но подлежащим применению Законом N 94-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Размещение заказов путем проведения открытого аукциона в электронной форме регулируется главой 3.1 Закона N 94-ФЗ.
Из положений части 2.1 статьи 57 Закона N 94-ФЗ следует, что жалоба на положения документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Жалоба должна была быть принята и рассмотрена антимонопольным органом при отсутствии предусмотренных статьей 59 Закона N 94-ФЗ оснований для ее возвращения.
Сославшись на пункт 3 части 1 статьи 59 Закона N 94-ФЗ, ответчик возвратил Обществу поступившую жалобу, указав, что она подана по истечении установленного законом срока.
Согласно указанной норме Закона N 94-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии возвращается участнику размещения заказа в случае, если жалоба подана по истечении срока, указанного в статье 57 данного Закона.
Проанализировав обстоятельства настоящего дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции на основании достаточной совокупности доказательств, которым при правильном применении статьи 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка, пришел к обоснованному выводу о том, что срок на обжалование не был нарушен Обществом, оснований для возвращение жалобы у Управления не имелось.
При этом суд правильно исходил из того, что срок на обжалование истекал в момент окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, то есть 17.06.2013 в 09 часов 00 минут, а жалоба в УФАС была подана ООО "МедПро" 14.06.2013 в 17 часов 23 минуты, то есть до истечения указанного срока. Факт направления жалобы в указанное время подтверждается отчетом об отправке факса (том 1 л.д. 98), где в строке "Факс абонента" значится номер факса, принадлежащий УФАС, а в строке "Результат" проставлен символ "ОК", который в соответствии с требованиями, предъявляемыми к технической документации, свидетельствует о получении факсограммы адресатом. Факт получения жалобы посредством факсимильной связи в указанное время ответчиком не оспаривается.
Ссылки антимонопольного органа на нарушение Обществом срока подачи жалобы в связи с ее направлением после окончания рабочего дня и рабочей недели Управления не влияют на правильность выводов суда.
Совокупный анализ положений Закона N 94-ФЗ и Административного регламента позволяет сделать вывод о том, что возможность подачи жалобы участником размещения заказа в антимонопольный орган ограничена только сроком окончания приема уполномоченным органом заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме и не может быть поставлена в зависимость от режима работы Управления.
Кроме того, положения Закона N 94-ФЗ, гарантирующие право участника размещения заказа на обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, не содержат такого понятия как "принятие" или "поступление" жалобы антимонопольным органом, на которые ссылается ответчик. Для вывода о соблюдении или пропуске лицом срока на обжалование соответствующих действий (бездействия) единственное квалифицирующее значение имеет срок подачи такой жалобы. Ссылка Управления на пункт 2.16 Административного регламента также не опровергает данного утверждения, поскольку в названной норме речь идет о том, какую дату следует считать датой поступления жалобы. Действия по принятию жалобы антимонопольным органом по времени могут не совпадать с действиями лица по направлению жалобы, при этом регистрация жалобы Управлением после истечения срока на обжалование при наличии доказательств подачи жалобы лицом до истечения указанного срока (за 3 дня) не свидетельствует о пропуске заявителем данного срока.
Суд первой инстанции, отметив, что жалоба была подана Обществом не в последний день установленного законом срока, также обоснованно отклонил ссылки ответчика на пункт 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку жалоба была направлена по факсу, а не подана лично.
Ссылки заявителя жалобы на постановления арбитражных судов по делам N А31-5414/2012, N А28-5954/2011 и N А56-10020/2011 подлежат отклонению, поскольку указанные судебные акты не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. Кроме того, выводы судов в указанных актах основаны на иных обстоятельствах, не являющихся идентичными с рассматриваемыми.
Суд апелляционной инстанции отмечает в данном случае различную природу сроков. Так, продолжительность срока на подачу участниками размещения заказа заявок на участие в торгах обусловлена спецификой процедуры размещения заказа и определения победителя, которая предполагает участие в торгах только тех участников, заявки которых имелись в наличии у организатора к определенному моменту времени. Момент направления данных заявок значения не имеет и не учитывается при определении пропуска срока на их подачу. Пропустившими срок подачи заявок считаются все участники, заявки которых, несмотря на их направление, отсутствовали у организатора к определенному извещением о проведении торгов времени.
В свою очередь срок на обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии определяется периодом, в течение которого может быть совершено конкретное действие, то есть для лица, не согласного с определенными действиями или положениями документации, определен период для подачи жалобы с обозначением конечного времени и дня - до момента окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. При этом приведенное ответчиком в апелляционной жалобе толкование положений Закона N 94-ФЗ и Административного регламента в совокупности с положениями статьи 194 ГК РФ свидетельствует о неправомерном ограничении данного периода, продолжительность которого установлена законом и не должна зависеть от дня недели, в который лицо решило обратиться в уполномоченный орган с соответствующей жалобой, количества выходных и праздничных дней и режима работы Управления, не позволивших зарегистрировать поступившую жалобу до момента окончания срока на обжалование.
Кроме того, изложенная в апелляционной жалобе позиция ответчика не согласуется с пояснениями представителей УФАС в судебном заседании Арбитражного суда Ивановской области о том, что при поступлении жалобы по почте после окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме Управлением учитывается дата подачи жалобы, которая определяется по почтовому штемпелю на конверте.
Таким образом, вопреки доводам ответчика время регистрации жалобы в Управлении без учета иных обстоятельств не может свидетельствовать о безусловном нарушении срока ее подачи и являться достаточным основанием для возвращения жалобы заявителю. Суд первой инстанции с учетом установленных в настоящем случае извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме даты окончания срока рассмотрения заявок (21.06.2013) и даты проведения открытого аукциона в электронной форме (24.06.2013) также обоснованно указал на отсутствие у Управления временных препятствий для рассмотрения по существу поступившей жалобы.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не представил доказательств нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов, является несостоятельным.
Неправомерное возвращение жалобы ООО "МедПро" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме при отсутствии к тому соответствующих правовых оснований свидетельствует о нарушении гарантированного Законом N 94-ФЗ права участника размещения заказа, считающего положения аукционной документации незаконными, на их обжалование. Кроме того, в случае наличия в документации правовых пороков могли быть созданы препятствия для участия в аукционе, а также условия правовой неопределенности в отношении результатов открытого аукциона, что также не может не свидетельствовать об отсутствии нарушения прав и законных интересов его участников.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, Арбитражный суд Ивановской области правомерно удовлетворил заявленные требования.
Следует отметить, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 05.11.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.11.2013 по делу N А17-4311/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-4311/2013
Истец: ООО "МедПро"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской обл., УФАС по Ивановской обл.
Третье лицо: Департамент конкурсов и аукционов Ивановской обл., ОБУЗ "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн"