г. Челябинск |
|
05 февраля 2014 г. |
Дело N А47-5626/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фотиной О.Б.,
судей Деевой Г.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Урванцевой Ю.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2013 по делу N А47-5626/2013 (судья Федоренко А.Г.).
Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная экспедиционная Компания" (далее - ООО "Транспортная экспедиционная Компания", ответчик) о взыскании 92 112,39 руб. - вреда, причиненного автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Оренбургской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, определением суда от 19.09.2013 привлечен Комендатов Николай Сергеевич (далее - Комендатов Н.С., третье лицо, л.д.20 т.2).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, взыскать с ответчика ущерб, причиненный автомобильным дорогам в сумме 44 569,46 руб. В основание доводов жалобы указал, что признавая недостоверными результаты взвешивания, указанные в акте N 2 от 12.04.2012, суд не учел, что согласно Предисловия Руководства по эксплуатации автомобильных весов типа RW-P производства фирмы CAS Corp (Корея) относятся к электронным тензометрическим весам обычного класса точности, которые помимо колесного взвешивания, соединение двух платформ позволяет осуществить измерение нагрузки на ось, а если каждое колесо автомобиля (4 или 6) будет стоять на платформе, то суммирование нагрузок, управляемое в блоке управления, даст полный вес автомобиля (абз.1 раздел 1 "Общие сведения Инструкции на весы типа). Истец также указал, что при разработке программного обеспечения по определению весовых параметров транспортных средств, учреждением была учтена погрешность в размере 200 кг на каждую ось, что отражено в п.9 акта N 2 от 12.04.2012.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. Ответчик указал, что доводы указанные истцом в апелляционной жалобе являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка
Стороны, третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии неявившихся представителей сторон и третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и было правильно установлено арбитражным судом первой инстанции, 12.04.2012 на передвижном пункте весового контроля N 1, расположенном на 12 километре автомобильной дороги "Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области" при производстве весового контроля автомобиля КАМАЗ-5320, государственный регистрационный знак Н 700 СХ 56, с полуприцепом СЗАП, государственный регистрационный знак АВ 8169 56, принадлежащим ответчику, было установлено превышение нормативной нагрузки на вторую, третью, четвертую и пятую ось автомобиля с полуприцепом, о чем составлен акт о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси N 2 (л.д.114 т.2).
Автомобильная дорога "Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области" является государственной собственностью Оренбургской области и закреплена за истцом на праве оперативного управления, что подтверждается перечнем имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" от 20.12.2011 N 3242-р (л.д. 48-59 т.1).
Истец осуществляет функции администратора доходов областного бюджета по коду бюджетной классификации 851 1 16 37020 02 0000 140-поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемые в бюджеты Российской Федерации, о чем свидетельствует приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 30.12.2011 N 167-пр (л.д. 60-61 т.1).
На основании договора аренды транспортных средств без экипажа N 10/1-04-71 от 01.06.2010 (л.д. 30-38 т.1) ответчик владеет вышеуказанным транспортным средством, что также подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда Оренбургской области от 22.04.2013 по делу N А47-1630/2013 (л.д. 39-44 т.1).
Истец, указывая, что ответчиком, в результате эксплуатации транспортного средства с превышением предельно допустимых осевых нагрузок и без специального разрешения, был причинен ущерб в размере 67 571,98 руб. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что результаты взвешивая являются недостоверными.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), регламентирующими порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядок определения размера такого вреда, а также порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам (п.11, 13 ст.11 закона), полномочия органов государственно власти субъектов Российской Федерации в области использования дорог и осуществления дорожной деятельности (п.17 ст.12 закона), установление временных ограничений или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам (ч.1, 2 ст.30 закона).
В силу ч.1 ст.31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.2 ч.9 ст.31 Закона об автомобильных дорогах).
Согласно ч.8 ст.31 Закона об автомобильных дорогах, порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2, 5 "Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: предельно допустимой масс транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице N 2 приложения к названным выше Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Общие принципы возмещения убытков (вне зависимости от характера правонарушения) установлены ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При обращении в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, истец должен доказать факт причинения вреда, факт совершения действия либо факт бездействия виновного лица, причинную связь между действием (бездействием) лица и наступившим вредом; размер причиненного вреда.
Ответчик, возражая против заявленных требований указал, что при проведении взвешивания транспортного средства истец неверно определил межосные расстояния транспортного средства, что повлекло за собой неверное определение предельно допустимых осевых нагрузок, взвешивание производилось в динамическом, а не статическом режиме, при производстве взвешивания истцом были использованы весы с нечитаемыми номерами, не имеющими сведений о поверке на дату взвешивания, принадлежащие сторонней организации и имеющие неустранимую методическую погрешность, весы были установлена на неровной поверхности, что не обеспечивало достоверность результатов взвешивания, истцом не доказано расстояние, пройденное транспортным средством по автомобильным дорогам Оренбургской области.
Суд первой инстанции, оценивая указанные доводы, обоснованно пришел к следующим выводам.
Так, суд верно принял во внимание, что, поскольку, речь идет о движении транспортного средства по автомобильным дорогам принадлежащим субъекту федерации - Оренбургской области, то в данном случае, в целях определения межосных расстояний и осевых нагрузок, следует руководствоваться Постановлением Правительства Оренбургской области от 21.06.2010 N 445-р "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области", которым установлены предельно допустимые нагрузки по полной массе транспортного средства и предельно допустимые осевые нагрузки для транспортных средств в зависимости от расстояния между сближенными осями.
Суд обоснованно согласил с доводами ответчика о том, что межосные расстояния автомобиля, указанные в акте N 2 от 12.04.2012, содержат иные сведения, чем указанные в техническом паспорте на автомобиль и прицеп (л.д. 32-33 т.2).
Однако, как верно отметил суд в данном случае, указанное обстоятельство не имеет существенного значения, поскольку Постановлением Правительства Оренбургской области от 12.03.2012 года N 231-п "Об организации движения транспорта по автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области в весенний период 2012 года" с 26 марта по 24 апреля 2012 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области с нагрузкой на ось свыше 6 тонн, вне зависимости от осевых нагрузок (л.д. 42-43 т.2).
Таким образом, для определения факта превышения нагрузок, в период временного ограничения движения, достаточно простого превышения указанной максимальной нагрузки на любую из осей.
Утверждения ответчика о невозможности определить из акта акте N 2 от 12.04.2012 номера весов судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку на оригинале акта, представленного истцом, номера весов просматриваются и читаются (N N 011156964, 010С16732).
Довод ответчика о том, что взвешивание производилось в динамическом, а не статическом режиме, как предусмотрено Руководством по эксплуатации автомобильных весов типа RW-P, использованных при взвешивании, судом также отклоняется, поскольку указанное утверждение основано только на показаниях третьего лица - Комндантова Н.С., который является водителем транспортного средства и работником ответчика, то есть лицом заинтересованным в исходе дела, в связи с чем, указанным показаниям суд верно отнесся критически.
Ссылки ответчика об отсутствии поверки весов на дату взвешивания судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку ответчиком в материалы дела представлены свидетельства о поверке вышеуказанных весов, согласно которым поверка действительна с 18.07.2011 года по 18.07.2012 (л.д. 15 т.2). То обстоятельство, что на момент проверки весы принадлежали иной организации - ООО "КАСцентр" значения не имеет, так как на момент проведения взвешивания, они находились на балансе истца, о чем свидетельствуют акт приема-передачи от 20.07.2011 и товарная накладная (л.д. 47-50 т.2).
Довод ответчика об установке весов на неровной поверхности является как верно указал суд несостоятельным, в отсутствии каких-либо доказательств. При этом, согласно акта измерений верхнего слоя покрытия площадки весового контроля, расположенного на 12 километре автодороги "Оренбург-Орск", проведенного автодорожным диагностическим комплексом АДК-М-2, выявленные продольные и поперечные уклоны не выходят за пределы допустимых значений, установленных Руководством по эксплуатации автомобильных весов типа RW-P (л.д. 36-41, 44-46 т.2).
В части доводов ответчика о несогласии с расчетом истца расстояния, пройденного транспортным средством ответчика по автомобильным дорогам Оренбургской области в 244 километра, суд первой инстанции обоснованно согласил частично по следующим основаниям.
Так, согласно представленного истцом расчета и его пояснений, в пройденное расстояние ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" включило расстояние в 25 километров по автомобильной дороге "Новоуральск-Кувандык" (л.д. 1-2, 26 т.2).
Из Атласа автомобильных дорог Оренбургской области усматривается, что по указанной автомобильной дороге действительно возможно движение до пункта назначения - г.Медногорска, доказательств движения по иной дороге ответчик не представил. Однако, из указанного доказательства следует, что участок вышеуказанной дороги "Новоуральск-Краснощеково", протяженностью 6 километров имеет направление противоположное движению в направлении г. Медногорска, и соответственно не мог быть использован для движения (л.д. 12-13 т.2).
Таким образом, расстояние, пройденное транспортным средством ответчика по автомобильным дорогам Оренбургской области, суд первой инстанции обоснованно принял равным (244-6=238 километров), что является основанием для уточнения расчета цены иска.
В оставшейся части суд правильно признал доводы ответчика обоснованными.
Так, материалами дела установлено и истцом не оспаривается, что для взвешивания транспортного средства использовались автомобильные весы, содержащие 2 платформы (N N 011156964, 010С16732).
В соответствии с Руководством по эксплуатации автомобильных весов типа RW-P (л. 7 Руководства, л.д. 39 оборот т.2), необходимо иметь ввиду, что результат поосного взвешивания (при применении схемы с 2 платформами) содержит неустранимую методическую погрешность измерений, которая может быть устранена только при применении схемы помашинного взвешивания с 4 или 6 весовыми платформами.
Поскольку указанная схема взвешивания истцом не применялась, результаты взвешивания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанные в акте N 2 от 12.04.2012 года, не могут являться достоверными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют возражения ответчика на исковое заявление, которые были полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда. Фактические обстоятельства дела были правильно установлены судом, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется. Кроме того, отклоняя доводы жалобы, суд учитывает, что в Руководстве по эксплуатации автомобильных весов типа RW-P указано на возможность применения при взвешивании двух платформ лишь для поосного выравнивания нагрузки, а не для количественных измерений. Именно с этим ограничением связано и то обстоятельство, что неустранимая погрешность при взвешивании на двух платформах не может быть задана определенной величиной.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2013 по делу N А47-5626/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Фотина |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5626/2013
Истец: ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области"
Ответчик: ООО "Транспортная экспедиционная Компания"
Третье лицо: Комендантов Н. С., Комендантов Николай Сергеевич