г. Ессентуки |
|
5 февраля 2014 г. |
Дело N А22-1466/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2 апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Калмыкия
на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.10.2013 по делу N А22-1466/2013 (судья Конторова Д.Г.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Пономарева Ивана Васильевича (Республика Калмыкия, Приютненский район, с. Воробьевка, ул. Ленина, 1, ОГРНИП 304081409100084, ИНН 081402331767)
к Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Калмыкия и третьему лицу государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия
о признании незаконными решений и возложении определенной обязанности,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Калмыкия: представитель Бурчигинов В.М. по доверенности от 24.01.2013 N 01-04-21/000328,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пономарев Иван Васильевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Республике Калмыкия (далее - инспекция) о признании незаконными решений от 26.03.2013 и 03.07.2013 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности предпринимателя в связи с непредставлением документа, подтверждающего представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации и наличием сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ). В своем заявлении предприниматель также просил суд обязать инспекцию осуществить государственную регистрацию прекращения предпринимательской деятельности.
Определением суда от 16.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (далее - управление).
Решением суда от 14.10.2013 требования предпринимателя удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что на момент вынесения решений от 26.03.2013 и 03.07.2013 об отказе в государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, налоговый орган имел все документы, предусмотренные статьей 22.3 Закон N 129-ФЗ.
Не согласившись с вынесенным решением инспекция, обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя и представителя управления.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 19.03.2013 предприниматель Пономарев И.В. обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности.
26.03.2013 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением документа, подтверждающего представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д.11).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации; б) документа об уплате государственной пошлины; в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N56-ФЗ).
Документ, указанный в подпункте "в" пункта 1 статьи 22.3. Закона N 129-ФЗ может быть представлен в регистрирующий орган, в том числе по запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (подпункт "а" пункт 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Инспекцией представлена в материалы дела копия справки территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.03.2013 о том, что Пономарев И.В. не представил сведения в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 56-ФЗ, а также имеет задолженность по уплате страховых взносов в сумме 49766 рублей 75 копеек.
В период нахождения настоящего спора в производстве суда, решением налогового органа от 03.07.2013 внесены изменения в решение от 26.03.2013 в виде устранения описки с указанием, что основанием отказа в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя служит наличие сведений о невыполнении заявителем требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ.
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Таким образом, Закон N 129-ФЗ предусматривает возможность представления документов не только предпринимателем, но и налоговым органом и/или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Подпункт "в" пункт 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ предусматривает представление в регистрирующий орган документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации следующих сведений: страховой номер, фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении, дата рождения, место рождения, пол, адрес постоянного места жительства, паспортные данные, гражданство (подп. 1-8 пункт 2 статья 6 Закона N 27-ФЗ).
Пункт 1 статьи 22.3 Закона N 27-ФЗ не вменяет в обязанность именно застрахованному лицу (в данном случае - предпринимателю) представить указанные сведения в территориальный орган Пенсионного фонда. Указанная норма закона не содержит ограничений на представление самим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации указанных сведений налоговым органом.
Из содержания подпункта "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129 - ФЗ следует только обязательность наличия (представление) в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации сведений (подп. 1-8 пункт 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ). Однако, данной нормой (статья 22.3 Закона N 129-ФЗ) не обуславливается государственная регистрация наличием в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации сведений (подпункт 1-8 пункт 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ), представленных именно застрахованным лицом (в данном случае-предпринимателем).
Положения подпункта "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ не исключают и не ограничивают представление этих сведений (подпункт 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ) налоговым органом.
Подпункт "з" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусматривает отказ в государственной регистрации в случае наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных, в том числе, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ.
Подпункт "з" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ не называет конкретное лицо, обязанное выполнить требование, предусмотренное подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ.
Подпункт "з" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ не исключает представление (выполнение требований подпункта "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ) документа в регистрирующий орган территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и не исключает представление сведений (подпункт 1-8 пункт 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органом.
Пункт 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ определяет перечень сведений вносимых в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (в том числе сведения, указанные в подпунктах 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ.
Названная норма не устанавливает конкретное лицо, на основании сообщения которого были внесены в индивидуальный лицевой счет эти сведения (т.е - конкретное лицо, представившее эти сведения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации).
Статья 6 Закона N 27-ФЗ не исключает представление сведений, указанных в подпунктах 1-8, пункта 2 этой статьи, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (сведений, вносимых в индивидуальный лицевой счет) в результате межведомственного взаимодействия из налоговых органов.
Таким образом, из названных положений Законов N 129-ФЗ и N 27-ФЗ не усматривается, что для государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя необходимым условием является представление исключительно предпринимателем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, указанных в подпункте 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ.
26.02.2013 предприниматель зарегистрировался в территориальном органе Пенсионного фонда Приютненского района Республики Калмыкия по месту жительства, о чем им представлены в материалы дела уведомление о постановке на учет, а также копия страхового свидетельства N 083-425-642-66, выдача которого свидетельствует, что сведения, указанные в подпункте 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в противном случае постановка на учет и выдача свидетельства не производились бы.
Как следует из материалов дела и подтверждается пояснениями представителя управления в судебном заседании суда первой инстанции, а также пояснениями представителя инспекции в судебном заседании суда апелляционной инстанции, у предпринимателя индивидуальный лицевой счет имелся, сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, в лицевом счете содержались. То есть, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации располагал этими сведениями в результате их предоставления. Сведения, как пояснил представитель инспекции, были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органом. Но этого, как полагает представитель инспекции, недостаточно, так как только предприниматель должен представить эти сведения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Однако в данном случае не имеет значения, самим предпринимателем или налоговым органом эти сведения (подпункт 1-8 пункт 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ) представлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Ограничений на представление этих сведений налоговым органом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации и использование таких сведений в целях государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности положениями пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, подпункта "в" пункта 1 статьи 22.3, подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129 ФЗ не установлено.
Таким образом, наличие в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации сведений указанных в подпункте 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, которые являются достоверными (если не доказано обратное), и которые представлены либо предпринимателем, либо налоговым органом, не препятствует территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке подпункта "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 127-ФЗ направлять в регистрирующий орган документ, подтверждающий факт представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации названных сведений.
Инспекцией не доказано, что имеющиеся в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации сведения недостоверны.
В судебном заседании представитель инспекции дал пояснения, из которых следует, что инспекции (регистрирующий орган) было известно, что в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, указанные в подпункте 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, были предоставлены самим налоговым органом, но считает эти сведения ненадлежащими для государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
В целях государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, вменение в обязанность этому физическому лицу представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений (подпункт 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ), при наличии этих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, ранее представленных налоговым органом и при отсутствии доказательств их недостоверности, и отказ в государственной регистрации только по причине наличия этих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, представленных туда не предпринимателем, противоречит содержанию положений пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, пункта 1 статьи 22.3, пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Иное означало бы расширительное толкование названных правовых норм и обязанностей предпринимателя.
Доводы инспекции о непредставлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, предусмотренных подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и пояснениям представителя инспекции в судебном заседании.
Отказ в государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, причина которого в том, что не предприниматель сам, а налоговый орган представил сведения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, является нарушением прав и законных интересов физического лица, которое таким образом принудительно сохраняет статус индивидуального предпринимателя при отсутствии соответствующей деятельности и его волеизъявления. Принудительное вменение в обязанность такому лицу обладать статусом индивидуального предпринимателя означает вменение соответствующих обязанностей, например, предусмотренных налоговым законодательством. Факт наличия в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, указанных в подпункте 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, представленных налоговым органом, не может препятствовать государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен исчерпывающий перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 9 Закона N 56-ФЗ обусловлено формирование работодателем реестра застрахованных лиц с отражением сведений о каждом застрахованном лице по 6-ти позициям.
Предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В судебном заседании суда первой инстанции предприниматель заявил, что не использует наемный труд.
Доказательства, подтверждающие использование предпринимателем наемного труда, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о незаконности решений инспекции от 26.03.2013 и 03.07.2013 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности предпринимателя являются правильными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.10.2013 по делу N А22-1466/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1466/2013
Истец: Пономарев И В, Пономарев Иван Васильевич
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Калмыкия, МРИ ФНС России N 1 по РК
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионнго фонда Российской Федерации в Городовиковском районе Республики Калмыкия, ГУ - Управление Пенсионнго фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия, ГУ - УПФ РФ в Городовиковском районе РК, ГУ-УПФР в Приютненском районе
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4336/14
30.04.2014 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-1466/13
29.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3588/14
05.02.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3956/13
14.10.2013 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-1466/13