г. Томск |
|
7 февраля 2014 г. |
Дело N А45-13364/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Полосина А. Л., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И. М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Макаровой Н. П. по дов. от 30.12.2013, Кукановой Т. А. по дов. от 30.12.2013,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.11.2013 по делу N А45-13364/2013 (судья Чернова О. В.) по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Главное управление ЦБ России, заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - Департамент), выразившееся в отказе принять уточненные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетные периоды 2010-2012 годы и осуществить возврат излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы в части размещения отходов производства и потребления в размере 883 014,41 руб. и об обязании Департамента принять решение о возврате Банку России сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы в части размещения отходов производства и потребления в размере 883 041,41 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.11.2013 заявленные требования удовлетворены - суд признал действия Департамента, выразившееся в отказе принять уточненные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетные периоды 2010-2012 годы и осуществить возврат излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы в части размещения отходов производства и потребления в размере 883 014,41 руб., незаконными.
Суд обязал Департамент принять решение о возврате Банку России сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы в части размещения отходов производства и потребления в размере 883 041,41 руб.
Не согласившись с данным решением, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявленного Банком требования отказать.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что судом не установлено, являются ли организации, с которыми заключены договоры, специализированными, носит ли их деятельность по размещению отходов специализированный характер, имеются ли у данных организаций объекты размещения отходов, которыми могут являться только специально оборудованные сооружения, предназначенные для их размещения, а также, заключались ли договоры для передачи отходов, оборудованных в результате деятельности Банка, указанным организациям в целях их размещения, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства.
Апеллянт, кроме того, указывает, что образованные Банком отходы отражены в столбце 14 раздела 4 Расчета платы в качестве отходов, которые были переданы для размещения сторонним организациям.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Главное управление ЦБ России в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Департамента, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Банка против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснили, что ошибочно уплачивали плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2010-2012 годах при этом в размере в пять раз превышающий установленный размер.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Банка, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Главное управление ЦБ России обратилось с заявлением от 16.04.2013 N 13-4-10/4098 в Департамент Росприроднадзора о возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы в части размещения отходов производства и потребления в размере 1 173 655,96 руб. с приложением уточненных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетные периоды 2010-2012 годы.
Письмом от 28.06.2013 N ЕК-3328 Департамент Росприроднадзора отказал Главному управлению ЦБ России в принятии корректирующих расчетов и возврате платы за размещение отходов.
Департамент Росприроднадзора в качестве основания для отказа указал, что в силу статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы являются объектом права собственности и право собственности на образовавшиеся в результате производства или потребления отходы принадлежат собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Департаментом указано, что плата за размещение отходов не вносится в том случае, если право собственности на отходы приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. При наличии договоров со специализированными организациями на оказание услуг по вывозу и размещению отходов не означает передачу каких-либо вещных прав на образовавшиеся в результате осуществления хозяйственной деятельности отходы.
Полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы Главное управление ЦБ России обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно статье 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов (пункт 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993 (зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 24.03.1993 N 190)).
В соответствии с пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее Порядок), его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2000 N 284-О разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и так далее, а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом. Плата и ее предельные размеры устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий (пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В силу пункта 4.4. приложения N 1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 объектом размещения отходов являются полигоны захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут быть захоронены некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности; полигоны общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигоны, принадлежащие отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов; отвалы, шламохранилища для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалки (санкционированные, несанкционированные).
В статье 12 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Банк не осуществляет специализированную деятельность, связанную с размещением (захоронением) твердых бытовых отходов.
Основными видами деятельности Банка являются участие в проведении на территории Новосибирской области единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечение развития и укрепления банковской системы; участие в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов и др.
Как верно указал суд первой инстанции, тот факт, что заявитель в соответствии со статьей 4 Закона N 89-ФЗ является собственником отходов, не свидетельствует об осуществлении им деятельности по обращению с отходами, непосредственно оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Образующиеся в ходе осуществления обычной хозяйственной деятельности твердые бытовые отходы Банк России временно складирует на площадках и контейнерах, а затем передает специализированным организациям на условиях и в порядке, определенными заключенными им в период с 2010 по 2012 годы договорами на оказание услуг.
Так, для целей размещения накопленных отходов Главным управлением были заключены соответствующие договоры со специализированными организациями.
Согласно договорам, заключенным в 2004-2012 годах со специализированными организациями, а именно:
- договор с муниципальным унитарным предприятием "Спецавтохозяйство" по приему и утилизации твердых бытовых отходов от 14.12.2009X5 5843/ПС-10;
- договор с муниципальным унитарным предприятием г. Новосибирска "Спецавтохозяйство" по приему и утилизации твердых бытовых отходов от 10.11.2010 N 0282/ПС-11;
- договор с муниципальным унитарным предприятием г. Новосибирска "Спецавтохозяйство" по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от 22.11.2011 N 0460/ПК-12;
- договор с муниципальным унитарным предприятием "Спецавтохозяйство" по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от 14.12.2009 N 5085/ПК-10;
- договор с обществом с ограниченной ответственностью "Водстрой" на вывоз сухого мусора от 10.12.2009 N б/н;
- договор с МПП "Куйбьппевжилкомхоз" на вывоз бытовых отходов от 01.01.2004 N 583-11-04;
- договор с муниципальным унитарным предприятием "Городской жилищно-эксплуатационный комплекс" об оказании услуг по вывозу жидких и твердых отходов от 19.12.2007 N 69;
- договор с муниципальным унитарным предприятием "Городской жилищно-эксплуатационный комплекс" об оказании услуг по вывозу жидких и твердых отходов от 16.02.2011 N 104;
- договор с муниципальным унитарным предприятием "Дорожно-мостовое хозяйство" г. Татарска Новосибирской области оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 10.02.2012 N 114;
- договор с индивидуальным предпринимателем Гончар Г.А. на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов и мусора от 01.12.2010 N 14/А;
- договор с государственным унитарным предприятием "ЖКХ НЦЦ СО РАН" оказания услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от 20.06.2011 N 274-ТБО/11;
- договор с муниципальным унитарным предприятием "Куйбышевжилкомхоз" на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов от 21.05.2012 N 583-11-11,
согласно которым специализированные организации приняли на себя обязательства своими средствами, транспортом и рабочей силой оказывать услуги по вывозу и захоронению отходов производства и потребления.
При таких обстоятельствах, довод жалобы о том, что судом не установлено, являются ли организации, с которыми заключены договоры, специализированными, носит ли их деятельность по размещению отходов специализированный характер, имеются ли у данных организаций объекты размещения отходов, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Следовательно, непосредственно сам Банк деятельность по сбору и размещению (хранению) отходов не осуществляет, поскольку не является специализированной организацией, обладающей объектом размещения отходов (полигоном) и правом эти отходы размещать. Вид его деятельности не подпадает под определение негативного воздействия, предусмотренного Законом N 7-ФЗ.
Таким образом, в рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность заявителя негативного воздействия на окружающую среду не оказывает, поскольку не связана с размещением отходов, и, следовательно, Банк не является лицом обязанным вносить обязательные платежи за такое воздействие, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2009 N 14561/2008 по делу N А32-330/2008-13/3-3АЖ, от 20.07.2010 N 4433/2010 по делу N А12-16737/2009, от 12.07.2011 N 1752/2011 по делу N А41-21807/2010, а также в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2012 по делу N А12-369/2012.
Учитывая изложенное, отсутствуют правовые основания для взимания с Банка платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Довод Департамента об отсутствии подтверждения объемов отходов, переданных специализированным организациям, судом также подлежит отклонению.
Материалами дела подтверждается, что фактические массы образовавшихся отходов отражены Главным управлением в столбце 14 Раздела 4 расчета платы, в качестве отходов, которые были переданы для размещения сторонним организациям.
Пунктом 16 Раздела 4 Порядка заполнения формы расчета платы установлено, что данный столбец заполняется при наличии договора о конечном размещении отходов, копия которого прилагается к расчету. При предоставлении корректирующих форм расчетов платы заявителем были приложены все договоры, заключенные со специализированными организациями. Предоставление других подтверждающих документов, обосновывающих заполнение столбца 14. Порядком заполнения Формы расчета не предусмотрено.
Обязанность по ведению учета образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, установлена статьей 19 Закона N 89-ФЗ, Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 72 Г
Главное управление в установленном законодательстве порядке ведет учет в области отходов по форме соответствующих приложений к данному Приказу и имеет в наличии документы, подтверждающие в соответствии с пунктом 4 Порядка фактический объем образовавшихся и переданных отходов.
Суд апелляционной инстанции, кроме того, считает, что суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ правильно выбрал способ восстановления нарушенного права и обязал уполномоченный орган принять решение о возврате Банку России сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы в части размещения отходов производства и потребления в размере 883 041,41 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федеральных законов от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу приказа Росприроднадзора от 27.02.2012 N 64 "О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов" Управление Росприроднадзора по Новосибирской области наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, а также полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм из бюджета.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Управление Росприроднадзора по Новосибирской области является уполномоченным органом для принятия решения о возврате из федерального бюджета излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Факт уплаты спорной суммы подтвержден Банком России представленными в материалы дела расчетами.
Следовательно, в результате выбранного способа восстановления права будет достигнута цель обращения заявителя в суд. Принятие каких-либо дополнительных мер для восстановления нарушенного права не требуется.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.11.2013 по делу N А45-13364/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
А. Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13364/2013
Истец: Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по Новосибирской области, Центральный Банк Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Новосибирской области
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу