г. Самара |
|
07 февраля 2014 г. |
Дело N А55-20363/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 05 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 07 февраля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Артюшин Н.В., доверенность от 19 ноября 2013 г. N 02-269/6269,
от ответчика - Черкасова Е.Г., доверенность от 30 декабря 2013 г. N 12-8865,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2013 г. по делу N А55-20363/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее заявитель) обратилась в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, Сызрань, пер. Кемеровский, 1, общей площадью 115, 80 кв.м. и обязании произвести государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2013 г. по делу N А55-20363/2013 заявленное требование удовлетворено. Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пер. Кемеровский, 1, общей площадью 115, 80 кв.м. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области возложена обязанность по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием городской округ Сызрань на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пер. Кемеровский, 1, общей площадью 115, 80 кв.м.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.05.2013 г. администрация городского округа Сызрань, действующая от имени муниципального образования городской округ Сызрань, обратилась за государственной регистрацией права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пер. Кемеровский, 1, общей площадью 115, 80 кв.м.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации было отказано, что подтверждается сообщением об отказе в государственной регистрации исх. N 08/706/2013-806.
Основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пер. Кемеровский, 1, общей площадью 115, 80 кв.м. послужил тот факт, что не был представлен на государственную регистрацию документ, подтверждающий право застройщика на земельный участок на момент начала строительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Исходя из смысла п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на государственную регистрацию должны быть представлены, документы, с которыми закон связывает возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.
Согласно пункту 2 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных законом о государственной регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 23.05.2012 г., постановление администрации г. Сызрани N 2123 от 29.12.2001 г., распоряжение администрации г.о. Сызрань N 257 от 10.03.1999 г., распоряжение администрации г.о. Сызрань N 237-р от 06.03.2002 г., кадастровый паспорт помещения от 13.04.2012 г., из которых следует, что спорное здание построено в 2001 году, используется под размещение АТС, с 21.07.2003 г. включено в реестр муниципальной собственности городского округа Сызрань.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основанием для регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости является документ, подтверждающий факт его создания.
К числу таких документов, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 г. относятся разрешение на строительство (ст. 51 ГрК) и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК).
Однако, поскольку строительство спорного объекта недвижимости осуществлялось в период с 1999 г. по 2001 г., положения данного нормативного акта к правоотношениям по созданию спорного здания не применимы.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, с заявлением о государственной регистрации заявителем было представлено постановление администрации г. Сызрани N 2123 от 29.12.2001 г., которым утвержден акт приемки законченного строительством объекта - здание АТС в пос. Новокашпирский от 27.12.2001 г.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 27.12.2001 г. строительство кирпичного двух этажного здания АТС производилось в соответствии с разрешением N 144 на строительство, выданным инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора 31.08.1999 г.
В соответствии с представленной архивной копией постановления администрации г. Сызрани от 10.03.1999 N 257 "О согласовании проектирования и строительства объектов организациям и предприятиям города" (п.5) муниципальному учреждению "Управление капитального строительства" согласовано проектирование здания АТС в пос. Новокашпирский.
Кроме этого, согласно данному постановлению Управлению архитектуры и градостроительства было предписано выдать паспорт земельного участка на разработку проекта здания АТС.
Из материалов дела следует, что паспорт земельного участка для проектирования и строительства был выдан Комитетом по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству. Данный паспорт земельного участка содержит акт выбора земельного участка в натуре для строительства АТС, который был согласован в установленном порядке со всеми заинтересованными службами.
При этом заказчиком строительства, здания АТС в пос. Новокашпирском г. Сызрани выступал Комитет по строительству и архитектуре Администрации города Сызрани.
Как указывалось выше, 29.12.2001 г. принято постановление Администрации города Сызрани о регистрации и утверждении акта приемки законченного строительства объекта, согласно которому объект - здание АТС в пос. Новокашпирском г. Сызрани был введен в эксплуатацию на земельном участке отведенным для строительства.
Согласно п. 2 акта приемки законченного строительством объекта от 27.12.2001 г., строительство производилось в соответствии с разрешением N 144, выданным инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора от 31.08.1999 г. Подрядчиком выполнения строительных работ выступало ОАО "Трест Самаратрансстрой". "Связьинформ" работ по строительству здание АТС в пос. Новокашпирском г. Сызрани не осуществляло, данной организации необходимо выполнить лишь монтажно-наладочные работы по установки телефонного оборудования располагаемого в здании АТС.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
В этой связи довод ответчика о самовольном строительстве спорного объекта недвижимости, ввиду непредставления необходимых разрешительных документов, а также документов, подтверждающих отвод земельного участка для целей, связанных со строительством, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Материалами дела подтверждается, что заявленный на государственную регистрацию объект прошел учетную регистрацию как законченный строительством и принятый в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет.
Установленные судом по рассматриваемому делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что заявителем на государственную регистрацию права представлены все необходимые документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости, что является достаточным правовым основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2013 г. по делу N А55-20363/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20363/2013
Истец: Администрация городского округа Сызрань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Государственная инспекция строительного надзора Самарской области, Сызранский филиал государственного бюджетного учереждения Самарской области "Центральный государственный архив Самарской области, Центральный государственных архив Самарской области