г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2014 г. |
Дело N А56-36589/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Дмитриевой И.А., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от заявителя: Латынцевой Е.А. по доверенности от 29.08.2013
от ответчика: Николаевой С.И. по доверенности от 21.01.2014, Стефогло Т.В. по доверенности от 27.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25765/2013) ООО "Источник" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013 по делу N А56-36589/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по иску ООО "Источник"
к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
об оспаривании решений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Источник" (далее - Общество, ООО "Источник", Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решений, вынесенных Государственным учреждением - Санкт-Петербургским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 26.03.2013 N 344 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения.
Решением от 16.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что на момент наступления страхового случая (отпуск по уходу за ребенком) Шурухина Е.А. работала только в ООО "Источник", а в двух предшествующих календарных годах работала у других страхователей, таким образом, при исчислении среднего заработка для указанного работника следует учитывать ее средний заработок у других страхователей на основании статьи 14 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ, данная позиция, по мнению заявителя, так же подтверждается Письмом ФСС РФ от 14.12.2010 N 02-03-17/05-13765. По мнению подателя жалобы, поскольку на момент наступления страхового случая Шурухина Е.А. была занята только у одного страхователя, которым является ООО "Источник", ограничения при исчислении суммы страхового возмещения применены Фондом незаконно.
Общество также ссылается на нарушение Фондом срока проведения камеральной проверки за период - четвертый квартал 2012, что, по мнению Общества, свидетельствует о незаконности перерасчета ранее выплаченных сумм застрахованному лицу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей, обсудив доводы жалобы, не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Источник" обратилось в Отделение с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения (пособия по беременности и родам) за счет средств обязательного социального страхования Российской Федерации в сумме 92 764 руб. 94 коп., в связи с чем, Отделением была произведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о чем составлен акт N 344 от 01.03.2013.
26.03.2013 в отсутствии представителя Общества Отделением рассмотрены материалы камеральной проверки страхователя, в том числе возражения заявителя по акту проверки, о чем был составлен протокол от 26.03.2013 N 344.
На основании проведенной проверки вынесены решение N 344 от 26.03.2013 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Шурухиной Е.А., произведенных Обществом, в сумме 180 298 руб. 94 коп., и решение N 344 от 26.03.2013 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 92 764 руб. 94 коп.
Полагая указанные ненормативные правовые акты необоснованными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора. Общество, являясь страхователем наемных работников, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 8 Закона N 165-ФЗ, пособие по беременности и родам является страховым обеспечением.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право, в том числе: проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика, на основании части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Частью 5 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм права следует, что основанием для отказа в предоставлении пособия может являться нарушение обществом законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
В соответствии с пунктом 2.1. вышеназванной статьи, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Пунктом 2.2. указанной статьи установлено правило, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В силу пункта 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 г. N 375 (далее - Положение N 375), в случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, при исчислении пособия по отпуску за детьми до 1,5 лет за период с 15.02.2012 по 04.04.2013 Общество учитывало заработок Шурухиной Елены Александровны (далее - застрахованное лицо) с предыдущих мест работы.
Судом установлено, что застрахованное лицо работает в ООО "Источник" с 01.10.2011 по настоящее время. Периоды работы Шурухиной Е.А. по трудовой книжке: с 28.05.2003 по 27.02.2010 - ООО "Развитие недвижимости", с 01.03.2010 по 30.09.2011 - ООО "Доверие", с 01.10.2011 по настоящее время - ООО "Источник".
На момент проведения проверки предоставлены справки о сумме заработка в следующих организациях: с 07.07.2013 по 31.12.2011 - ООО "Бюро путешествий и экскурсий "ЛенКруиз"", с 28.01.2002 по 31.12.2011 - ООО "Петро Арт", с 03.06.2010 по 31.12.2011 - ООО "Источник", с 10.09.2007 по 30.09.2011 - ООО "Доверие", с 01.08.2007 по 30.09.2011 - ООО "Дизайн -Ремонт", с 01.07.2011 по 31.12.2011 - ООО "Элофт".
Перерасчет пособий сделан с учетом всех сумм заработка по всем организациям и по основному месту работы и по совместительству в ООО "Источник".
Первоначально Отделением было назначено пособие по уходу за одним ребенком до 1,5 лет Шурухиной Е.А., среднедневной заработок для назначения ежемесячного пособия рассчитан на основании представленных справок по форме N 4Н: ООО "Бюро путешествий и экскурсий "ЛенКруиз", ООО "ПетроАрт", ООО "Источник", ООО "Доверие", ООО "Дизайн-Ремонт" в размере 14 131,70 руб. на одного ребенка, на двоих -28 263,40 руб.
С 01.10.2012 пособие перерасчитано на основании представленной справки по форме N 4Н от страхователя ООО "Элофт" от 30.09.2012, размер ежемесячного пособия на одного ребенка с учетом представленной справки составил 14 625,35 руб. (на двоих - 29 250,70 руб.), в октябре страхователь произвел доплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком (двойня) Шурухиной Е. А. за период с 15.02.2012 по 30.09.2012. Сумма доплаты на двоих детей составила 7 412,78 руб.
Вместе с тем, Фондом в ходе проверки было установлено, что в данном случае, Общество при исчислении суммы пособия неправомерно включило средний заработок Шурухиной Е.А. у других страхователей, с учетом следующего.
Материалами дела подтверждено, что на момент наступления страхового случая Шурухина Е.А. являлась работником других организаций, а именно ООО "Бюро путешествий и экскурсий "ЛенКруиз"", ООО "Доверие", ООО "Элофт", что подтверждается справками подтверждениями за 2013 год подписанными Шурухиной Е.А. в качестве главного бухгалтера (ООО "Элофт", ООО "Бюро путешествий и экскурсий "ЛенКруиз""), данными базы Фонда социального страхования, уведомлениями о размере страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ) в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляется исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Указанный порядок назначения и выплаты пособий детализирован в частях 5 и 7 той же статьи, обязывающих застрахованное лицо для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам представлять справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а при обращении за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком к одному из страхователей по своему выбору - только справку (справки) о том, что назначение и выплата такого пособия другими страхователями не осуществляются.
Из приведенных законоположений, специально устанавливающих порядок назначения и выплаты пособий в случае занятости застрахованного лица одновременно у нескольких страхователей, следует, что в отличие от других видов пособий, которые назначаются и выплачиваются по всем местам работы (службы, иной деятельности), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляется исходя из среднего заработка, определяемого за время работы (службы, иной деятельности) у этого страхователя. Другие страхователи, у которых застрахованное лицо также было занято на момент наступления страхового случая, не назначают и не выплачивают данный вид пособия, следовательно, средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у них при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком не учитывается.
Таким образом, Фонд социального страхования при расчете пособия по отпуску за детьми до 1,5 лет за период с 15.02.2012 по 04.04.2013 с учетом периода работы Шурухиной Е.А. в ООО "Источник" произвел перерасчет с учетом заработка страхователя только в ООО "ПетроАрт" (с 28.01.2002 по 31.12.2011), ООО "Доверие" (10.09.2007 по 30.09.2011), исключив организации в которых Шурухина Е.А. работала, в период начисления пособия.
В результате сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составила 6 054.95 руб. (на двоих-12109,90 руб.) По состоянию на 01.01.2013 переплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком составила 180298.84 руб.
Положение о том, что средний заработок определяется в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, не упраздняет действие специальной нормы, предписывающей при назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходить из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) только у одного страхователя. Часть 1 этой статьи, предусматривающая исчисление указанного пособия исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), не регулирует порядок назначения и выплаты пособия при занятости застрахованного лица на момент наступления страхового случая одновременно у нескольких работодателей. Изложенная в данной части правовая норма позволяет учитывать средний заработок за время работы (службы) у другого страхователя (у других страхователей) лишь за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Так же суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку подателя жалобы на письмо от 14.12.2010 N 02-03-17/05-13765, с учетом более поздних разъяснений, изложенных Фондом в письме от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129.
В связи с тем, что расходы по выплате работнику пособия произведены заявителем с нарушением действующего законодательства, указанные расходы в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ не подлежат возмещению за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Ссылка подателя жалобы на нарушение сроков проведения камеральной проверки N 344 от 01.03.2013 г., отклоняется судом.
Из материалов дела видно, что в ходе проверки Обществом были представлены дополнительные документы для перерасчета выплачиваемого пособия Шурухиной Е.А., за весь период выплаты, а не только за 4-ый квартал, как утверждает заявитель, в связи с чем Фондом был проверен весь заявленный период, что не противоречит части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают по существу правильное решение суда первой инстанции и не могут являться основанием для его отмены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013 по делу N А56-36589/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36589/2013
Истец: ООО "Источник"
Ответчик: Государственное учреждение-Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3122/14
06.02.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25765/13
16.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-36589/13