г. Киров |
|
07 февраля 2014 г. |
Дело N А28-10871/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Кузнецов В.А., действующего на основании доверенности от 05.11.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 03.12.2013 по делу N А28-10871/2013, принятое судом в составе судьи Андриянова А.А.,
по заявлению Некоммерческого партнерства "Кирово-Чепецких автоперевозчиков"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
некоммерческое партнерство "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" (далее - заявитель, Партнерство, НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) от 16.08.2013 N 151-09, согласно которому Партнерство привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Определением суда первой инстанции от 03.09.2013 заявление НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" принято к производству. Согласно указанному акту дело подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Установив, что имеются основания для рассмотрения дела по правилам административного производства, предусмотренные частью 5 статьи 227 АПК РФ, 05.11.2013 суд первой инстанции вынес определение о рассмотрении дела по общим правилам административного производства.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 03.12.2013 по делу N А28-10871/2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием состава вменяемого Партнерству административного правонарушения.
Инспекция с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 03.12.2013 по делу N А28-10871/2013 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права, а также на несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что в деянии Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Заявитель жалобы полагает, что действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) распространяется на деятельность НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков", осуществляемую в рамках договора от 01.01.2013 N 5, поскольку основной задачей указанного договора является регулирование расчетов, связанных с продажей билетов и последующей передачей денежных средств поставщику.
Налоговый орган также считает, что действующее законодательство не содержит для платежных агентов запрета на занятие иными видами деятельности, в связи с чем предоставление Партнерством услуг автовокзала не исключает осуществление им деятельности платежного агента в рамках договора от 01.01.2013 N 5.
В подтверждение своей правовой позиции заявитель жалобы ссылается на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 22.02.2013 N ВАС-17076/12, которым ВАС РФ поддержал позицию Арбитражного суда Красноярского края, изложенную в решении от 22.08.2012 по делу N А33-11910/2012, о необходимости соблюдения организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора, требований Закона N 103-ФЗ.
Более подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" на основании договора от 24.12.2010 N 166-01, заключенного с администрацией муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области, арендует здание автовокзала (кадастровый номер 43:42:000030:002:33:407:001:017068150:0100), расположенное по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Заводская, 24, и земельный участок с кадастровым номером 43:42:000030:0002 (разрешенное использование -размещение и эксплуатация автовокзала). В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды здание передано арендатору для использования под автовокзал.
В соответствии с кадастровым паспортом от 09.02.2012, техническим паспортом по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Заводская, 24, расположен объект недвижимости - здание автовокзала с посадочной площадкой и навесом.
01.01.2013 между НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" и И.П. Борисовой В.Н. заключен договор на оказание услуг автовокзала N 5.
На основании поручения от 11.07.2013 N 3319 должностным лицом налогового органа в отношении НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" проведена проверка по вопросу использования организацией, осуществляющей прием наличных денежных платежей физических лиц, специального банковского счета (счетов) для осуществления соответствующих расчетов и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков наличных денежных средств для их зачисления в полном объеме на специальный банковский счет (счета) за период с 01.01.2012 по 11.07.2013.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что в проверяемый период НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" на основании заключенных договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе, договора на оказание услуг автовокзала от 01.01.2013 N 5, заключенного с ИП Борисовой В.Н., осуществляло деятельность по приему платежей от физических лиц за проданные билеты на пассажирские автоперевозки на текущие автобусные рейсы и проездные билеты долговременного пользования с нарушением требований пунктов 14, 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, выразившимся в том, чтоюридическим лицом не использовался специальный банковский счет для зачисления в полном объеме денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей и подлежащих сдаче в кредитную организацию. Денежные средства зачислялись некоммерческим партнерством на свой расчетный счет.
Данное нарушение отражено в акте проверки от 05.08.2013 N 1203.
05.08.2013 по факту указанного в акте проверки нарушения должностным лицом Инспекции в отношении НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" составлен протокол N 151-09 об административном правонарушении, в котором действия юридического лица квалифицированы по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
16.08.2013 по результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным лицом налогового органа в отношении Партнерства вынесено постановление N 151-09, согласно которому Партнерство привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Полагая, что вынесенное налоговым органом постановление является незаконным, НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Придя к выводу об отсутствии в деянии заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое постановление незаконным и отменив его. При этом арбитражный суд исходил из того, что действие Закона N 103-ФЗ не распространяется на деятельность НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков", осуществляемую в рамках договора от 01.01.2013 N 5.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств как каждого в отдельности, так и в их совокупности.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Законом N 103-ФЗ.
В статье 2 Закона N 103-ФЗ определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в частности:
- поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (пункт 2 статьи 3 Закона N 103-ФЗ).
Из анализа указанных положений следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Частью 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ установлено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (пункт 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции, основным видом деятельности НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" является деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.). При этом некоммерческое партнерство является арендатором здания автовокзала, расположенного по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Заводская, 24.
Согласно материалам дела между НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" (исполнитель) и ИП Борисовой В.Н. (заказчик) заключен договор на оказание услуг автовокзала от 01.01.2013 N 5, предметом которого является оказание Партнерством услуг при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа с использованием своей инфраструктуры.
Из анализа положений пунктов 2, 20, 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, а также пунктов 5, 7 Требований к оборудованию автовокзалов, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 01.11.2010 N 234, следует, что деятельность автовокзала предусматривает оказание самостоятельных услуг пассажирам и перевозчикам.
Проанализировав содержание указанного выше договора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков" осуществляет самостоятельный вид деятельности - оказывает услуги автовокзала, перечень которых перечислен в пункте 1.1 договора от 01.01.2013 N 5, которые приобретаются пассажиром вместе с билетом, соответственно, получаемое заявителем в рамках названного договора вознаграждение является также платой пассажиров за услуги автовокзала.
При этом, как правомерно указал арбитражный суд, из совокупности положений Закона N 103-ФЗ следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - по приему платежей.
Апелляционный суд полагает, что в данном случае Партнерство на основании возмездного договора осуществляет оказание услуг перевозчику и самостоятельно оказывает услуги автовокзала пассажирам, получая за это вознаграждение, а не только принимает платежи.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае действие Закона N 103-ФЗ не распространяется на деятельность НП "Кирово-Чепецких автоперевозчиков", осуществляемую в рамках договора от 01.01.2013 N 5, в связи с чем в деянии Партнерства отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, оспариваемое решение правомерно и обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Доводы Инспекции об обратном подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Ссылка налогового органа в подтверждение своей позиции о наличии состава вменяемого Партнерству административного правонарушения на определение ВАС РФ от 22.02.2013 N ВАС-17076/12, которым ВАС РФ поддержал позицию Арбитражного суда Красноярского края, изложенную в решении от 22.08.2012 по делу N А33-11910/2012, о необходимости соблюдения организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора, требований Закона N 103-ФЗ, не принимается апелляционным судом, поскольку вывод, указанный в названных судебных актах основан на иных обстоятельствах, не являющихся идентичными с рассматриваемыми.
Следует отметить, что изложенные в апелляционной жалобе доводы должным образом не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 03.12.2013 по делу N А28-10871/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10871/2013
Истец: Некоммерческое партнерство "Кирово-Чепецких автоперевозчиков"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Кировской области