г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2014 г. |
Дело N А26-7041/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей О.И. Есиповой, Л.В. Зотеевой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): генерального директора С.Ю. Одинокова (протокол от 17.06.2013, приказ N 62л/с от 17.06.2013), представителя О.В. Павлова (доверенность от 05.11.2013)
от ответчика (должника): представителей С.С. Манцырева (доверенность от 23.09.2013), А.В. Терещук (доверенность от 05.12.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27022/2013) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.11.2013 по делу N А26-7041/2013 (судья Р.Б. Таратунин), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Лахденпохский леспромхоз"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
установил:
Открытое акционерное общество "Лахденпохский леспромхоз" (ОГРН 1021000992110, 186730, г. Лахденпохья, ул. Аркадия Маркова, д. 4-а) (далее - общество, ОАО "Лахденпохский ЛПХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного первым заместителем Министра по природопользованию и экологии Республики Карелия А.Н. Павловым от 16.09.2013 N 201-Пн-2013 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 11.11.2013 заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д.2/24) (далее - Министерство) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что деятельность общества по добыче песчано-гравийной смеси не является лицензируемой, в связи с чем в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения. Министерство полагает, что добыча полезных ископаемых лицом, не включенным в Реестр пользователей общераспространенных полезных ископаемых, образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы апелляционной жалобы, представители общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Лахденпохского района по результатам проверки соблюдения ОАО "Лахденпохский ЛПХ" законодательства о недрах вынесено постановление от 29.08.2013 о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, по факту пользования обществом недрами в отсутствие лицензии, а именно: в квартале 95 литер 26 Элисенваарского участкового лесничества выявлено самовольное снятие и уничтожение почв в период с 01.07.2013 по 01.08.2013 (л.д.46-47).
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и материалы проверки направлены прокуратурой в Министерство для рассмотрения по существу с сопроводительным письмом от 30.08.2013.
Определением от 11.09.2013 N 201-О-2013 Министерство назначило к рассмотрению дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении общества.
Постановлением Министерства от 16.09.2013 N 201-Пн-2013 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 800000 руб. (л.д.11-15). Обществу вменяется пользование недрами без разрешения (лицензии), что является нарушением статей 11, 19 Закона о недрах.
Не согласившись с законностью указанного постановления, общество обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, поскольку пришел к выводу о недоказанности административным органом наличия состава вменяемого правонарушения в действиях общества.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Объективной стороной указанного состава правонарушения являются отношения, связанные с порядком пользования недрами.
Согласно подпунктам 6, 6.1 статьи 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу статьи 19 указанного Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся в том числе: предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения; контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Республике Карелия, утвержденного распоряжением от 30.04.2009 N 22-р/143р-п Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства Республики Карелия, общераспространенными полезными ископаемыми являются, в том числе песчано-гравийные породы.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 11.01.2013 N 5-П утвержден Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Республики Карелия (далее - Порядок).
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с указанным Порядком для лиц, желающих добывать на своих земельных участках общераспространенные полезные ископаемые, не числящиеся на государственном балансе, не предусмотрено получение лицензии.
Согласно пункту 9 Порядка уполномоченный орган по результатам рассмотрения письменного уведомления лица о намерении использовать земельный участок в целях, предусмотренных Порядком, принимает решение о включении (отказе во включении) заявителя в Реестр собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, осуществляющих в их границах добычу общераспространенных полезных ископаемых, строительство подземных сооружений, устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин (далее - Реестр).
Из материалов дела следует, что лесной участок в квартале 95 выдела 26 Элисенваарского участкового лесничества Лахденпохского лесничества, который, как следует из оспариваемого постановления, является местом совершения обществом вменяемого административного правонарушения, является частью лесного участка общей площадью 18287 га, переданного обществу в аренду по договору от 17.11.2008 N 8-з.
Согласно пункту 1.2 договора аренды лесного участка, он используется обществом для целей заготовки древесины.
Согласно пунктам 4.3.1 и 4.3.2 договора аренды арендатор имеет право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты) лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Обществом на указанном лесном участке выполнялись лесозаготовительные работы, в том числе подготовка погрузочной площадки бульдозером, корчевка пней, перемещение пней и грунта в сторону, планировка поверхности и т.д.
Таким образом, общество использовало лесной участок в целях заготовки древесины в соответствии с условиями договора аренды лесного участка.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что объективная сторона вменяемого обществу нарушения состоит в пользовании недрами без лицензии.
Из оспариваемого постановления следует, что выемка грунта (песчано-гравийной смеси) на участке осуществлялась с помощью принадлежащей обществу техники - экскаватор и самосвал, глубина выемки грунта от 0,5 до 4.0-м. Выемка грунта осуществлялась обществом своими силами, добытые полезные ископаемые использовались обществом для собственных нужд - для выравнивания площадки и обновления дорог, что подтверждается объяснениями от 09.08.2013 экскаваторщика Крень К.В., мастера Панфилова И.И., слесаря Удовина В.С., протокола осмотра места происшествия от 09.08.2013, объяснением генерального директора общества Одинокова С.Ю. от 16.09.2013 (л.д.55-59,42).
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все представленные доказательства, сделал обоснованный вывод о недоказанности факта совершения обществом нарушения, выразившегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами, поскольку деятельность общества по добыче песчано-гравийной смеси на арендуемом лесном участке не является лицензируемой в соответствии со статьей 19 Закона о недрах и разработанным на основании положений указанной статьи Порядком.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что отсутствие общества в Реестре не образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения, в связи с чем согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Министерства.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11 ноября 2013 года по делу N А26-7041/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7041/2013
Истец: ОАО "Лахденпохский леспромхоз"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия