г. Томск |
|
07 февраля 2014 г. |
Дело N А03-18461/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи М.Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
без использования средств аудиозаписи, с участием в заседании:
от истца : без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Степашка" с ходатайством об отсрочке уплаты государственной пошлины
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 05 декабря 2013 г. по делу N А03- 18461/2013 (судья Дружинина Н.М.)
(рассмотрено в порядке упрощенного производства)
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калманском районе Алтайского края (ОГРН 1022202771491, ИНН 2246003446, 659040, Алтайский край, с. Калманка, ул. Ленина, 26)
к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Степашка" (ОГРН 1022202769005, ИНН 2246003622, 659030, Алтайский край, Калманский район, с. Новороманово, ул. Коммунистическая, 5 А)
о взыскании финансовой санкции в размере 24595,78 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Калманском районе Алтайского края (далее по тексту -истец, Пенсионный фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Алтайского края к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Степашка" (далее по тексту - ответчик, Детский сад) о взыскании финансовой санкции в размере 24595,78 руб.
Дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05 декабря 2013 г. требования Пенсионного фонда удовлетворены. Суд взыскал с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Степашка", с. Новороманово Калманского района Алтайского края в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калманском районе Алтайского края штрафные санкции в размере 24595,78 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Детский сад обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить полностью и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Детский сад ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Пенсионный фонд представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Согласно части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Таким образом, приложенное к апелляционной жалобе решение Пенсионного фонда N 33612 от 31.05.2013 года не могут быть приняты судом апелляционной инстанции. Кроме того, указанное решение имеется в материалах дела.
К письменному отзыву на апелляционную жалобу Пенсионным фондом приложены следующие документы: выписка из ЕГРЮЛ, акт по результатам документальной проверки, справка по проверке достоверности ИС, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства, копия квитанции о направлении акта, решение о привлечении к ответственности, копия квитанции о направлении решения, требование об уплате финансовой санкции, копия квитанции о направлении требования, расчет суммы штрафа, реестр поступления платежей за 2013 год, свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе, копия Положения об Управлении ПФР, копия приказа о назначении начальника Управления (о возложении обязанности начальника Управления). Суд, исследовав материалы дела, установил, что данные документы имеются в материалах дела, в связи с чем подлежит возврату истцу.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам документарной проверки достоверности представляемых страхователем индивидуальных сведений, проведенной Пенсионным фондом, по 15 застрахованным лицам 47 форм индивидуальных сведений признаны недостоверными и не подлежащими включению в лицевые счета.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете Пенсионным фондом составлен акт от 03.04.2013 года N 11, согласно которому выявлено непредставление индивидуальных сведений в отношении 15 работников за 2011 год и на его основе составлен акт от 11.04.2013 года N 713216330 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения акта Пенсионным фондом принято решение от 31.05.2013 года N 33612, на основании которого Детский сад привлечен к ответственности за совершение правонарушения предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ в виде штрафа в размере 24595,78 руб.
Поскольку сумма штрафа уплачена не была, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно положениям части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закона N 27-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии с п. 3. акта проверки от 03.04.2012 года N 11 Детскому саду для устранения нарушений, выявленных в результате проверки, пролагалось откорректировать перечни и поименные списки, индивидуальные сведения за 2011 год.
Согласно п. 1 акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.04.2013 года со ссылкой на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 г. N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", по результатам документальной проверки достоверности страхователями индивидуальных сведений признаны недостоверными и не подлежащими включению в лицевые счета. При этом срок для устранения выявленных нарушений установлен две недели со дня получения акта.
Согласно решения Пенсионного фонда от 31.05.2013 года N 33612, Детский сад привлечен к ответственности на основании статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как указывалось выше, по смыслу и содержанию статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотренная им ответственность наступает за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, а не за непредставление в установленный срок корректирующих сведений применительно к п. 34 указанного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Какой-либо ответственности страхователей за невыполнение положений приказа Минздравсоцразвития РФ не предусмотрено.
Непредставление страхователем органу Пенсионного фонда соответствующих корректирующих сведений и исправленных документов индивидуального (персонифицированного) учета в установленный Приказом двухнедельный срок под действие статьи 17 вышеуказанного Закона не подпадает.
Данные действия страхователя, вопреки доводам Пенсионного фонда, не могут быть квалифицированы как представление недостоверных индивидуальных сведений.
Федеральный закон N 27-ФЗ возлагая на страхователя обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета, не дает органу пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений. В случае, если эти сведения содержат недостоверные сведения, либо ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены соответствующие предусмотренные законом правовые последствия, в числе которых не числятся отказ в принятии сведений либо принятие решение о том, что сведения являются не представленными.
Представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения. Однако Детский сад к ответственности за такое нарушение не привлекалось. За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат исправлению в следующем порядке.
Согласно пункту 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 указанной Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
При изложенных обстоятельствах ссылки Пенсионного фонда о том, что фактически Детский сад привлечен к ответственности за представление недостоверных сведений, апелляционным судом отклоняется, поскольку из актов от 03.04.2012 г. N 11, от 11.04.2013 года N 713216330, решения от 31.05.2013 года N 33612 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования следует, что Детским садом нарушены сроки предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования - несвоевременном представлений сведений.
Суд апелляционной инстанции считает, что Пенсионным фондом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование заявленной в исковом заявлении о взыскании финансовых санкций позиции.
Суд апелляционной инстанции также учитывает разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в 16 Информационного письма от 11.08.2004 года N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" и невозможность определить из оспариваемого решения от 31.05.2013 года N 33612 в отношении каких конкретно застрахованных лиц представлены сведения.
Иной состав правонарушения, предусмотренный абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ и связанный с непредставлением в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Пенсионным фондом в отношении Детского сада не установлен.
При таких фактических обстоятельствах требования Пенсионного фонда о взыскании с Детского сада штрафа на основании решения от 31.05.2013 года N 33612 в размере 24595 руб. 78 коп. не подлежит удовлетворению.
Несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу пункта 3 части 1 статьи 270, пункта 2 статьи 269 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 05 декабря 2013 г. по делу
N А03- 18461/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калманском районе Алтайского края о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Степашка" финансовой санкции в размере 24595,78 руб. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18461/2013
Истец: ГУ - УПФ РФ в Калманском районе Алтайского края
Ответчик: МБДОУ детский сад "Степашка"