г. Москва |
|
06 февраля 2014 г. |
Дело N А40-117960/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мухина С.М. (единолично), при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" в лице Южные электрические сети на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2013 по делу N А40-117960/2013, принятое судьей Блинниковой И.А. (120-721) в порядке упрощенного производства
по заявлению Открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" в лице Южные электрические сети к Комитету лесного хозяйства Московской области
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Григорьянц С.Т. по доверенности от 21.06.2013; |
от ответчика: |
Теслюк В.М. по доверенности N 30-275/дов от 26.12.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" в лице Южные электрические сети (далее - ОАО "МОЭСК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании постановления Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, ответчик, административный орган) от 07.08.2013 N 13-105/2013 о назначении административного наказания.
Определением арбитражного суда города Москвы от 29.08.2013 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением от 25.10.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы доказанностью наличия в действии заявителя состава вмененного ему административного правонарушения. При этом суд признал соблюденными процедуру и срок давности привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ответчика возражал, по доводам изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что решение подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, исходя из следующего.
Как усматривается из фактических обстоятельств и материалов дела, 16.07.2013 государственным лесным инспектором Московской области Тарасовым А.И. было проведено патрулирование лесного участка в составе земель лесного фонда Чеховского участкового лесничества Подольского лесничества, вблизи д. Васькино, Чеховского муниципального района Московской области в выделах 4.5.6.8.9.19.12,13.14.15,17,20 квартала 10: выделах 16.21.22.29.30.31.33,37 квартала 11; выделах 34.35.38 квартала 14: выделах 1.2.4.3.6.8.15.16.21.24.25.27.28.33 квартала 20; выделах 1.4.5.11.12.15.16.25.29.30.31.32 квартала 27 Чеховского участкового лесничества.
В ходе патрулирования установлено, что ОАО "МОЭСК" после проведения в 2011-2012 годах комплекса работ по расширению просеки ВЛ 35 кВ Лопасня-Поповка для нужд Южных электрических сетей - филиала ОАО "МОЭСК" допустило нарушение лесного законодательства, выразившееся в не проведении работ по отделению минерализованной полосой, собранных в штабеля заготовленной древесины, оставляемой на местах рубок (лесосеках) в период пожароопасного сезона, и не своевременной уборки заготовленной древесины (горючих материалов) в период пожароопасного сезона, создав угрозу пожарной безопасности в лесах.
На основании полученных данных Комитет пришел к выводу, что ОАО "МОЭСК" в нарушение пунктов 19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее Правила), не были соблюдены требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи в период пожароопасного сезона.
Правонарушение заключается в том, что заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, в данном случае в период особого противопожарного режима, введенного в Московской области с 01.05.2013 постановлением Губернатора Московской области от 26.04.2013 N 104-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности", должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Кроме того, просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
По указанному факту государственным лесным инспектором Московской области Тарасовым А.И. в отношении ОАО "МОЭСК" в присутствии полномочного представителя Общества Григорянца С.Т. (доверенность от 21.06.2013) составлен протокол от 23.07.2013 N 13-105/2013 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Постановлением заместителем начальника отдела организации лесной охраны Комитета лесного хозяйства Московской области Соловьевым К.В. 07.08.2013 N 13-105/2013 ОАО "МОЭСК" привлечено к административной ответственности на основании ч.3 ст.8.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд первой инстанции, исходя из положений ч. 2 ст. 9, ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также из тех обстоятельств, что ОАО "МОЭСК" в нарушении пунктов 19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 не были соблюдены требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи в период пожароопасного сезона, отказал в удовлетворении иска.
Однако, отказывая в удовлетворении исковые требований, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из оспариваемого постановления следует, что объективной стороной вмененного Обществу правонарушения является нарушение правил пожарной безопасности в лесах вследствие выполнения комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ ЗАО "Сандимакс" (подрядчик) согласно договору строительного подряда от 12.01.2012 N 5, заключенного с ОАО "МОЭСК" (заказчик) и договору строительного подряда от 12.01.2012 N 124/01 с ООО "ВАТТ" (субподрядчик).
Пунктом 2 статьи 20 Лесного кодекса РФ закреплено право собственности Российской Федерации на древесину, полученную при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно п.6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604, местом нахождения древесины является земельный участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, т.е. просеки линий электропередачи, без права передвижения заготовленного леса.
Учитывая, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу п.2 постановления Правительства РФ от 23.07.2009 N 604 представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества.
Таким образом, ОАО "МОЭСК" и подрядные организации, осуществляющие работы по договору, не имеют права распоряжаться заготовленной древесиной, так как не являются ее собственниками.
Обязательства по уведомлению государственного органа, предусмотренные Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон и Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-46 Лесного кодекса РФ, надлежащим образом исполнены (т. 1 л.д. 120-128).
Из материалов дела также следует, что на момент проведения осмотра лесного участка представителями ГКУ МО "Мособллес" 16.07.2013 установлено, что срубленная древесина складирована в штабеля, порубочные остатки утилизированы, отсутствуют минерализованные полосы. Древесина уложена в штабеля по обе стороны ЛЭП на расстоянии менее 6 м. от стены леса. Какие-либо работы на указанном земельном участке не проводятся.
Складирование штабелей древесины по согласованию с представителями Подольского филиала ФГУ "Мособллес" проводилось между крайними проводами ЛЭП и стеной леса, на расстоянии не менее 5 м от стены леса. Складирование древесины на расстоянии более 20-60 м от стены леса и далее практически не могло быть осуществлено из-за узости (34 метра) ширины просеки, определяемой постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 и Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.06.2003 N 187.
Между тем, указанные сведения, которые являются существенными при установлении события нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, Комитетом не устанавливались и судом первой инстанции не исследовались.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Обществом соблюдены требования пожарной безопасности в лесах.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что за предоставлением лесных участков в аренду ОАО "МОЭСК" не обращалось, поскольку в соответствии с ч.4 ст.45 Лесного кодекса РФ работы по расширению просеки ЛЭП проводились в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейного объекта в порядке, предусмотренном приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
Отсутствие вины ОАО "МОЭСК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП Российской Федерации свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 270 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2013 по делу N А40-117960/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Комитета лесного хозяйства Московской области от 07.08.2013 N 13-105/2013 о привлечении ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117960/2013
Истец: ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (МОЭСК), ОАО МОЭК в лице филиала Южные электрические сети
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области