Непростая УСН
И с какими только трудностями не приходится сталкиваться плательщикам единого налога. А ведь упрощенная система налогообложения в первую очередь призвана облегчить учет у организаций и физических лиц, применяющих этот спецрежим. Бесспорно, у налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы проблем гораздо меньше - ведь им не приходится регулярно доказывать экономическую оправданность тех или иных расходов. Значительно сложнее приходиться тем, кто в качестве объекта налогообложения выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов. В данном случае "бой" идет за признание каждого расхода. И, к сожалению, победа не всегда на стороне "упрощенцев".
Так, например, в Письме Минфина России от 12 марта 2008 г. N 03-11-04/2/47 в отношении отнесения к расходам сумм по добровольному страхованию жизни и здоровья сотрудников организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов за минусом расходов было сказано следующее.
Пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Чиновники подчеркнули, что данный перечень расходов является закрытым.
А, следовательно, раз в указанном перечне расходы по добровольному страхованию жизни и здоровья сотрудников отсутствуют, то налогоплательщик, по мнению Минфина России, не вправе включать их в расходы, учитываемые при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, финансовое ведомство не допускает возможности включения расходов по добровольному страхованию жизни и здоровья сотрудников, учитываемых при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Аналогичная ситуация и с правом, а, точнее, с его отсутствием, учитывать расходы на ОСАГО. Так, в Письме от 1 апреля 2008 г. N 03-11-04/2/63 Минфин России также сославшись на пункт 1 статьи 346.16 НК РФ отметил, что расходы на обязательное страхование работников и имущества подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" указанный выше порядок признания расходов не изменен, и согласно новой редакции, начиная с 1 января 2008 г., налоговая база по налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, может уменьшаться на величину расходов на все виды обязательного страхования работников и имущества.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что объектом страхования могут быть, в частности, имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества), и имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности).
Согласно положениям Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцы транспортных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность, наступающую при нанесении вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц во время использования транспортного средства.
Таким образом, расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств не относятся к расходам на все виды обязательного страхования работников и имущества, предусмотренным подпунктом 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и, соответственно, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Откровенно говоря, логика чиновников не вполне понятна и, возможно, даже спорна. В этой связи напомним, что письма Минфина России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом в соответствии с его же (Минфина России) Письмом от 07 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138. Направляемые мнения имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах. Однако, если все же решите поступить иначе, чем указано в данном "не нормативном правовом акте" будьте готовы к противостоянию с инспекцией. Однако, в случае, если разбирательство дойдет до суда - у вас есть шанс выиграть дело, тем более, что прецедент имеется - постановление ФАС Уральского округа от 27 ноября 2006 г. N Ф09-10447/06-С1.
Но, несмотря на вышеуказанные неудачи плательщиков единого налога, Минфин России признал право "упрощенцев" с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшать доходы на расходы, понесенные в связи с уплатой денежных средств по спонсорскому договору, если договором предусмотрена обязанность спонсора финансировать, в частности, участие спортсмена и его тренера в соревнованиях, в том числе оплачивать приобретение спортивного оборудования, а спортивная организация (спонсируемое лицо) обязана распространять рекламу о спонсоре во время соревнований путем размещения рекламы спонсора на спортивном обмундировании, оборудовании, а также наименования спортивной команды, в которой выступает спортсмен. В своем Письме от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/58 чиновники отметили, что подпунктом 20 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, уменьшают полученные доходы на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 НК РФ данные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному статьей 264 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций.
На основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на рекламу следует рассматривать с учетом пункта 4 статьи 264 НК РФ, в частности, к расходам организации на рекламу относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорская реклама представляет собой рекламу, распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (пункт 10 статьи 3 Закона).
Таким образом, расходы по спонсорскому договору со спортивной организацией при условии, что спортивная организация будет распространять рекламу о спонсоре в виде товарного знака в словесном и изобразительном обозначении на спортивном оборудовании, обмундировании спортсменов во время спортивных соревнований, могут быть учтены для целей налогообложения организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
М.Д. Еремина,
эксперт журнала "КБ"
"Консультант бухгалтера", N 5, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru