г. Хабаровск |
|
07 февраля 2014 г. |
Дело N А80-237/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ротаря С.Б.,
судей Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С., при участии в судебном заседании
от ОАО "Оборонэнергосбыт": Солтанова Т.Я., представителя по доверенности от 25.12.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Анадырского муниципального района на решение от 10.11.2013 по делу N А80-237/2013
Арбитражного суда Чукотского автономного округа, принятое судьей Дедова А.В.,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт"
к администрации Анадырского муниципального района
о признании незаконным бездействия и обязании заключить соглашение,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218 (далее - ООО "Оборонэнергосбыт")) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с иском к администрации Анадырского муниципального района (ОГРН 1088709000654, ИНН 8701004632 (далее - Администрация)) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от заключения соглашения о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов и обязании заключить такое соглашение.
Решением суда от 10.11.2013 иск удовлетворен, бездействие Администрации признано незаконным. Суд обязал Администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, заключить с ОАО "Оборонэнергосбыт" соглашение о предоставлении субсидий на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек за 2013 год.
Не согласившись с принятым судебным актом по существу спора, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение от 10.11.2013, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя требования жалобы, Администрация полагает, что факт обращения истца не является основанием для заключения соглашения о предоставлении субсидии на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов, поскольку истец мог не соответствовать критериям организации, имеющей право на получение субсидий, установленных Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 24.01. 2013 N 17. По мнению заявителя, суд при рассмотрении дела вышел за пределы искового заявления, исследовав критерии соответствия истца для отнесения его к организациям, имеющим право на получение субсидий.
Истец в предоставленном отзыве, а также через своего представителя в судебном заседании, в отношении доводов апелляционной жалобы представил возражения, оспоренное в апелляционном порядке решение от 10.11.2013 просил оставить в силе.
Из материалов дела следует, что ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 N 78-р является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Между ОАО "Оборонэнергосбыт" "Камчатский" (гарантирующий поставщик) и ОАО "Славянка" (потребитель) 25.10.2012 заключен договор энергоснабжения N 9 "Славянка"/12.
По условиям договора гарантирующий поставщик осуществляет поставку электрической энергии потребителю для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, для использования на общедомовые нужды, а также компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых сетях.
Срок действия договора определен в пункте 8.1, согласно которому договор вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2012 с возможностью ежегодной пролонгации.
Согласно адресам поставки (приложение N 6 к договору) электрическая энергия поставляется в жилые дома в поселке Угольные Копи Анадырского района.
На основании Порядка компенсации организациям коммунального комплекса недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2013 году, утвержденного Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 02.02.2012, истец обращался в Администрацию с предложением заключить соглашение о предоставление субсидий на компенсацию выпадающих доходов.
Ссылаясь на уклонение ответчика от заключения такого соглашения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующего представителя, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджеты публично-правовых образований предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего публично-территориального образования, которые обусловливаются установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и в соответствии с которыми осуществляется формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 13, 14, 15 и 65).
На основании абзаца 7 части 1 статьи 8 БК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
При этом в силу пункта 3 статьи 20 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статьей 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Следовательно, орган местного самоуправления при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных расходов организации, предоставляющей населению и управляющим организациям такие услуги.
Согласно постановлению Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее - Комитет) от 19.11.2012 N 11-э/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Чукотского автономного округа, на 2013 год" для населения установлены следующие тарифы на электрическую энергию: на первое полугодие - 4,64 руб./кВт. ч (с НДС); на второе полугодие - 4,89 руб./кВт. ч (с НДС).
При этом размер указанных тарифов продажи электроэнергии существенно ниже тарифов покупки электрической энергии энергоснабжающими организациями у гарантирующего поставщика ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", установленных Комитетом на 2013 год.
Таким образом, исполняя условия договора энергоснабжения по льготным тарифам, вырученные истцом средства от потребителей фактически не покрыли затраты на производство и поставку услуг энергоснабжения.
ОАО "Оборонэнергосбыт" 17.01.2013 обратилось к Комитету с просьбой о включении его в реестр организаций по Чукотскому автономному округу на 2013 год, имеющих право на возмещение недополученных доходов при отпуске электрической энергии населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Ответным письмом от 21.01.2013 Комитет сообщил о принятии и передаче расчетов гарантирующего поставщика в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
Предоставление субсидий производят органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Чукотского автономного округа, наделенные государственными полномочиями в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 09.12.2010 N 114-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями по компенсации организациям коммунального комплекса недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек", за счет субвенций из окружного бюджета на осуществление государственных полномочий по компенсации организациям коммунального комплекса недополученных доходов, установленных Законом Чукотского автономного округа от 27.11.2012 N 99-ОЗ "Об окружном бюджете на 2013 год".
При утверждении окружного бюджета на 2013 год Законом округа от 27.11.2012 N 99-ОЗ установлены объемы субвенций из окружного бюджета для компенсации ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Общий объем таких субвенций для всех местных бюджетов округа равен 3384345,3 тыс. рублей, из которых для компенсации выпадающих доходов энергоснабжающим организациям Анадырского муниципального района предусмотрена сумма в размере 181 943,8 тыс. руб.
При утверждении бюджета Анадырского муниципального района, решением Совета депутатов района от 07.12.2012 N 21 "О бюджете Анадырского муниципального района на 2013 год" определен размер субсидий энергоснабжающим организациям района для компенсации выпадающих доходов в сумме 143 653,7 тыс. руб.
Порядок компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2013 году утвержден Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 24.01.2013 N 17. Действие данного документа распространялось до 23.05.2013.
В силу указанного порядка предоставление субсидий производят органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа, за счет субвенций из окружного бюджета на 2013 год.
Согласно пункту 2.1 указанного порядка условиями предоставления субсидий являются гарантированное оказание организациями коммунального комплекса коммунальных услуг гражданам и (или) поставка коммунальных ресурсов товариществам собственников жилья, управляющим организациям.
Органы местного самоуправления определяют уполномоченные органы по осуществлению функций по компенсации организациям коммунального комплекса недополученных доходов, которые в свою очередь уведомляют коммунальные организации, имеющие право на получение субсидий, о необходимости заключения соглашений о предоставлении субсидий.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка от 24.01.2013 коммунальные организации для получения субсидии, в двухдневный срок представляют в уполномоченный орган заявление с указанием оказываемых видов коммунальных услуг и плановый расчет недополученных доходов по видам коммунальных услуг с разбивкой помесячно и по населенным пунктам (пункт 2.3. Порядка компенсации от 24.01.2013).
Постановлением Правительства округа от 23.05.2013 N 187 утвержден новый Порядок компенсации недополученных доходов коммунальным организациям, его действие распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2013.
Новым порядком предусмотрены аналогичные положения об уполномоченных органах местного самоуправления для предоставления субсидий (пункт 2.2), перечне необходимых документов для компенсации (пункт 2.3), периодичности предоставления субсидий (пункт 2.4).
Согласно новому Порядку компенсации условиями предоставления субсидий являются предоставление организациями коммунальных ресурсов (услуг) населению по тарифам для населения и (или) поставка электрической энергии приравненным к населению категориям потребителей по тарифам для приравненных к населению потребителей.
Как установлено материалами дела и сторонами не оспаривается, письмами от 22.01.2013 N ис-81-06/94, от 02.04.2013 N ис-81-06/456, от 07.05.2013 N ис-81-06/658, ОАО "Оборонэнергосбыт" обращалось к Администрации с заявлениями о заключении соглашения, с приложением всех документов, предусмотренных Порядком предоставления компенсации.
Также как отмечалось, общество вело переписку по вопросу заключения соглашения с Комитетом по ценам и Департаментом промышленности (письмо от 17.01.2013 N ис-81-06/69).
Таким образом, истец выполнил свои обязанности по предоставлению надлежащей информации, предусмотренной Порядком компенсации для заключения соглашения о предоставлении субсидий, однако Администрация такого соглашения с поставщиком коммунальной услуги не заключила.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Администрации по не заключению соглашения незаконно.
Оспаривая решение по делу, заявитель посчитал, что суд при рассмотрении дела вышел за пределы искового заявления, исследовав критерии соответствия истца для отнесения его к организациям, имеющим право на получение субсидий.
Апелляционная коллегия, оценив такой вывод ответчика, не может признать его состоятельным в силу следующего.
Ответчик в отзыве на исковое заявление в качестве несогласия с требованиями истца указал на нарушение истцом порядка подачи документов для получения субсидии, а именно на отсутствие планового расчета недополученных доходов по видам коммунальных ресурсов.
Опровергая такую позицию Администрации, суд в качестве подтверждения порядка подачи необходимой документации сослался на письма истца от 22.01.2013, от 02.04.2013, 07.05.2013 с приложением к ним соответствующих расчетов средств на предоставление субсидии.
Таким образом, судом в порядке статьи 71 АПК РФ дана оценка представленным в материалы дела доказательствам, оценка иным критериям истца для отнесения его к организациям, имеющим право на получение субсидий, судом не производилась.
В то же время Администрацией в порядке статьи 65 АПК РФ в обоснование своего бездействия не представлено доказательств несоответствия ОАО "Оборонэнергосбыт" критериям организаций, имеющим право на получение субсидий на компенсацию недополученных доходов.
Довод ответчика о невозможности распространения действия соглашения о предоставлении компенсации недополученных доходов на прошедший период, нельзя признать состоятельным, поскольку неисполнение Администрацией обязательств по компенсации выпадающих доходов исключило получение истцом инвестиционной составляющей, необходимой для покрытия понесенных им расходов, которые должны быть возмещены последнему.
Кроме того следует отметить, что заключение соглашения связано с установлением планового размера субсидий, выполнением условий предоставления субсидий, которые по существу являются гарантией для оказания организациями коммунального комплекса коммунальных услуг населению.
Таким образом, учитывая, что сложившаяся в Чукотском автономном округе практика предоставления субсидий (субвенций) из бюджета на покрытие выпадающих доходов организаций коммунального комплекса предусматривает заключение соглашения о предоставлении такой субсидии (субвенции), бездействие Администрации по заключению соглашения следует признать незаконным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленный иск в полном объеме, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену оспариваемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Анадырского муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10.11.2013 по делу N А80-237/2013 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий судья |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-237/2013
Истец: ОАО "Оборонэнергосбыт", ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал Камчатский
Ответчик: Администрация Анадырского муниципального района
Третье лицо: Председателю Арбитражного суда Камчатского края Ильину Георгию павловичу