Анализ собственного капитала потребительского общества
Организации потребительской кооперации являются специфическими субъектами рыночных отношений, занимающимися разнообразными видами деятельности (торговлей, общественным питанием, закупками, промышленным и сельскохозяйственным производством, перевозками, строительством, оказанием услуг и пр.). Основой организационной структуры потребительской кооперации России являются потребительские общества. Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) они относятся к некоммерческим организациям, поскольку их целью не является получение прибыли. Однако для достижения целей, ради которых они созданы, разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Для поддержания конкурентоспособности, обеспечения платежеспособности и предотвращения риска банкротства кооперативный менеджмент должен уделять особое внимание вопросам формирования и использования собственного капитала - основного источника финансирования деятельности.
Именно организационно-правовые особенности потребительских обществ определяют специфику формирования собственного капитала этих организаций. Он состоит из следующих элементов: уставный капитал, в том числе паевой фонд; добавочный капитал; резервный капитал; целевое финансирование и поступления, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (рис. 1).
На всех уровнях управления потребительским обществом принимается множество решений, затрагивающих движение отдельных составляющих собственного капитала. Эти решения должны быть мотивированными, оптимальными, опираться на глубокий и всесторонний анализ, являющийся основой научного управления и обеспечивающий объективность и эффективность функционирования организации.
Целью анализа собственного капитала потребительского общества является обоснование вариантов управленческих решений, направленных на эффективное использование капитала и контроль за их практической реализацией. Наше видение содержания анализа собственного капитала потребительского общества иллюстрирует рис. 2.
Собственный капитал потребительского общества |
| /-----------------------------------------------------------------\
|--| Уставный капитал, в том числе паевой фонд |
| \-----------------------------------------------------------------/
| /-----------------------------------------------------------------\
|--| Добавочный капитал |
| \-----------------------------------------------------------------/
| /-----------------------------------------------------------------\
|--| Резервный капитал |
| \-----------------------------------------------------------------/
| /-----------------------------------------------------------------\
|--| Целевое финансирование и поступления |
| \-----------------------------------------------------------------/
| /-----------------------------------------------------------------\
\--| Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
\-----------------------------------------------------------------/
Рис. 1. Составляющие собственного капитала потребительского общества
Приступая к такому анализу, необходимо, принимая во внимание специфику формирования собственного капитала в потребительских обществах, оценить изменения, произошедшие в структуре его составляющих. Текущую оценку целесообразно проводить на основании данных регистров бухгалтерского учета по сч. 80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", 86 "Целевое финансирование".
Информация, характеризующая специфику состава собственного капитала потребительского общества, содержится в формах N 1 "Бухгалтерский баланс" и N 3 "Отчет об изменениях капитала", годовой бухгалтерской отчетности, утвержденных постановлением Президиума Совета Центросоюза РФ от 06.12.06 г. N 351-Сп.
Для оценки изменений, происшедших в составе и структуре капитала потребительского общества, рекомендуем использовать аналитическую таблицу следующей формы (табл. 1).
Приведенная информация позволяет сделать вывод о том, что в анализируемой организации общая сумма собственного капитала возросла за анализируемый период на 11,3% и составила 27 038 тыс. руб. В структуре собственного капитала в рассматриваемом периоде преобладал добавочный капитал (соответственно 88,31 и 88,15%). Это связано с тем, что многосегментная деятельность потребительских обществ базируется на мощной материально-технической базе (здания и разнообразное технологическое оборудование предприятий торговли, общественного питания, закупок, промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, капитального строительства, сферы услуг и пр.). В результате дооценок основных средств, проводившихся по решениям Правительства Российской Федерации по состоянию на 01.07.1992, а впоследствии на 1 января 1994, 1995, 1996, 1997 и 1998 гг., их стоимость часто необоснованно завышалась. Суммы дооценки в соответствии с принятыми нормативными документами отражались в составе добавочного капитала, что привело к его резкому увеличению.
Содержание анализа собственного капитала потребительского общества |
Цель анализа - оценка наличия, движения и эффективности использования собственного капитала; выявление факторов, влияющих на величину собственного капитала |
Задачи анализа: оценка наличия и движения собственного капитала; эффективность использования собственного капитала; выявление и измерение влияния различных факторов на величину собственного капитала |
Информационное обеспечение анализа: бухгалтерские операции по сч. 80, 82, 83, 84, 86; данные аналитического учета по этим счетам, а также формы бухгалтерской отчетности N 1, 2, 3 |
Методы анализа: сравнения, группировки, балансовый, комплексной оценки, факторный, графический, относительных и средних величин, индексный, корре- ляционно-регрессионный, экспертные оценки и др. |
Направления анализа: анализ состава и структуры собственного капитала в динамике; выявление и измерение факторов, влияющих на величину собственного капитала; оценка эффективности использования собственного капитала |
Система показателей | ||
Излишек (недостаток) собственного капитала; структура (удельный вес) элементов собственного капитала в общей его стоимости |
Коэффициент увеличения собственного капитала; Коэффициент уменьшения собственного капитала |
Коэффициент обора- чиваемости собствен- ного капитала; Показатели рентабель- ности капитала |
Оформление результатов анализа |
Разработка рекомендаций, направленных на достижение цели анализа соб- ственного капитала |
Рис. 2. Содержание анализа собственного капитала потребительского общества
Таблица 1
Оценка состава и структуры собственного капитала
Приволжского потребительского общества за 2005 - 2006 гг.*(1)
Элементы собственного капитала |
2005 г. | 2006 г. | Отклонение (+;-) |
Темп роста, % |
||
Сумма, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
||||
Уставный капитал, | 372 | 1,53 | 382 | 1,41 | + 10 | 102,69 |
в том числе: | ||||||
паевой фонд | 114 | 124 | + 10 | 108,77 | ||
добавочный капитал | 21 457 | 88,31 | 23 833 | 88,15 | +2 376 | 111,07 |
резервный капитал | 2 | 0,01 | 2 | 0,01 | - | 100,0 |
Целевое финансирование и поступления |
2 | 0,01 | - | - | -2 | - |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
2 464 | 10,14 | 2 821 | 10,43 | +357 | 114,49 |
Собственный капитал, всего |
24 297 | 100 | 27 038 | 100 | +2 741 | 111,28 |
(*) Название организации в целях сохранения конфиденциальности информации - изменено. |
Кроме того, в организациях потребительской кооперации долгое время за счет расходов организации (себестоимости, издержек производства и обращения) создавался фонд развития потребительской кооперации (ст. 297 Налогового кодекса Российской Федерации), что существенно снижало сумму налогооблагаемой прибыли и прибыли, остающейся в распоряжении организации. Однако в связи с внесением изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации (от 24.05.2002 ФЗ N 57) с 01.01.2005 г. данная льгота была отменена. С этого момента кооперативные организации имеют возможность формировать данный фонд за счет прибыли, остающейся в их распоряжении. Неиспользованные остатки фонда развития потребительской кооперации, сформированные на прежних условиях, были перенесены с соответствующего субсчета (фонд развития потребительской кооперации) сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" на сч. 83 "Добавочный капитал".
Для удовлетворения потребностей пайщиков и обеспечения устойчивого развития потребительские общества должны формировать дополнительные источники финансирования, одним из которых является нераспределенная прибыль. В рассматриваемом примере нераспределенная прибыль Приволжского потребительского общества выросла в абсолютной сумме на 14,5% и составила 2821 тыс. руб. При этом ее доля в структуре собственного капитала осталась практически неизменной (10,43%).
Специфические особенности содержания отчетности потребительских обществ позволяют помимо оценки состава и структуры собственного капитала проанализировать динамику его составляющих, в частности паевого фонда. При этом рекомендуем использовать таблицу следующей формы (табл. 2).
Таблица 2
Динамика паевого фонда Приволжского потребительского общества
за 2005-2006 гг., тыс. руб.
Показатель | 2005 г. | 2006 г. | Отклонение (+;-) | Темп роста, % |
Величина паевого фонда на начало года |
114 | 114 | - | 100,0 |
Увеличение паевого фонда, всего |
- | - | - | - |
в том числе за счет: | - | - | - | - |
увеличения количества паев | - | 10 | - | - |
прочее | - | - | - | - |
Уменьшение паевого фонда, всего |
- | - | - | - |
в том числе за счет: | - | - | - | - |
уменьшения числа паев | - | - | - | - |
прочее | - | - | - | - |
Величина паевого фонда на конец года |
114 | 124 | +10 | 108,8 |
Приведенные данные позволяют констатировать, что паевой фонд общества за анализируемый период увеличился на 8,8% и составил к концу 2006 г. 124 тыс. руб.
В ходе дальнейшего анализа важно оценить информацию о движении капитала. При этом рекомендуем рассчитывать коэффициенты изменения (увеличения или уменьшения) собственного капитала.
Коэффициент увеличения собственного капитала (Кув ск) показывает, какая часть собственного капитала (СК) организации на конец анализируемого периода сформирована за счет вновь поступивших средств:
СКпоступивший в течение анализируемого периода
Кув ск = ---------------------------------------------------
СКкон. периода
Коэффициент уменьшения собственного капитала (Кум ск) показывает, какая часть собственного капитала, которым общество располагало на начало анализируемого периода, была использована в процессе его хозяйственной деятельности:
СКиспользованный в течение анализируемого периода
Кум ск = ----------------------------------------------------
СКнач. периода
Эти показатели считаем целесообразным рассчитывать как в целом по общей сумме собственного капитала, так и по основным ее составляющим (уставный капитал, в том числе паевой фонд, добавочный капитал, резервный капитал). Интерпретируя полученные в ходе анализа результаты, следует иметь в виду, что если Кув ск > Кум ск, то в организации идет процесс наращивания собственного капитала, и наоборот.
Для обобщения информации отчета об изменениях капитала предлагаем использовать аналитическую таблицу следующей формы (табл. 3).
Сгруппированная подобным образом информация позволяет констатировать положительную динамику движения собственного капитала. Сумма собственного капитала Приволжского потребительского общества за анализируемый период возросла на 11,3%, или на 2741 тыс. руб., при этом коэффициент его увеличения составил 0,1.
На следующем этапе проводится оценка эффективности использования собственного капитала потребительского общества, которая характеризуется коэффициентами оборачиваемости и рентабельности.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Коб ск) показывает стоимость выручки от продаж (В), приходящуюся на 1 руб. собственного капитала:
В
Коб. ск. = ---------
СКср
где СКср, - среднегодовая стоимость собственного капитала.
Ускоряя оборот капитала, потребительские общества активизируют использование экономических ресурсов.
В свою очередь рентабельность собственного капитала (Rск) отражает эффективность его использования в целях формирования дополнительных источников самофинансирования собственной деятельности и рассчитывается как отношение чистой прибыли (ЧП) к средней стоимости собственного капитала (СКср):
ЧП
Rск = ---------
СКср
Коммерческим организациям для оценки эффективности использования собственного капитала, по нашему мнению, достаточно рассчитать коэффициенты оборачиваемости и рентабельности. Но учитывая некоммерческий характер деятельности потребительских обществ, которые выполняют миссию социальной поддержки сельского и определенной части городского населения, решая такие задачи, как развитие инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест, восстановление сети предприятий бытовых услуг, образование, духовно-нравственное и культурное развитие населения, рекомендуем для комплексной оценки характера использования собственного капитала рассчитывать интегральный показатель эффективности (Кэф. ск. инт.). Он находится под непосредственным влиянием коэффициента рентабельности собственного капитала и его оборачиваемости и рассчитывается следующим образом:
/------------
| ЧП В
Кэв. ск. инт. = | --- х ---
\| СК СК
Таблица 3
Движение собственного капитала Приволжского потребительского
общества за 2005-2006 гг.
Показатель | 2005 г. | 2006 г. | Отклонение (+;-) | Темп роста, % |
Величина собственного капитала на начало года, тыс. руб. |
24 297 | 24 297 | - | 100,0 |
Величина собственного капитала на конец года, тыс. руб. |
24 297 | 27 038 | +2 741 | 111,28 |
Поступивший собственный капитал, тыс. руб. |
- | 2 741 | +2 741 | - |
Использованная часть собственного капитала, тыс. руб. |
- | - | - | - |
Коэффициент увеличения собственного капитала (пЗ/п2) |
- | 0,1 | - | - |
Коэффициент уменьшения собственного капитала (п4/п2) |
- | - | - | - |
Таблица 4
Динамика эффективности использования собственного капитала
Приволжского потребительского общества за 2005-2006 гг.
Показатель | 2005 г. | 2006 г. | Отклонение (+;-) |
Темп роста (%, разы) |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала |
3,1 | 3,7 | +0,6 | 119,4 |
Рентабельность собственного капитала |
0,04 | 0,11 | +0,07 | З раза |
Интегральный показатель эф- фективности использования собственного капитала |
0,3 | 0,6 | +0,3 | 2 раза |
Для обобщения результатов анализа эффективности использования собственного капитала предлагаем использовать аналитическую таблицу следующей формы (табл. 4).
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике эффективности использования собственного капитала в анализируемом периоде.
Таким образом, анализ собственного капитала потребительского общества способствует формированию необходимой для менеджеров информации о его состоянии, оптимально обеспечивая принятие адекватных конкретным хозяйственным ситуациям управленческих решений, ориентированных на повышение эффективности функционирования системы в целом.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. - М.: ГроссМедиа, 2006. - 834 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ. - М.: ГроссМедиа, 2006. - 544 с.
3. Российская Федерация. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 24.05.2002 N 57-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 22. - Ст. 2026.
4. Российская Федерация. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19.07.1992 N 3085-1 (в ред. от 21.03.2002) // Российская газета. - 1992. - 19 июня. - С. 12.
5. Адамайтис Л.А. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 400 с.
6. Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. - М.: Изд. дом "Социальные отношения", 2007. - 512 с.
7. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие для вузов / Н.П. Любушин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 445 с.
8. Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ: Учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 656 с.
Е.А. Еленевская,
доктор экономических наук, профессор, заведующая
кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
А.А. Кириллова,
Чебоксарский кооперативный институт
Российского университета кооперации
"Экономический анализ. Теория и практика", N 11, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Экономический анализ: теория и практика"
Учредитель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ N 77-11740
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Е-mail: post@financepress.ru
Адрес в Internet: http://www.financepress.ru