г. Тула |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А23-3923/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.02.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Мордасова Е.В. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, - Дудиной Е.В. (доверенность от 09.09.2013 N А-09/09/2013-7), Клепиковой В.В. (доверенность от 09.09.2013 NА-09/09/2013-7), в отсутствие заявителя - управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области (г. Калуга, ИНН 4028033331, ОГРН 1054004004724), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 27.11.2013 по делу N А23-3923/2013, установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ашан" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 27.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Кроме того, суд первой инстанции указал на нарушение административным органом ГОСТа 8756.0-70 при отборе проб для проведения проверки реализуемых обществом продуктов, в связи с чем признал результаты указанной проверки недостоверными.
В жалобе управление ссылается на то, что при проведении отборов проб товара административный орган руководствовался пунктом 2.5 Стандарта, поскольку отбор продуктов производился в торговом зале магазина прямо со стеллажей, с учетом того, что количество партии составляло 20 банок.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени его проведения, не явилось, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав явившихся лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного управлением административного расследования (определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.07.2013 N 47) установлено, что 19.07.2013 в магазине общества по адресу: г. Калуга, ул. Московская, д. 338 А, в реализации находились пищевые продукты, не соответствовавшие требованиям нормативно-технической документации, а именно:
- консервы мясные "Свинина тушёная в/с ГЛАВПРОДУКТ", производство ЗАО "Орелпродукт" (Орловская область, г.Мценск, ул. Промышленная, 24), дата изготовления - 20.05.2013, которые не соответствовали пункту 5.1.3 таблицы 2 ГОСТ Р 54033-2010 "Консервы мясные. Мясо тушёное. Технические условия": по массовой доле белка - 8,68 + 0, 14 при норме не менее 13, 0 %; массовой доле мяса и жира - 65, 0 * 55, 0 * 53, 0 при норме 59, 0 %;
- купаты весовые замороженные "Воротынские Домашние", производство ООО "Воротынский полуфабрикат" (Калужская область, Бабыниский район п. Вортынск, ул. 50 лет Победы), ТБЦ даты изготовления - 26.06.2013, которые не соответствовали требованиям пункта 2.3 Таблицы 6 ТУ 9214-002-52888294-03 по процентному содержанию жира: результаты исследования 24, 1 +0, 7 при норме допустимого уровня 19, 0 %.
Сотрудниками управления 19.07.2013 произведён отбор проб для физико-химической экспертизы, проведение которой поручено ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области".
Экспертным заключением от 07.08.2013 N 1252 по результатам проведенных лабораторных испытаний (протокол лабораторных исследований от 05.08.2013 N 2897) установлено, что вышеуказанные консервы и купаты не соответствуют ГОСТу Р 54033-2010 "Консервы мясные. Мясо тушёное. Технические условия", этикетке и ТУ 9214-002-52888294-03 соответственно.
Указанное обстоятельство явилось основанием для составления протокола об администратвин6ом правонарушении от 27.08.2013 N 131, в котором сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании данного протокола управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявления административного органа, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечёт привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми комиссией Таможенного союза в соответствии с соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит, в том числе, в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, реализации, не соответствующих таким требованиям.
Как следует из материалов дела, управлением обществу вменяется нарушение, выразившееся в несоответствии товара - купаты весовые замороженные "Воротынские Домашние" требованиям пункта 2.3 Таблицы 6 ТУ 9214-002-52888294-03 по процентному содержанию жира: результаты исследования 24, 1 +0, 7 при норме допустимого уровня 19, 0 %.
Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, технические условия производителя не являются обязательными по смыслу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Нарушений обществом национального стандарта Российской Федерации "Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия" ГОСТ Р 52675-2006 в ходе проверки не установлено, исследования по данному стандарту управлением не производилось.
При этом несоответствие сведений на этикетке требованиям стандарта само по себе не образует правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, не допускается.
Как следует из материалов дела и не оспаривается управлением, при отборе проб товара - консервы мясные "Свинина тушёная в/с ГЛАВПРОДУКТ" для проведения его лабораторных исследований административным органом применялись требования ГОСТ 8756.0-70 "Продукты пищевые консервированные. Отбор проб и подготовка их к испытаниям" (далее - Стандарт).
В соответствии с разделом 2 Стандарта исходный образец составляется с учётом таблицы 1, где при количестве единиц упаковки в однородной партии до 500 штук количество отбираемых для вскрытия единиц упаковки должно составлять 3 %, но не менее 5 единиц. Отбор единиц упаковки производится из разных мест партии (пункт 2.3 Стандарта).
Согласно протоколу взятия проб и образцов от 19.07.2013 партия товара консервы мясные "Свинина тушёная в/с ГЛАВПРОДУКТ" составила 20 штук, при этом управлением отобрано 3 банки по 338 грамм, тогда как в соответствии со Стандартом должно было быть отобрано 5 единиц в качестве исходного образца, который необходим для последующего составления среднего образца при проведении физико-химического испытания.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что указанное нарушение Стандарта, обязательного к применению при отборе проб консервированных пищевых продуктов, к которым относятся вышеуказанные мясные консервы, влечёт недостоверность результатов проведённых испытаний.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в деле иных доказательств, свидетельствующих о нарушении обществом обязательных технических требований к продукции, суд первой инстанции правомерно отказал в привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что при проведении отборов проб мясных консервов подлежал применению пункт 2.5 Стандарта, поскольку отбор продуктов производился в торговом зале магазина прямо со стеллажей не может быть принят во внимание, поскольку не подтвержден какими-либо достоверными доказательствами. Из представленных административным органом суду протоколов осмотра и взятия проб и образцов от 19.07.2013 указанное обстоятельство не усматривается.
Вместе с тем обществом пояснило, что все консервированные пищевые продукты, реализуемые обществом в торговом зале, упакованы в коробки, а не уложены штабелями, как это указано в пункте 2.5 Стандарта.
В подтверждение данного заявления обществом в материалы дела представлены соответствующие фотоматериалы.
В связи с непредставлением управлением доказательств обратного и при отсутствии соответствующей информации в материалах административного дела, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований сомневаться в достоверности данных, отображенных на представленных обществом фотографиях.
Ссылка управления на раздел 3 Стандарта подлежит отклонению, поскольку средние образцы составляются из отобранных исходных образцом. В связи с этим вывод о недостоверности последних влечет соответствующий вывод и в отношении первых.
С учетом изложенного применение судом первой инстанции Стандарта в отношении тары вместимостью от 200 до 300 мл не повлек принятия неправильного решения.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 27.11.2013 по делу N А23-3923/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3923/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области
Ответчик: ООО "АШАН"