г. Санкт-Петербург |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А56-63035/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Боровков И.В. по доверенности от 09.01.2014 N 3/2014
от заинтересованного лица: Литвинчук А.В. по доверенности от 30.12.2013 N 1-23/2013-69
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-27940/2013) Общества с ограниченной ответственностью "Эрланг Северо-Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2013 по делу N А56-63035/2013 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эрланг Северо-Запад"
к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эрланг Северо-Запад" (ОГРН 1057812088388, 197022, Санкт-Петербург, ул. Инструментальная, д. 3, лит. К, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет) от 11.10.2013 N 4872-13/ДЛ о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 27.11.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2013 по делу N А56-63035/2013 отменить, требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, фотографии, приложенные к протоколу осмотра, не могут являться надлежащими доказательствами по делу. Кроме того общество ссылается на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при проведении административного расследования. Так, податель жалобы считает, что административным органом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства общества об отложении сроков составления протокола об административном правонарушении; копия протокола не была направлена в адрес общества в течение трех дней со дня его составления. Также общество ссылается на то, что суд необоснованно принял в качестве доказательства его вины направленное в адрес начальника Гатчинского межрайонного отдела Департамента государственного лесного контроля и надзора уведомление от 11.11.2013.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.08.2013 комиссией в составе представителя общества по доверенности от 15.08.2013 N 122/2013 Столярова С.И., главного лесничего Сланцевского лесничества Рябинина П.П., произведен осмотр лесных участков площадью 3,092 га и 1,087 га, расположенных в Нарвском участком лесничестве, квартал 2, выделы 37, 36, 35, 33, 34, 25, 26, 27, 28, 29, 32, квартал 3, выделы 16, 21, 23, 25, 26, 33. Осмотр проведен в связи с поступлением уведомления общества от 28.11.2013 N 1623/2012 об окончании работ по расширению существующих трасс линейных объектов без предоставления лесных участков: расширение просеки ВЛ-35кВ "Загривская 1/2" до нормативных значений и вырубка древесины в границах охранных зон без предоставления лесных участков.
По результатам осмотра составлены акты осмотра мест рубок от 20.08.2013.
Определением от 20.08.2013 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и начато административное расследование.
03.09.2013 произведен осмотр состояния лесного участка 1,334 га, расположенного в Сланцевском лесничестве Нарвского участкового лесничества квартал 3, выделы 16, 21, 23, 25, 26, 33, а также состояния лесного участка площадью 3,092 га, расположенного в Сланцевском лесничестве Нарвского участкового лесничества квартал 2, выделы 37, 36, 35, 33, 34, 25, 26, 27, 28, 29, 32.
В результате осмотра установлено, что осматриваемая территория находится в лесном массиве, находящейся в близости к деревне Печурки Сланцевского района. Через лесной массив проходит линия электропередачи ВЛ 35. Общество производило работы по расчистке существующих просек ВЛ, расширению просек ВЛ до нормативных значений и вырубке древесины в границах охранных зон ВЛ без предоставления земельных участков обществу. После проведения работ на трассе ВЛ 35 общество оставило порубочные и древесные остатки на пожароопасный период на трассе ВЛ на расстоянии менее 10 метров от стен леса, что противоречит требованиям "Пожарной безопасности в лесах" и создает повышенную пожароопасность. На момент осмотра работы по очистке трассы от захламленности не проводились.
Полагая, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, лесничим Нарвского участкового лесничества Сланцевского лесничества филиала ЛОКГУ "Ленобллес" Шабаровым П.А. 17.09.2013 составлен протокол N 16/8-001 об административном правонарушении.
Материалы проверки переданы в Комитет для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Постановлением Комитета от 11.10.2013 N 4872-13/ДЛ общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, установив событие административного правонарушения, вину общества в его совершении, а также не усмотрев процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу общества не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия (статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 52 Лесного кодекса охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и названным Кодексом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают предупреждение лесных пожаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с подпунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 17 указанных Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Согласно пункту 35 Правил пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу статей 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, в качестве доказательств совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, Комитетом в материалы дела представлены акты осмотра рубок от 20.08.2013, протокол осмотра от 03.09.2013 с приложением фотографий.
Акты осмотра рубок составлены 20.08.2013 с участием представителя общества Столярова С.И., действующего по доверенности от 15.08.2013 N 122/2013 и уполномоченного, в том числе проводить освидетельствование лесосек, сдачу и приемку работ. Указанные акты подписаны им без замечаний.
В силу статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (часть 2). В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (часть 3). В протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 5). Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.
Как видно из протокола осмотра от 03.09.2013 осмотр произведен лесничим Нарвского участкового лесничества Сланцевского лесничества филиала ЛОКГУ "Ленобллес" Шабаровым П.А. в присутствии двух понятых. В протоколе осмотра от 03.09.2013 отражен факт выявленных нарушений лесного законодательства. В ходе осмотра производилась фотосъемка (на что указано в протоколе осмотра), фотоматериалы приложены к протоколу осмотра.
Таким образом, протоколом осмотра от 03.09.2013 зафиксирован факт оставления порубочных и древесных остатков на пожароопасный период на трассе ВЛ на расстоянии менее 10 метров от стен леса и подтверждается приложенными к протоколу фотоматериалами.
Податель жалобы считает, что фотографии, приложенные к протоколу осмотра, не могут являться надлежащими доказательствами по делу, поскольку на них не указаны кварталы и выделы, в которых совершено правонарушение, фотографии не содержат данных о времени производства фотосъемки, подписи понятых и должностного лица, составившего протокол осмотра.
Между тем данные обстоятельства не позволяют считать недопустимым доказательством по делу протокол осмотра от 03.09.2013, который соответствует требованиям статьи 27.8 КоАП РФ и является надлежащим доказательством по делу.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами (актами осмотра места рубок, протоколом осмотра от 03.09.2013) подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения обществом установленных правил и норм лесного законодательства, заявителем в материалы дела не представлено.
Доводы подателя жалобы о процессуальных нарушениях при производстве дела об административном правонарушении не нашли своего подтверждения, в связи с чем подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом (л.д. 46, 47).
16.09.2013 заявитель направил в адрес административного органа ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении в связи с производственной занятостью ответственных лиц, которое поступило в Сланцевское лесничество 17.09.2013 (л.д. 42).
Поскольку ходатайство поступило несвоевременно (в день, назначенный для составления протокола об административном правонарушении) и указанные в нем причины не являются уважительными, административным органом отказано в удовлетворении заявленного ходатайства, протокол составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности.
Нарушение административным органом сроков направления протокола об административном правонарушении не является процессуальным нарушением, влекущим безусловную отмену оспариваемого постановления. Кроме того, у общества имелось достаточное количество времени ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, представить свои возражения, поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении откладывалось по ходатайству общества.
Таким образом, административным органом не допущено процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2013 по делу N А56-63035/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эрланг Северо-Запад"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-63035/2013
Истец: ООО "Эрланг Северо-Запад"
Ответчик: Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области