г. Санкт-Петербург |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А26-6617/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Вилаева Е.В. по доверенности от 30.01.2014 N 08
от третьего лица: Пучинская С.А. по доверенности от 01.10.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27977/2013) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2013 по делу N А26-6617/2013 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Форест-групп"
о признании недействительными решения и предписания от 02.08.2013 по делу N 04-37/31-2013
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН 1071001000828; 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 02 августа 2013 года по делу N 04-37/31-2013 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1а; далее - управление).
В качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Форест-групп" (185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 9, офис 20; далее - ООО "Форест-групп").
Решением суда от 31.10.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой, указывая на незаконность и необоснованность рушения суда первой инстанции, а также ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт и принять новый судебный акт, которым заявление министерства удовлетворить. По мнению подателя жалобы, выполнение проекта освоения лесов является обязательным, нормы, позволяющей не выполнять проект освоения лесов в какой-либо его части, в законодательстве не содержится. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что письмо Россельхоза от 16.11.2012 N НК-10-54/13298, на которое в оспариваемом решении ссылается управление, не имеет юридической силы, поскольку Россельхоз не наделен полномочиями по разъяснению порядка применения законодательства, в том числе в части заполнения и подачи лесной декларации и ее формы, порядка разработки проекта освоения лесов и его состава. Министерство указывает, что вывод управления о создании министерством препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности обществом не соответствует действительности и не основан на нормах закона.
В судебном заседании представитель управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель ООО "Форест групп" поддержал позицию управления. От ООО "Форест-групп" также поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направило своего представителя, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14 декабря 2012 года и 18 декабря 2012 года ООО "Форест-групп" представило в государственное казенное учреждение Республики Карелия "Олонецкое центральное лесничество" четыре лесные декларации об использовании лесов для заготовки древесины в периоды с 25 декабря 2012 года по 24 декабря 2013 года и с 29 декабря 2012 года по 28 декабря 2012 года.
Письмами от 20 декабря 2012 года государственное казенное учреждение "Олонецкое центральное лесничество", действующее от имени министерства, отказало ООО "Форест-групп" в приеме лесных деклараций, мотивируя отказ отсутствием лесосек в проекте освоения лесов на 2012 год.
Решением Комиссии Карельского УФАС России по делу N 04-37/31-2013 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях министерства признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО "Форест-групп", путем отказа в приеме лесных деклараций.
Кроме того, министерству предписано отозвать письма, направленные в адрес ООО "Форест-групп", вновь рассмотреть на предмет согласования лесные декларации с учетом выводов, содержащихся в решении Комиссии Карельского УФАС России.
Не согласившись с указанным решением и предписанием управления, министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании вышеназванного решения и предписания антимонопольного органа недействительными.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления министерства, пришел к выводу, что отсутствие лесосек в проекте освоения лесов на соответствующий год, не является основанием для отказа в приеме соответствующих деклараций.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы присутствующих в судебном заседании представителей сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу министерства не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Согласно части 2 статьи 26 ЛК РФ лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 этого Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, приложения к Приказу Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации" (далее - Порядок) лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.
Из пункта 11 названного Порядка следует, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Частью 1 статьи 27 Лесного кодекса РФ установлено, что использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие лесосек в проекте освоения лесов на соответствующий год, не является основанием для отказа в приеме деклараций.
Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства "О подаче лесных деклараций" от 16 ноября 2012 года N НК-10-54/13298 (направленному в адрес органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений) Рослесхоз считает возможным при заполнении лесной декларации указывать кварталы, выделы и лесосеки декларируемого периода исходя из совокупности лесосек, указанных в проекте освоения лесов (без учета года поступления в рубку). Рослесхоз предлагает довести до лиц, использующих лесосеки для заготовки древесины, данное решение.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 736 от 23 сентября 2010 года, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно части 2 статьи 50 Лесного кодекса РФ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в результате отказа в приеме лесных деклараций министерство необоснованно ограничило право пользования лесными участками ООО "Форест-групп", создало препятствия для осуществления обществом предпринимательской деятельности.
Довод подателя жалобы о том, что письмо Россельхоза от 16.11.2012 N НК-10-54/13298, на которое в оспариваемом решении ссылается управление не имеет юридической силы, поскольку Россельхоз не наделен полномочиями по разъяснению порядка применения законодательства, в том числе в части заполнения и подачи лесной декларации и ее формы, порядка разработки проекта освоения лесов и его состава, отклоняется апелляционной коллегией.
Как правильно указал суд первой инстанции пункты 5.3.5 и 5.3.25 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном постановлением Правительства РФ N 736 от 23.09.2010, которыми Рослесхоз был наделен полномочиями принимать нормативные акты: порядок заполнения и подачи лесной декларации и ее форму, а также порядок разработки проекта освоения лесов и его состав, утратили силу с 17 июля 2012 года.
Федеральное агентство лесного хозяйства с 17 июля 2012 года не наделено полномочиями принятия нормативных актов. Однако письмо, направленное Рослесхозом в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, не является нормативным правовым актом, а является разъяснением о порядке применения изданного им ранее нормативного правового акта.
Согласно пункту 6.8 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Агентства.
Таким образом, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2013 по делу N А26-6617/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6617/2013
Истец: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: ООО "Форест-групп"