г. Москва |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А40-8472/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Стрела"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.09.2013 по делу N А40-8472/2013, принятое судьей Сизовой О.В. (84-104)
по заявлению: Садоводческого некоммерческого товарищества "Стрела" (ОГРН 1025001631313)
к ответчикам/заинтересованным лицам: 1) ТУ Росимущества в Московской области, 2) ОАО "ЛИИ им. М. М. Громова"
третьи лица: 1) Администрация городского округа (г.о.) Жуковский, 2) Комитет по управлению имуществом Администрации г.о. Жуковский
о признании недействительными: приложения к распоряжению ТУ Росимущества в Московской области от 29.12.2011 N 947 - в части передачи земельного участка с кадастровым номером 50:52:0020226:1 в качестве объекта, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ЛИИ им. М. М. Громова" ОАО "ЛИИ им. М. М. Громова", передаточного акта от 24.04.2012 - в части передачи земельного участка с кадастровым номером 50:52:0020226:1 в качестве объекта, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ЛИИ им. М. М. Громова" ОАО "ЛИИ им. М. М. Громова"; исключении из Реестра федерального имущества объекта с реестровым номером (РНФИ) - В11510002473, дата внесения - 05.10.2011,
при участии:
от заявителя: |
Герасимова Л.П., Воробьев Р.А. по доверенности от 12.12.2013; |
от ответчиков: |
1) не явился, извещен; 2) Бирюкова Е.А. по доверенности N 198 от 30.12.2013; |
от третьих лиц: |
1) Полозова О.С. по доверенности N 41 от 01.07.2013; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.09.2013 в удовлетворении заявленных требований Садоводческого некоммерческого товарищества "Стрела" (далее - СНТ "Стрела", заявитель) о признании недействительными: подпункта 20 пункта 3 "Земельные участки" Приложения N 2 к распоряжению ТУ Росимущества в Московской области от 29.12.2011 N 947 (с изменениями, внесенными Распоряжением от 10.04.2012 г. N 230) в части утверждения в перечне земельного участка с кадастровым номером 50:52:0020226:1; передаточного акта от 24.04.2012 г. в части передачи земельного участка с кадастровым номером 50:52:0020226:1 в качестве объекта, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ЛИИ им М.М. Громова", ОАО "ЛИИ им М.М. Громова"; об исключении из реестра федерального имущества объекта с реестровым номером (РНФИ) - В11510002473, дата внесения - 05.10.2011 (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК Российской Федерации), отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, СНТ "Стрела" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, ввиду не выяснения всех обстоятельств, неправильного применения судом норм материального права, исходя из чего, оно подлежит отмене.
Отзывы на апелляционную жалобу от ответчика N 1 - ТУ Росимущества в Московской области, и третьих лиц Администрации городского округа (г.о.) Жуковский, Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Жуковский не поступали.
ОАО "ЛИИ им. М. М. Громова" (ответчик N 2) в представленном отзыве указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы, указал на соответствие оспариваемых ненормативных актов требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель третьего лица - Администрация городского округа (г.о.) Жуковский поддержала доводы заявителя.
Представитель ответчика - ОАО "ЛИИ им. М. М. Громова" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика - ТУ Росимущества в Московской области и третьего лица - Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Жуковский.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ФГУП "ЛИИ им. ММ Громова", правопреемником которого является ОАО "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова", являлось пользователем земельного участка с кадастровым N 50:52:0020226:1, площадью 387 000 кв.м, расположенного по адресу: 140182, Московская область, г.Жуковский, в р-не "Наркомвод" между ограждением промзоны ЛИИ им. Громова и р. Москвой.
Указанный земельный участок был сформирован из землеотвода предоставленного Летно-исследовательскому институт) в постоянное пользование в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 1954-823с от 29.08.1946 и Распоряжением Совета Министров СССР N 15156-рс от 17.06.1952, что подтверждается картографическим планом.
ТУ Росимущества в Московской области Распоряжением от 29.12.2011 N 947, приняло решение о приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова"" путем преобразования в открытое акционерное общество "Летно-исследовательский ином гут имени М.М. Громова".
Пунктом 3 указанного распоряжения утвержден перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" согласно приложению N 2.
ТУ Росимущества в Московской области Распоряжением от 10.04.2012 N 230, приняло решение о дополнении пункта 3 Приложения N 2 к Распоряжению N 947 от 29.12.201, в том числе земельным участком кадастровый N 50:52:0020226:1, расположенным по адресу: Московская область, г.Жуковский, в р-не "Наркомвод" между ограждением промзоны ЛИИ им. Громова и р. Москвой.
Таким образом, земельный участок кадастровый N 50:52:0020226:1 включен в передаточный акт объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова", данный земельный участок имеется в наличии и может быть передан ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова".
В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу пункта 1 статьи 3.1. Земельного кодекса РФ, к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Согласно п. 15 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", управление и распоряжение объектами федеральной собственности за исключением случаев предусмотренных актами Российской Федерации, осуществляется Правительством РФ.
ФГУП "ЛИИ им М.М. Громова" являлся Государственным научным центром.
Согласно Федеральному закону N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" управление и распоряжение земельным участком, находящимся в муниципальной собственности относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что Администрация г.о. Жуковский не вправе была распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 50:52:0020226:1 относящийся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, земельный участок кадастровый N 50:52:0020226:1, является собственность Российской Федерации (федеральной собственностью), составляет казну Российской Федерации, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества, муниципальной собственностью никогда не являлся, и являться не может в силу закона.
Полагая, что спорные ненормативные акты являются незаконными, нарушают права и законные интересы СНТ "Стрела" в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно системному толкованию ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права, вопреки доводам подателя жалобы, применены правильно.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, оспариваемые ненормативные акты соответствует закону и приняты ответчиком в рамках предоставленных ему полномочий.
Вместе с тем, апелляционный суд исходит из того, что Распоряжение ТУ Росимущества в Московской области о 29.12.2011 N 947, Передаточный акт от 24.04.2012, - в части передачи земельного участка с кадастровым номером 50:52:0020226:1 в качестве объекта, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ЛИИ им.М.М.Громова" ОАО "ЛИИ им.М.М.Громова" по своему содержанию являются документами, содержащими информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
В свою очередь, соответствующие разрешения и ограничения устанавливаются уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законом, что и было сделано ответчиком.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что оспариваемое распоряжение не создает заявителю препятствий для осуществления экономической деятельности, поскольку заявитель не является правообладателем земельного участка по адресу: Московская область, г.Жуковский, в р-не "Наркомвод" между ограждением промзоны ЛИИ им. Громова и р. Москвой (кадастровый номер N 50:52:0020226:1), заявленные требования СНТ "Стрела" не имеют цели восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, как это предусмотрено ч. 1 ст. 4 АПК РФ.
Кроме того, ссылка заявителя на договор аренды от 25.11.2009 N 1593-КЗ, заключенный с Администрацией г.о. Жуковский, с учетом обстоятельств дела, не может повлиять на правомерность выводов суда первой инстанции.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании решений государственных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Ходатайство о восстановлении срока на обжалование оспариваемых актов ТУ Росимущества в Московской области, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем заявлено не было.
Суд первой инстанции достоверно установил, что 09.07.2012 заявитель знал о принятии оспариваемого Распоряжения ТУ Росимущества в Московской области от 29.12.2011 и Передаточном акте объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова".
СНТ "Стрела" не представлены доказательства, подтверждающие наличие причин пропуска срока на подачу заявления об оспаривании приказа Москомархитектуры по уважительным причинам.
В соответствии со ст. 113 АПК РФ, процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.
Согласно ст. 114 АПК РФ, процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года установленного срока.
В силу действия ст. 115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Пропуск заявителем без уважительных причин срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.09.2013 по делу N А40-8472/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8472/2013
Истец: СНТ "Стерла", СНТ Стрела
Ответчик: ОАО "ЛИИ им.М.М.Громова", ОАО Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в МО
Третье лицо: Администрация городского округа (г.о.) Жуковский, Администрация городского округа Жуковский, Комитет по управлению имуществом Администрации г. о. Жуковский, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Жуковский