город Ростов-на-Дону |
|
09 февраля 2014 г. |
дело N А32-28938/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей Н.В. Сулименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Люлькиной Е.Р.
при участии:
от закрытого акционерного общества "ЗИМ Раша": представитель Серебренников С.Ю. по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 по делу N А32-28938/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "ЗИМ Раша" (ИНН 2315069296, ОГРН 1032309079934) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новороссийску Краснодарского края о признании незаконным решения
принятое в составе судьи Орловой А.В.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ЗИМ Раша" (далее - ЗАО "Зим Раша", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Новороссийску Краснодарского края (далее - ИФНС России по г.Новороссийску Краснодарского края, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции N 55674 от 07.06.2012 в части уплаты недоимки в размере 17 098 128 руб.
Решением суда от 11.10.2013 признано недействительным решение инспекции N 55674 от 07.06.2012 в части уплаты недоимки в размере 17 098 128 руб. Взыскать с инспекции в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
ИФНС России по г.Новороссийску Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда от 11.10.2013, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обществом необоснованно применена ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении несоответствующих требованиям, установленным пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации транспортно-экспедиционных услуг.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате проведения камеральной налоговой проверки второй уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года, представленной обществом, инспекцией вынесено решение от 07.06.2012 N 55674 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 41 912 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 17 098 128 руб.
Оспариваемая сумма начислена налоговым органом в связи с неправомерным применением налоговой ставки 0% к выручке по разделу 6 налоговой декларации по НДС, что повлекло за собой доначисление суммы налога на добавленную стоимость по ставке 18% в размере 17 098 128 руб.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение инспекции УФНС России по Краснодарскому краю было вынесено решение, которым решение инспекции утверждено, апелляционная жалоба общества удовлетворена частично.
Не согласившись с решением инспекции от 07.06.2012 N 55674, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Общество оказывает услуги в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания на рынке международных перевозок грузов размещенных в контейнерах, в импортно-экспортном направлении.
В ходе проверки налоговому органу были представлены договора между ЗАО "Зим Раша" и его контрагентами, счета фактуры, акты по оказанным в порту г. Новороссийска услугам по хранению 20 футовых контейнеров, документационному сбору, терминальной обработки и ТЭО в порту Новороссийск, организации погрузочно-разгрузочных работ с внутрипортовым перемещением, организации погрузочно-разгрузочных и складских услуг.
Оказание услуг, осуществлялась ЗАО "Зим Раша" с привлечением третьих лиц: ОАО "НМТП " на основании заключенного с ЗАО "Зим Раша" договора N 602-7270 от 01.02.2010 г. на перевалку контейнеров, вывозимых(ввозимых) с / (на) территорию России, согласно которому перевалка представляет собой проведение погрузо-разгрузочных работ по перевалке груза на или с борта судна, в том числе: работы по креплению/раскреплению контейнеров на палубе судов-контейнеровозов, работы по тальманскому учету контейнеров на судне, досмотр контейнеров и иные услуги в порту Новороссийск.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 261-ФЗ от 08.11.2007 г. "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевалка грузов представляет собой комплексный вид услуг и/или работ по перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении.
Таким образом, транспортно-экспедиционное обслуживание в порту Новороссийск представляет собой комплексное проведение погрузо-разгрузочных и иных работ по перевалке груза на борт либо с борта судна.
На основании изложенного следует, что понятие перевалка грузов, включающее в себя оборот: "при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении" соответствует формулировке ст. 164 НК РФ: "при организации международной перевозки".
Согласно пп.2.1.п.1.ст.164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров, под которой в целях настоящей статьи понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями: - транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
С учетом положения, предусмотренного ст. 11 НК РФ, понятие и предмет договора транспортной экспедиции определен в ст. 801 ГК РФ, в соответствии с которой экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Таким образом, законодатель, определяя предмет договора, предусматривает, что экспедитор может фактически исполнить услуги, связанные с перевозкой груза, или только определить, согласовать и проконтролировать выполнение мероприятий, направленных на решение задач, предусмотренных договором. То есть можно говорить, что требования, предъявляемые заказчиком (клиентом) к экспедитору, а, следовательно, и варианты его поведения могут существенно отличаться.
Согласно статье 801 ГК РФ, среди услуг, оказываемых по договору транспортной экспедиции, можно выделить следующие:
- организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом;
- заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
- обеспечение отправки и получение груза;
- получение требующихся для экспорта или импорта документов;
- выполнение таможенных и иных формальностей;
- проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
- хранение груза;
выполнение других обязанностей, связанных с перевозкой, и иных операций и услуг, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Гражданское законодательство не содержит запрета на заключение договора транспортно-экспедиторских услуг в отношении перевозимого товара только в отношении части маршрута, по которому осуществляется перевозка товара.
Статей 805 ГК РФ предусмотрено, что если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
Оказанные обществом поименованные выше услуги, соответствуют перечню, указанному в п.2.1. п.1. ст.164 НК РФ, с учетом положения ст. 4 Федерального закона N 261-ФЗ от 08.11.2007 г. "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", характеристик данных услуг содержащихся в национальном стандарте ГОСТ Р52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские" утвержденные Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3012.2004 г., N 148-ст. Оказанные Обществом поименованные выше услуги, соответствуют перечню, указанному в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, с учетом положения статьи 4 Федерального закона N261 -ФЗ от 08.11.2007 г. "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", характеристик данных услуг содержащихся в национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские" утвержденные Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 г., N148-ст.
Таким образом, вывод налогового органа о правомерности применения ставки 0% только лишь при наличии условия о непосредственном участии налогоплательщика в организации международной перевозки (наличие договоров перевозки) противоречит положениям действующего законодательства.
Обществом представлены надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ для подтверждения правомерности применения ставки 0 процентов при реализации услуг по организации перевозки грузов, что не оспаривается налоговым органом.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные обществом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы инспекции о том, что для квалификации договора в качестве транспортной экспедиции необходимо, чтобы общество доказало наличие у него статуса грузоотправителя или грузополучателя, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено заключение договоров с перевозчиком экспедитором от своего имени, тогда статусом грузоотправителя будет обладать сам экспедитор. Подобный подход отражен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 11612/10.
Суд проанализировал представленные к договорам документы (указаны в решении) и сделал обоснованный вывод о том, что представленные договоры применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам являются договорами транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В связи с этим вывод суда о наличии у общества права на применение ставки 0 % по спорным транспортно-экспедиционным услугам, оказанным им при организации международной перевозки основан на правильном применении норм права к установленным им конкретным обстоятельствам, соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам и правовой позиции ФАС СКО, изложенной в постановлении от 16 мая 2013 г. по делу N А32-43736/2011.
Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у апелляционного суда не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 по делу N А32-28938/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28938/2012
Истец: ЗАО "ЗИМ Раша"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску Краснодарского края
Третье лицо: ИФНС Росии по г. Новороссийску
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18757/14
28.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3159/14
09.02.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20248/13
11.10.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28938/12