город Омск |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А81-4016/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 10 февраля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12017/2013) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.10.2013 по делу N А81-4016/2013 (судья Садретинова Н.М.), рассмотренному в порядке упрощённого производства по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901012479, ОГРН 1028900510980)
к обществу с ограниченной ответственностью "Косатка" (ИНН 8901023960, ОГРН 1108901000405)
о взыскании финансовых санкций за нарушение страхователем срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 2660 руб.,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в г. Салехарде ЯНАО, Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Косатка" (далее по тексту - ООО "Косатка", Общество, заинтересованное лицо) о взыскании финансовых санкций в размере 2660 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением по делу Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении заявленных ГУ - УПФ РФ в г. Салехарде ЯНАО требований в полном объёме.
При этом арбитражный суд исходил из существенного нарушения Пенсионным фондом процедуры привлечения Общества к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что рассмотрение материалов проверки состоялось 27.12.2013, в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного, по мнению подателя жалобы, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
При этом Пенсионный фонд указывает, что в случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
В апелляционной жалобе Пенсионного фонда также содержится ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
ООО "Касатка", надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Обществом 27.11.2012 в территориальный орган Пенсионного фонда были представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2 квартал 2012 года, о чём составлена расписка в приеме документов, содержащих индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц.
При проведении проверки данных сведений на предмет своевременности их представления должностным лицом ГУ - УПФ РФ в г. Салехарде ЯНАО был установлен факт представления указанных сведений с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ).
В связи с чем 27.11.2012 органом Пенсионного фонда составлен акт N 7 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. К акту приложен расчет финансовых санкций ООО "Косатка".
Данный акт с указанием времени, места и даты рассмотрения материалов проверки был направлен в адрес страхователя по почте заказным письмом с уведомлением, что подтверждается материалами дела.
Согласно акту, рассмотрение материалов проверки назначено на 27.12.2012 в 10-00 часов.
На основании материалов проверки начальником ГУ - УПФ РФ в г. Салехарде ЯНАО 09.01.2013 вынесено решение N 7 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений за 2 квартал 2012 года в виде штрафа в размере 10 процентов от причитающихся за указанный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Рассмотрение акта состоялось в отсутствие представителя Общества, что следует из решения ГУ - УПФ РФ в г. Салехарде ЯНАО от 09.01.2013 N 7 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решение также отправлено страхователю почтовой связью, что подтверждается материалами дела.
На основании указанного решения в адрес заинтересованного лица было выставлено требование от 08.02.2013 N 2, которым Обществу было предложено в добровольном порядке в срок до 11.03.2013 уплатить штрафные санкции в размере 2660 руб.
Поскольку в добровольном порядке означенное требование исполнено не было, Пенсионный фонд во исполнение абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
24.10.2013 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое ГУ - УПФ РФ в г. Салехарде ЯНАО в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 4 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах: единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 27-ФЗ установлено, что основными целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе отнесены лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные федеральным законом.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество не исполнило возложенную на него действующим законодательством обязанность по своевременному предоставлению индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц за 2 квартал 2012 года, сведения предоставлены 27.11.2012, в то время как должны быть предоставлены не позднее 15.08.2012.
Как уже было указано выше, в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Несвоевременное представление Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лица подтверждается материалами дела.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу пришел к выводу о ненадлежащем уведомлении Общества о времени и месте рассмотрения акта проверки и материалов проверки.
В силу абзаца 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При этом неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, только в том случае, если это лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Таким образом, по верному замечанию суда первой инстанции, статьёй 39 Закона N 212-ФЗ лицу, привлекаемому к ответственности, предусмотрен ряд гарантий права на защиту (обязательное извещение о времени и месте рассмотрения дела, право представлять возражения и объяснения).
Из содержания статей 38 и 39 Закона N 212-ФЗ следует, что рассмотрение материалов проведенной в отношении страхователя проверки возможно только в том случае, если контролирующий орган располагает сведениями о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения материалов проверки либо самого лица, привлекаемого к ответственности, либо его уполномоченного представителя.
При этом, если по итогам проверки составлен акт, в котором фондом также может быть отражена информации о дате и времени рассмотрения материалов проверки, контролирующий орган обязан в силу положения статьи 38 Закона N 212-ФЗ предпринять меры для вручения данного акта либо под расписку, либо иным другим способом, свидетельствующим о дате получения такого акта, за исключением такого способа, как направление по почте заказным письмом, применяемого лишь в случае уклонения лица от получения акта. В свою очередь, при уклонении лица от получения акта, данный факт подлежит обязательной фиксации в указанном акте.
В случае отсутствия доказательств надлежащего извещения рассмотрение материалов проверки по существу и вынесение по его результатам решения о привлечении к ответственности не может быть признано правомерным.
Как следует из материалов дела, о дате и времени рассмотрения материалов проверки Общество было извещено актом проверки от 27.11.2012 N 7, в котором указано, что рассмотрение акта с учетом представленных страхователем документов состоится в 10-00 часов 27.12.2012 (л.д. 14).
Довод подателя жалобы о том, что рассмотрение материалов проверки состоялось 27.12.2012, отклоняется за неподтвержденностью материалами дела.
Из имеющегося в материалах дела акта усматривается, что рассмотрение материалов проверки состоится 27.12.2012, при этом решение вынесено 09.01.2013, доказательств того, когда фактически рассмотрены результаты проверки, материалы дела не содержат и из текста решения N 7 никоим образом не следует, что такое рассмотрение имело место 27.12.2012. Напротив, по верному замечанию суда первой инстанции, исходя из его содержания, можно сделать вывод, что рассмотрение материалов проверки имело место в день вынесения решения, то есть 09.01.2013.
Документы, свидетельствующие о надлежащем уведомлении Общества о дате и времени рассмотрения материалов проверки 09.01.2013 в материалы дела не представлены.
Более того, на день вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности - 09.01.2013, заявитель не располагал сведениями о получении Обществом акта проверки от 27.11.2012 N 7, в котором содержались сведения о дате и времени рассмотрения материалов проверки. Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте Почты России (www.russianpost.ru), заказное письмо с указанным актом (внутрироссийский почтовый идентификатор - 62900756007905) было возвращено заявителю в связи с истечением срока хранения 14.01.2013, а получено данное письмо ГУ - УПФ РФ в г. Салехарде ЯНАО было только 18.01.2013.
Ссылка Пенсионного фонда на то, что датой вручения акта проверки по почте заказным письмом, считая с даты отправления заказного письма, является шестой день отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не имеет правового значения для дела.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что уведомление о месте и времени рассмотрения акта проверки является самостоятельным действием и нормы, регулирующие порядок вручения акта, на него не распространяются.
В силу статей 38 и 39 Закона N 212-ФЗ рассмотрение материалов проведенной в отношении страхователя проверки возможно только в том случае, если контролирующий орган располагает сведениями о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения материалов проверки. При этом надлежащим извещением является такой факт, когда Пенсионный фонд располагает сведениями о том, что заинтересованное лицо получило уведомление о времени и месте рассмотрения акта проверки.
Между тем данные доказательства в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств, бесспорно свидетельствующих о надлежащем уведомлении страхователя о месте и времени рассмотрения материалов проверки, является правильным.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных ГУ - УПФ РФ в г. Салехарде ЯНАО требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как орган Пенсионного фонда согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождён.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.10.2013 по делу N А81-4016/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4016/2013
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: ООО "Косатка"