город Омск |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А70-9951/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11845/2013) общества с ограниченной ответственностью "ДентоГрад плюс" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2013 по делу N А70-9951/2013 (судья Коряковцева О.В.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДентоГрад плюс" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области об оспаривании постановления от 21.08.2013 N 1044 о привлечении к административной ответственности,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Общества с ограниченной ответственностью "ДентоГрад плюс" (далее - заявитель, ООО "ДентоГрад плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, Управление, административный орган) об отмене постановления от 21.08.2013 N 1044 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2013 по делу N А70-9951/2013 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в договорах на оказание платных медицинских услуг, заключенных ООО "ДентоГрад плюс" с конкретными потребителями, наименований конкретных платных медицинских услуг, предоставляемых по данным договорам, стоимости услуг, сроков их оплаты, условий и сроков предоставления услуг, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало на то, что плановая проверка была проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2018 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2018 N 294-ФЗ), поскольку административным органом были осуществлены проверочные мероприятия по соблюдению Обществом требований Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", что не являлось целью проверки.
По мнению подателя жалобы, административный орган вышел за рамки предмета проверки (соблюдение Обществом требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), согласованного с органами прокуратуры и неправомерно приступил к проверке соблюдения Обществом требований Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В письменном отзыве Управление возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО "ДентоГрад плюс" осуществляет деятельность по предоставлению платных стоматологических услуг населению.
В ходе проведения в отношении Общества плановой выездной проверки на основании распоряжения от 20.03.2013 N 193 должностными лицами Управления обнаружено, что договоры на оказание платных медицинских услуг, заключенные с конкретными потребителями от 19.03.2013 N 1835-13 и от 23.03.2013 N 1847-13, не содержат: наименований конкретных платных медицинских услуг, предоставляемых по данному договору; стоимости услуг, сроков их оплаты; условий и сроков предоставления услуг.
По выявленному факту уполномоченным лицом Управления составлен в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 15.05.2013 N 220 по признакам части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения данного протокола заместителем руководителя Управления вынесено постановление от 21.08.2013 N 1044, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
15.11.2013 Арбитражный суд Тюменской вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании пунктов 1, 2 статьи 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила предоставления платных медицинских услуг), предусмотрены обязательные требования к форме и содержанию договора оказания платных медицинских услуг. В частности, такой договор должен содержать в том числе, перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором; стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты; условия и сроки предоставления платных медицинских услуг.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В то же время, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Протоколом об административном правонарушении, оспариваемым постановлением подтверждается, что договоры на оказание платных медицинских услуг, заключенные Обществом с конкретными потребителями от 19.03.2013 N 1835-13 и от 23.03.2013 N 1847-13, не содержат: наименований конкретных платных медицинских услуг, предоставляемых по данному договору; стоимости услуг, сроков их оплаты; условий и сроков предоставления услуг.
Отсутствие указанной информации лишает потребителя возможности правильно выбрать услугу и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения Обществом обязанности по доведению до сведения потребителя необходимой информации в договорах, непосредственно заключенных с потребителями, материалы дела не содержат, апелляционному суду не представлено,
При этом указание Обществом необходимой информации в согласованном сторонами плане лечения, в прейскуранте цен, в типовом приложении, не свидетельствует о том, что Обществом не было допущено правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а является лишь подтверждением факта несоответствия договоров, заключенных с потребителями на оказание платных медицинских услуг, обязательным требованиям, изложенным в пункте 17 Правил предоставления платных медицинских услуг.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный орган вышел за рамки предмета проверки и неправомерно приступил к проверке соблюдения Обществом требований Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", которые не был включен в цели проверки, ошибочен, и опровергается содержанием распоряжения от 20.03.2013 N 193, на основании которого в отношении Общества была проведена плановая выездная проверка (л.д. 61).
Распоряжением от 20.03.2013 N 193 установлено, что проверка проводится с целью надзора за соблюдением требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, исполнения плана проведения плановых проверок на 2013 год, утвержденного приказом Управления Роспортебнадзора по Тюменской области от 26.12.2012 N 347. Более того, в числе правовых оснований проверки наряду с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указаны и другие Федеральные законы, применяемые в сфере здравоохранения, а также Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ. В рассматриваемом случае оснований для проведения проверки в отношении Общества с соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом 294-ФЗ, у административного органа в данном конкретном случае не имелось, так как дело об административном правонарушении в отношении Общества возбуждено по основанию, предусмотренному в пункте 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не в рамках проведения проверки, предусмотренной Федеральным законом N 294-ФЗ.
Нарушений порядка и срока давности привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2013 по делу N А70-9951/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9951/2013
Истец: ООО "Денто Град плюс"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Управление Роспотребнадзора по ТО)