г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А56-29729/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Петровой Т.В. по доверенности от 05.06.2013.
от ответчика: Бабуриной М.С. по доверенности от 04.02.2014 N 4, Мельникова Н.Е. по доверенности от 22.04.2011.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27209/2013) ОАО "Выборгский Водоканал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2013 по делу N А56-29729/2013 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ОАО "Выборгский Водоканал"
к Комитету по тарифам и ценовой политики
Об оспаривании постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Выборгский Водоканал" (188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13, ОГРН 10547000176596, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценовой политике (193311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, далее - Комитет, ЛенРТК) N 3/13-1.1 от 22.04.2013 по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом.
Решением от 27.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просило решение от 27.09.2013 отменить. Податель жалобы, ссылаясь на постановление Главы администрации МО "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области N 81 от 30.06.2006 "О лимитах водоотведения и водопотребления и нормировании водоотведения (сброса) по составу сточных вод", считает, что ОАО "Выборгский Водоканал" наделено полномочиями по установлению лимитов водопотребления и водоотведения абонентам (субабонентам) согласно утвержденным балансам водопотребления (паспортам водного хозяйства). Данное постановление в силу положений пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как считает податель жалобы, не подлежит обязательному опубликованию. Таким образом, заявитель считает, что он правомерно применял пятикратный тариф при превышении лимита водопотребления, в связи с чем основания для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) отсутствуют.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Комитета по тарифам возражал против ее удовлетворения, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.01.2013 N 5-р Комитетом по тарифам и ценовой политике проведена плановая, документарная, выездная проверка ОАО "Выборгский Водоканал" в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений, связанных с неправомерностью и необоснованностью применения тарифов и надбавок, несоблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В ходе проведения проверки выявлен и зафиксирован в акте от 14.02.2013 N 4 факт оказания обществом потребителям (ОАО "Выборгский молочный комбинат", Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, ИП Самушенкову О.А., ЗАО "ИКС 5 Недвижимость", ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" и др.) услуг по водоснабжению по завышенным тарифам. Так, в период с марта по июнь 2012 года ОАО "Выборгский Водоканал" оказывало услуги водоснабжения превысившим лимит потребления питьевой воды, установленный в договорах на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ, по тарифу 79,70 руб./куб.м. (без учета НДС), в то время как приказом ЛенРТК от 25.11.2011 N157-п на этот период был установлен тариф 15,94 руб./куб.м.; в июле-августе 2012 года - по тарифу 84,45 руб./куб.м. (без учета НДС) (по приказу ЛенРТК - 16,89 руб./куб.м. (без учета НДС)); в сентябре-декабре 2012 года - 88,95 руб./куб.м. (без учета НДС) (по приказу ЛенРТК - 17,79 руб./куб.м. (без учета НДС)).
Выявленные нарушения послужили Лен РТК основанием для составления 08.04.2013 в отношении общества протокола N 3/13-1.1 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением от 22.04.2013 N 3/13-1.1 ОАО "Выборгский Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с указанной в протоколе квалификацией и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 271 412 руб. 51 коп.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества события вменяемого ему правонарушения, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция, оценив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N210-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ в соответствии с данным Федеральным законом подлежат регулированию: надбавки к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; цены (тарифы) для потребителей - ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (пункты 7, 8 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
В силу статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Приказом ЛенТРК от 25.11.2011 N 157-п в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлены тарифы, в том числе, на водоотведение для ОАО "Выборгский Водоканал".
Судом установлено и подтверждается материалами дела подтверждается, что в период с марта по декабрь 2012 Общество оказывало услуги по водоснабжению в размере, в пять раз превышающий установленный ЛенРТК тариф.
В соответствии с пунктом 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правил N 167), расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Под лимитом водопотребления (водоотведения) понимается установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени (п. 1 Правил). Органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого действует Заявитель, как правомерно отметил суд первой инстанции, лимиты водопотребления для абонентов Заявителя установлены не были.
Согласно пункту 58 Правил, лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. То есть, правила допускают издание уполномоченным органом местного самоуправления нормативного правового акта, наделяющего организацию ВКХ полномочиями по установлению лимитов.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель не был наделен органом местного самоуправления полномочиями устанавливать лимиты на водопотребление, в связи с чем посчитал применение повышенного тарифа на питьевую воду, полученную сверх лимита, незаконным.
Податель жалобы, ссылаясь на постановление Главы администрации Муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области N 81 от 30.03.2006 "О лимитах водоотведения и водопотребления и нормировании водоотведения (сброса) по составу сточных вод", считает, что ОАО "Выборгский Водоканал" наделено полномочиями по установлению лимитов водопотребления и водоотведения абонентам (субабонентам) и правомерно применяло пятикратный тариф на услуги водопотребления.
Заявитель не отрицает, что постановление N 81 от 30.03.2006 не было опубликовано, но считает, что обязанность по опубликования муниципальных правовых актов, установленная пунктом 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" возникла только с 01.01.2009, то есть после принятия главой Администрации МО "Выборгское городское поселение" постановления от 30.03.2006 N 81.
Вместе с тем, как правомерно отметил Комитет по тарифам, статьей 55 Устава муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования.
То есть, обязанность по опубликования муниципальных правовых актов имелась и на дату вынесения постановления от 30.03.2006 N 81.
Таким образом, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у заявителя полномочий по установлению лимитов на водопотребление, в связи с чем применение обществом пятикратного тарифа на услуги водопотребления является незаконным, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доказательств принятия заявителем мер, направленных на соблюдение требований законодательства о порядке ценообразования, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении правонарушения.
Следовательно, выводы суда о наличии состава вменяемого административного правонарушения и вины Общества в его совершении, являются правильными.
При таких обстоятельствах общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции принял законный и обоснованный судебный акт об отказе ОАО "Выборгский Водоканал" в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 сентября 2013 года по делу N А56-29729/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Выборгский Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29729/2013
Истец: ОАО "Выборгский Водоканал"
Ответчик: Комитет по тарифам и ценовой политики